Использование эвритмии как современной образовательной технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.
опыты и эксперименты по музыке (средняя, старшая группа)
Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №43 «Буратино»
Петренко Светлана Анатольевна.
Использование эвритмии как современной образовательной технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФОП ДО.
На фоне прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.
Основы искусства эвритмии были разработаны основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером. Еще тогда, в 19 веке, Штайнер заметил, что слово, как и музыка, может служить импульсом для движения. В создании эвритмии большое участие приняли последователи Штайнера, среди которых были и наши соотечественники. Основой музыкальной эвритмии по методу Штайнера стало образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Штайнер и его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей, в первой вальдорфской школе в Штуттгарте.
В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой. Цель эвритмической гимнастики - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;
2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;
4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);
5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;
6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.
Принципы эвритмической гимнастики
Собранность | Здоровье | Творчество | Сопереживание |
Становление мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному. Приобретение опыта для раскрытия творческих проявлений и самореализации. | Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. | Создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать,реализовывать свой творческий потенциал. | Ребенок в ходе занятий получает ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение. |
Готовых методик проведения эвритмической гимнастики пока нет. Для внедрения данной технологии в занятия с дошкольниками специалистам необходимо проявить собственное педагогические творчество. В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.
Занятие с элементами эвритмии в детском саду, как правило, проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движением всех участников.
Этапы занятия
Предварительный | Начало занятия | Основная часть | Заключение занятия |
Подготовка пространства и костюмов. | Создание доверительной атмосферы (приветствие). | Музыкально-ритмический круг с пением, играми на развитие ритмического слуха и ориентировки в пространстве, постановками хороводов, элементов танцев. | Рефлексия, прощание, завершение. |
Занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма.
Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- развитие мелкой моторики;
- развитие крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
С помощью эвритмической гимнастики можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
В презентации раскрывается понятие - педагогической технологии, дается краткое описание современных методов и приемов, авторских программ, используемых в работе музыкальным руководителем....

Использование современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя
В статье описаны современные образовательные технологии, которые использует в своей работе музыкальный воспитатель детского дома....

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот выв...

Презентация "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя в ДОУ"
quot;Современные образовательные технологиив работе музыкального руководителя ДОУ"...

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Слушание, пение, музыкально-ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах - образовательные технологии в ДОУ...

Статья "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"
Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей...
"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ "
Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны ...







