«Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общестенных отношений в ходе реализации технологии культурых практик (коллекционирование) «Коллекция магнитов «Города России».Основание - культурное наследие
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Кунденок Гульнара Равилевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

( Коллекция «Магниты - города России».

Основание - культурное наследие)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

(КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»

тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений  в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

( Коллекция «Магниты - города России».

Основание – культурное наследие)

Выполнила:

Кунденок Г.Р., воспитатель

 МБУ № 200 «Волшебный башмачок»

Тольятти-2016


Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста

на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)

Коллекция - магниты «Города России ». Основание - культурное наследие)

Группа подготовительная

1. Ценностно-ориентационный шаг

Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях.

Задачи работы с детьми

1. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений.

2. Сделать подборку литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Беседа по ознакомлению с окружающим  «Коллекционирование».

Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием. Активизировать  в словаре понятие «коллекционирование», «хобби». Развивать связную речь: умение задавать и отвечать на вопросы, рассказывать о своих увлечениях.

Экспериментальная деятельность «Волшебные свойства магнита»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов; способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;

Прогулка

Наблюдение   "Береза - символ России".    

Цель: продолжать формировать знания детей о символах России, прививать любовь к родной природе.

«Хороводная игра»

Цель: совершенствовать у детей  навыки видов ходьбы в различных направлениях

Вечер

Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живем». Беседа по содержанию

Цель: Воспитывать любовь и уважение к родной стране, людям, живущим в ней.

Учить внимательно слушать художественное произведение, выделять основную идею, отвечать на вопросы по содержанию. Подвести детей к пониманию значения слов «страна», «Родина».

Рассматривание иллюстраций предметов коллекций

Организовать игры с магнитной доской и магнитной кассой цифр и букв, магнитной геометрической мозайкой

Игры со строительным материалом «Постройка дома» - напомнить детям об основных частях дома, учить строить различные дома, развивать воображение.

Просмотр мультфильма «Коллекция» (Смешарики)

Анкетирование родителей «Увлечения семьи»

- определить уровень заинтересованности родителей по вопросу коллекционирования

Консультация для родителей «Коллекционирование – это увлекательно».

Семинар-практикум «Как оформить коллекцию»

2. Содержательный шаг

Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями.

2.1 «Ознакомление»

Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию), через приобщение детей к коллекционированию

Задачи работы с детьми

1. Обогащать опыт детей представлениями о мире общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др.), расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.).

2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей семье, в своей группе).

3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие).

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

ОО «Познавательное развитие»

Форма: путешествие

«Что мы знаем о  России?»

Цель : расширять представления детей о России как стране,  воспитывать у детей  чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к ее прошлому,

приобщение детей к истории России

Ход ОД

1.Прослушивание песни «Моя Россия» (муз. В.Я.Струве)

Цель: развитие слухового восприятия

2. Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом»

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства к  России

3. Показ территории России на карте мира

Цель: познакомить детей с географическим расположением нашей страны

4.Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»

Цель: способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее.

5. Знакомство со столицей России – Москва

Цель: познакомить детей с достопримечательностями города и выдающимися людьми

6.Физминутка под песню «Богатырская сила» (слова Н. Добронравов, музыка А. Пахмутовой)

Цель: способствовать развитию зрительно-двигательной координации

Утро

Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"

Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений. Отвечать на вопросы

Дидактические игры:

 «Назови, какие бывают дома? », «Назови, что покажу» (фотографии со значимыми объектами,

«Назови свой адрес»

Прогулка

Наблюдение  «Дома, в которых  мы живем»

Цель: рассмотреть дома ближайшего окружения; уточнить представления детей  о жилых  и общественных  зданиях; формировать представления об образе  жилого и общественного дома

 (цоколь, стены, крыша, двери, окна); учить замечать характерные, отличительные особенности зданий.

Д/И «Дорисуй сказочный дом»

Вечер

Гимнастика пробуждения Цель: способствовать профилактике плоскостопия при хождении по массажным дорожкам.

Наш дом. ( В.Степанов)

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну—наш общий дом.

Аппликация «Город мой» (коллективная работа)

Цель: формировать у детей навыки групповой работы (распределять работу между собой, принимать участие в обсуждении композиции, отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях разного назначения).

Д/игра «Геральдика»

Цель: закрепить представление о символике родного города и страны

Физминутка «Мы по городу шагаем».

Цель: учить детей выполнять ритмичные движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.        

Рассматривание альбома «Город Тольятти», «Наш старинный город»

Открытки с городскими пейзажами.

Организовать игры со строительным материалом: «Улица моего города»

Предложить детям  настольно-печатные игры: «Кто, где живёт? », «Наш город», «Собери домик», «Собери матрёшку»;

кроссворд «Город, в котором я живу»

Организовать с/р игру «Улицы города»

Воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости, активизировать в речи детей слова «водитель», «шофер», «поездка», «пассажиры».

Предложить родителям оформить в группе вместе с детьми свою выставку коллекций

Предложить родителям совместно с детьми посетить городской краеведческий музей.

