Использование эвритмии как современной образовательной технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.
опыты и эксперименты по музыке (средняя, старшая группа)

Петренко Светлана Анатольевна

Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Музыкальный руководитель МАДОУ д/с №43 «Буратино»

 Петренко Светлана Анатольевна.

Использование эвритмии как современной образовательной технологии в работе музыкального руководителя ДОУ.

  Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФОП ДО.

            На фоне прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.

Основы искусства эвритмии были разработаны основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером. Еще тогда, в 19 веке, Штайнер заметил, что слово, как и музыка, может служить импульсом для движения. В создании эвритмии большое участие приняли последователи Штайнера, среди которых были и наши соотечественники. Основой музыкальной эвритмии по методу Штайнера стало образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Штайнер и его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей, в первой вальдорфской школе в Штуттгарте.

В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой. Цель эвритмической гимнастики - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.

           Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

Принципы эвритмической гимнастики

                                                                                 

Собранность

Здоровье

Творчество

Сопереживание

Становление мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному. Приобретение опыта для раскрытия творческих проявлений и самореализации.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать,реализовывать свой творческий потенциал.

Ребенок в ходе занятий получает ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.

Готовых методик проведения эвритмической гимнастики пока нет. Для внедрения данной технологии в занятия с дошкольниками специалистам необходимо проявить собственное педагогические творчество. В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.

Занятие с элементами эвритмии в детском саду, как правило, проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движением всех участников.

Этапы занятия

Предварительный

Начало занятия

Основная часть

Заключение занятия

Подготовка пространства и костюмов.

Создание доверительной атмосферы (приветствие).

Музыкально-ритмический круг с пением, играми на развитие ритмического слуха и ориентировки в пространстве, постановками хороводов, элементов танцев.

Рефлексия, прощание, завершение.

Занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма.

Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке: 

- ритмические игры; 

- развитие мелкой моторики; 

- развитие крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы)

- пространственная ориентация; 

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением; 

- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.  

С помощью эвритмической гимнастики можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

В презентации раскрывается понятие - педагогической технологии, дается  краткое описание современных методов и приемов, авторских программ, используемых в работе музыкальным руководителем....

Использование современных образовательных технологий в работе музыкального руководителя

В статье описаны современные образовательные технологии, которые использует в своей работе музыкальный воспитатель детского дома....

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот выв...

Презентация "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя в ДОУ"

quot;Современные образовательные технологиив работе музыкального руководителя ДОУ"...

Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Слушание, пение, музыкально-ритмические упражнения, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах - образовательные технологии в ДОУ...

Статья "Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ"

Идя в ногу с современными образовательными процессами, педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей...

"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ "

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны ...