Город и его культурное наследие в воспитании патриотических чувств дошкольников
опыты и эксперименты по музыке

Симбирятина Ирина Алексеевна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Город24.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Город и его культурное наследие в воспитании  патриотических чувств дошкольников»

Музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 41

Симбирятина Ирина Алексеевна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей   их среде, природе и культуре своего города, к быту своего народа.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления  о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются   в памяти человека на всю жизнь.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, под влиянием среды, образа жизни и воспитательной работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.  Необходимо помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, культуре и обычаев края и города, приобщать детей к культурно-историческому наследию родного города: знакомить их с культурно-историческими объектами города (музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края, знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов.

В настоящее время воспитание любви к своей Родине, развитие патриотических чувств становится актуальным, как никогда, на протяжении нескольких лет. Коллектив нашего детского сада вплотную занимается данной проблемой.

С чего начинается Родина для каждого из нас? Конечно же с родных мест.

 В конце XVIII в. Кубань вошла в   состав России. В 1865 году казачьему поселению был присвоен статус станицы с наименованием «Славянская» в честь Славянского гусарского полка, несшего здесь приграничную службу. В 1958 году станица Славянская получила статус города и к названию было добавлено «на Кубани», для того чтобы не путать его с уже существующим в СССР городом Славянск, расположенным в Донецкой области.

ФОТО 1. Наш город, Славянск на Кубани, очень преобразился за последние годы. Здесь очень много памятников, известных своей исторической ценностью. Мой опыт работы «Город и его культурное наследие в воспитании патриотических чувств дошкольников». На протяжении 2х лет мы с детьми организовываем экскурсии по нашему городу.

 С достопримечательностями  нашего города   мы с гордостью знакомим наших детей.  

ФОТО 2. В нашем городе есть три памятника Александру Васильевичу Суворову. Мы посетили один из них. Он находится на набережной реки Протоки. А школа №3 в посёлке «Кубрис» носит имя А.В. Суворова, рядом со школой также находится его памятник. Наши дети выучили песню о Суворове.

ВИДЕОФРАГМЕНТ. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Учил Суворов»

ФОТО 3. В городе есть старинный памятник Таманской Армии -это символ нашего города.

С 1975 года на гербе города был изображён  именно этот памятник.

У города богатое культурное наследие. Нам есть, что показать, мы любим свой ухоженный, чистый, красивый город.

Очень долго готовимся к этим экскурсиям, делаем глубокую  предварительную подготовку, готовим  конспекты, подбираем информацию, доступную для дошкольников. 

ФОТО 4,5-В городе   был основан Славянский историко-краеведческий музей. За годы работы Славянский историко-краеведческий музей собрал коллекцию раритетов, рассказывающих об образе жизни казаков Кубани, ремесленников и духовенства. Экскурсовод подобрала материал доступный  дошкольному возрасту. Познакомились со старинными музыкальными инструментами. Детям было очень интересно.

ФОТО 6-.В этом музее хранятся экспонаты Великой Отечественной войны, повествующие о бессмертном подвиге славянцев, воевавших на фронтах и в тылу, сражавшихся в партизанских отрядах и удостоенных наивысших государственных наград. Зал воинской славы помог понять детям о трудностях военных лет.

ФОТО 7,8. Также в Славянске-на-Кубани есть музей природы. Там представлены коллекции предметов природного происхождения, чучел животных и фотоматериалов, раскрывающих особенности и экологические проблемы уникальной природы Восточного Приазовья. Именно в год  экологии (2017) наши дети посетили много мероприятий - «Эколята», занимались волонтёрской деятельностью.

ФОТО 9-В нашем городе есть Аллея Славы, мы с детьми посетили  её, это современный комплекс появился не так давно, повествующий о ратных подвигах наших  земляков. Возложили цветы к вечному огню. Традицией стало проведение тематической акции «Бессмертный полк».

ФОТО 10. С 2004 года по 2013 год в Славянске-на-Кубани и Славянском районе проводился  ежегодный Международный фестиваль Славя́нской культуры.  В августе г. Славянск-на-Кубани  принимает гостей со всей Европы - Россия, Словакия, Сербия ,Болгария, Хорватия, Беларусь, Украина, Польша, Босния, Герцеговина, Чехия, Турция, Румыния.  На ул. Красной, центральной улице города, разворачивается выставка "Россия Мастеровая" - где каждый найдет много интересного. Там представлены экспонаты кубанских хат, кубанской кухни, костюмы, песни, танцы. Наши дети  с родителями  активно посещали это мероприятие.