Фотовыставка «Люби и знай, город, в котором ты живешь»

2.2 «Освоение»

Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений и присвоение определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации в процессе сбора коллекций.

Задачи работы с детьми

1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, в семье), диапазоне ценностей мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи) на примере предметов коллекционирования.

2. Формировать у детей представление о ценностях мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи), закрепленных в предметах коллекционирования.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Беседа "Москва - столица России"

Цель: формировать представление, о том, что Москва самый большой город нашей страны; главный город; столица. Расширять кругозор, обогащать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать любовь к Москве и России в целом.

 Просмотр презентации "Мой любимый город Москва"

Цель: продолжать формировать у детей образ Москвы - столицы, главного города России. Обобщать и расширять знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям. Воспитывать чувство любви к столице нашей Родины)

Прогулка

Наблюдение за работой шофера

Цели: уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

СР/И «Улицы города»

Цель: Воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости, активизировать в речи детей слова «водитель», «шофер», «поездка», «пассажиры»

Вечер

Конструирование «Улицы Москвы»

Цель: развивать представление об окружающем мире, о конструируемых объектах: дома – одноэтажные, многоэтажные. Уточнять понимание эстетических построек, чтобы здания (улицы) были красивыми, удобными, прочными. Воспитывать любовь к родному городу и к его достопримечательностям

С/р игра"Мы строители"

Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

Рассматривание альбома с изображением достопримечательностей древней Москвы

Продолжать расширять знания детей о городе, вызвать интерес к прошлому и будущему столицы

Настольно–печатная игра «Узнай это место».

Предложить  родителям выучить с детьми дома стихи, пословицы о Москве

Привлечь родителей к созданию  в группе коллекции  магнитов на тему «Города России»

2.3 «Проживание»

Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение самостоятельно интересоваться и получать знания об истории возникновения городов нашей страны.

2. Формировать у детей умение  применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

3. Формировать у детей мотивацию сбора коллекции

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

ОО «Конструирование из строительного материала»

Конструкторское бюро «Проекты городов России»

Цель ОД: совершенствовать конструкторские способности в создании архитектурных построек  городов России

Ход ОД

1.Беседа с просмотром видеофильма «Великие города России»

Цель: познакомить детей с отличительной особенностью архитектуры разных городов России

2.Пальчиковая гимнастика «Дом»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев

3.Конструирование

Цель: развивать конструкторские способности детей при сооружении построек нашего города.

4. Физминутка «Кто, где живет»

Цель: разгрузка эмоционального напряжения

5. Блиц-опрос

Цель: закрепить знания детей о городах России


Утро

Беседа «Города России».

 Цель: дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов»

Д/игра «Назови город на букву...» 

 

Прогулка

Наблюдение «Улицы нашего города»

Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера. 

Цель: Формировать представление о родном городе, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города.

П/и  с мячом «Назови улицы города», «Раз, два, три, ну-ка повтори».

Вечер 

Рассказ воспитателя «Для чего нужен герб»

Цель: познакомить детей с историей появления герба, дать знания о том, что у каждой страны, города есть свой герб

Пальчиковая гимнастика

"Дом" 
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)

Рассматривание фотоиллюстраций о городах России. Рассматривание флага и герба России.

Предложить настольно-печатные игры «Символы России», «Страна Россия». Д/и «Собери флаг», «Собери герб» 

- воспитывать желание играть настольными играми, прививать интерес к родной стране

Организовать игры со строительным материалом: конструирование по образцу "Дострой крепость".

Организовывать с/р игру «Путешествие на поезде»

- совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;

- закреплять представления детей о видах транспорта, расширять представления детей о поездке на поезде и профессиях, связанных с этим: машинист, кассир, проводник;

Выставка детских рисунков: «Я люблю тебя, Россия»

Попросить родителей принести фотографии городов, в которых они бывали вместе с

детьми.

Вовлечь родителей в оформление альбома «Моя Родина – Россия», «Великие города»

Папка – передвижка «Россия – наша Родина»

3. Рефлексирующий шаг

Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире общественных отношений и собственного отношения к миру общественных отношений; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи).

2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Беседа на тему: « Мой родной город»

Цель: Закрепить знания о достопримечательностях нашего города. Развивать речь детей.

Д/игры «Опиши магнитик», «Узнай по описанию» «Найди нужный магнит по символике города»

Прогулка

Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью»

Цели:   расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; закреплять умение находить нужную машину по описанию.

Сюжетно-ролевая  игра

 «Магазин»

Цель: тренировать детей в различении отделов магазина (овощи, молочный отдел, мясной отдел и т.д.), активизировать в речи детей развернутые предложения с просьбой продать им какие-либо несколько товаров.

Д/и: «Увеличь количество домов на …. , Уменьши на … »

Вечер

Викторина «Умники и умницы»

Цель: активизировать знания детей по патриотическому воспитанию при объяснении слов и выполнении заданий викторины.