ФОТО 11,12- Казачество на Кубани, это часть русского казачества Северного Кавказа, населяющая в наши дни территории Краснодарского края, западную часть Ставропольского края и юга Ростовской области, а также Республик Адыгеи и Карачаево-Черкессии. Возглавляет казачество в нашем  городе  Советник Верховного атамана союза казаков России, Головатый Александр Сергеевич. Была организована встреча. Он принёс казачье обмундирование, атрибуты: булава, папаха, бурка. Он подарил именную книгу о казаках и иконы Николая II и Цесаревича Алексея. Дети были тронуты такой встречей.

ФОТО13-День победы. Это традиции детского сада и приглашать ветеранов и ходить на дом. Так же готовим песни , танцы, стихи и небольшие сувениры. Пели песни «Катюша», «Три танкиста», «Первым делом - самолёты» и т.д.. Дети очень воодушевлённо исполняют эти произведения.

ФОТО 14-В городе  очень много сделано для досуга детей, поэтому мы решили  познакомить детей с учреждением для их дополнительного образования. Так в нашем городе есть шахматная школа «Белая Ладья». Красивое белое здание, построенное по уникальному проекту.

ФОТО 15-В центре города есть бассейн « Дельфин», на протяжении более чем 5 лет учреждение предоставляет жителям Славянского района возможность заниматься одним из самых полезных видов спорта - плаванием. мы познакомили детей с этой достопримечательностью, и после посещения –дети с родителями стали посещать бассейн.

ФОТО 16,17-У нас есть художественная школа  для одарённых детей. Нам посчастливилось побывать на выставке работ ученицы, известного художника нашего города - Базик Н.Н.

ФОТО 18-Так же в нашем в нашем городе есть детская школа искусств им.Г. Пономаренко. Дети с большим интересом слушали исполнение  игры на скрипке, фортепиано, саксофоне. Был проявлен интерес к духовым инструментам.

ФОТО 19- У нас в городе 5 действующих соборов. Один из них находится рядом с  нашим садом. Дети с удовольствием посещают эти места. А так же мы тесно сотрудничаем  со священниками, приглашаем их к нам на православные праздники.

ФОТО 20,21,22-   Гордостью нашего города и района является агрофирма- «Сад-Гигант». Один из крупнейших в Европе. В 2019 году агрофирма отмечает своё 90 – летие. «Сад-Гигант» находится на территории пос. Совхозного, который  в последнее время очень преобразился и похорошел. Очень знаменит «Сад-Гигант» своими плодами.

ФОТО 23,24.  На территории «Сад-Гиганта» находится большой стадион, где тренируются ребята со всего города, аллея славы труда, памятник, где увековечены имена династий отдавших свой опыт и труд на процветание агрофирмы, закончена реконструкция парка, где жители посёлка и города занимаются спортом и культурно отдыхают, очень много гостей, которые приезжают полюбоваться красотами нашего города и мы очень гостеприимны и рады всегда гостям. Недавно построена церковь им. Александра Невского.

ФОТО 25. Таким образом, наши дети знакомятся с культурой нашего города, что помогает в развитии патриотических чувств. После экскурсий подводим итог, в виде рисунков понравившихся мест. Скидываем фотографии детей родителям, распечатываем и помещаем в альбом, где в течение года дети рассматривают и вспоминают о приятных впечатлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общестенных отношений в ходе реализации технологии культурых практик (коллекционирование) «Коллекция магнитов «Города России».Основание - культурное наследие

Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)( Коллекция «Магниты - города ...

Презентация "Сохраняем культурное наследие родного города в проектной деятельности с дошкольниками"

Презентация поможет провести с педагогами семинар о сохранении культурного наследия родного города в проектной деятельности с помощью активных методов....

Проект «Приобщение дошкольников к культурному наследию многонационального города Самары».

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением. Поэтому образование в дошкольном учреждении должно строиться как этнокультурная деятельность, учит...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления их с культурным наследием родного края

Статья посвящена воспитанию у детей чувства гражданственности и патриотизма в настоящее время. В статье рассматриваются формы работы по ознакомлению детей с малой Родиной, культурой и традициями родно...

Город и его культурное наследие в воспитании патриотических чувств дошкольников

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу....

"Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего города"

Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к наследию своего горда"...

Формирование чувств гордости за свою страну через культурные традиции. Использование народного фольклора, музыки, танцев и праздников для передачи культурного наследия.

  Фольклор имеет огромное значение в культуре каждого народа. Он передает и сохраняет традиции, ценности и историю народа.                 ...