Фотографии с изображением городов;

Альбом с презентациями крупных городов России; д/и

Д/и «Города»

самостоятельно собрать из трех карточек целую картинку и определить,  какой это город.

Экспресс-опрос на тему: «Может ли коллекционирование увлечь дошкольников»

Выставка коллекции магнитов «Города России»

4. Шаг совершенствования

Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о мире общественных отношений, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности.

Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений.

Задачи работы с детьми

1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций.

2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций.

3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Взаимодействие

с родителями

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Презентация коллекции для детей других групп (пригласить детей других групп посмотреть на коллекцию).

Д/и «Назови памятники городов»

Прогулка

 Наблюдение за ветром

Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра.

Сюжетно-ролевые  игры

 «Путешествие по городу на автобусе»

«Я – экскурсовод»,

Цель: Заинтересовать детей путешествием по воображаемому городу. Создать обстановку, в которой будет происходить развитие воображения детей. Помочь им освоить объективный мир взрослых, используя творческую игру как подготовку к участию в общественной жизни.

Вечер

Д/и «Прошлое и настоящее города»

Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому

Рассматривание гербов крупных городов России.

Продолжать знакомить детей с гербами других городов страны. Воспитывать патриотические чувства.

Коллекция магнитов «Города России»

Д/и «Знаешь ли ты город» 

 «Собери картинку», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Фото отчет «Наша коллекция»


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме « Моя родина - Россия»

ОО «Конструирование из строительного материала»

Конструкторское бюро «Проекты городов России»

Возрастная группа: подготовительная

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

- коммуникативно - познавательная

- коммуникативно – игровая  

- двигательно-игровая

- конструктивно - познавательная

- конструктивно – игровая

- коммуникативно – конструктивная

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

- карта мира;

-история родного края;

-достопримечательности родного города;

-памятники нашего города;

- конструирование из строительного материала

Интегрированная форма:

Конструкторское бюро

Образовательные задачи

1.ЗНАНИЕ :

Формировать у детей представление о:

-о карте мира;

-Истории родного края;

-Достопримечательности родного города;

-Памятники нашего города;

2. ОТНОШЕНИЕ :

-Вызвать у детей познавательный интерес к:

- историческому прошлому России;

-Поддерживать стремление детей по собственной инициативе рассказывать о         Родине, своем Городе.

-Формировать у детей уважительное отношение, чувство ответственности и гордости за Родину.

3. ДЕЙСТВИЯ Формировать у детей умение:

-Применять информацию об истории России и Родного края, с  практической деятельностью;

-Применять информацию о достопримечательностях России и Родного края;

-Формировать у детей способность к творческой деятельности, в сооружении построек из строительного материала.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– устное объявление, конверт с письмом

- сюрпризный момент, приход Незнайки

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

–стенд  

- иллюстрации городов

материалы для преобразования и трансформации:

– мелкие игрушки для обыгрывания

материальные средства для деятельности детей:

– конструктор

3. Дидактический материал:

-схемы построек

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

–– интерактивная доска

-мультимедиа проектор  

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивациионно-целевой

1.Появление Незнайки с письмом.

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Чтение письма.

Жители цветочной страны просят вас о помощи подобрать интересные проекты сооружений.

2.А мы расскажем Незнайке о нашей стране –России.

3.Я приготовила видеофильм про города России. Незнайка присоединяйся к нам.

1.Осознают суть данного действия.

2.Рассказ детей о России.

3.Просмотр фильма

Содержательно-деятельностный

1.Подводит детей к выбору темы для построек

2.. Организует детей для работы и ( выбор схем и строительство сооружений)

  1. Выбор  детей темы
  2. Выбор детьми схем и создание построек

Оценочно-рефлексивный

  1. Оценивает результаты детей.
  2. Проводит игру блиц-опрос для закрепления темы.

1.Показывают и рассказывают о своих постройках незнайке,

обыгрывают постройки.

2.Отвечают на вопросы.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

–Ребята, в какой стране мы живем?

-Как называется столица нашей России?

-Какие вы знаете города России?

– демонстрация видеофильма «Великие города России»

– появление персонажа - Незнайки (в исполнении взрослого),

– создание проблемной ситуации,

Текст письма:

«Здравствуйте, ребята! Вас приветствуют жители Цветочной страны. Мы слышали, что у вас в России много достопримечательностей. Мы бы хотели в своей Цветочной стране соорудить красивые архитектурные постройки. Помогите нам, подскажите Незнайке, как нам их построить».

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, ),

– наглядные (демонстрация графических объектов,)

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– практические (упражнение, поручение),

– наглядно-практические (оказание дозированной помощи: с опорой на схему).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД"

Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД...

Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...

Беседа с детьми старшего возраста (5-6 лет) «Уроки бережливости» в ходе реализации проекта по формированию бережливости у дошкольников «Бережливый – это Я»

Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления. Задачи:Познакомить детей с понятием «бережливость», фо...

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование у детей старшего возраста представлений о правилах этикета

Данная картотека содержит дидактические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах этикета.Картотека может быть использована педагогами дошкольно...