Методическая разработка мастер – класса по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми от 5 до 8 лет с ОВЗ (умственная отсталость)
материал по музыке

Ежова Алена Игоревна

 Цель данного мастер - класса: Показать педагогам возможности логоритмики для преодоления нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного,  речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Материал будет интересен прежде всего тем музыкальным руководителям, которые раюотают с детьми с тяжелыми нарушениями речи и интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Мастер – класс  по образовательной области

« Художественно – эстетическое развитие»

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми от 5 до 8 лет с ОВЗ (умственная отсталость)

 Разработчик: Музыкальный руководитель

                                                                          Ежова Алена Игоревна

                                                               Санкт-Петербург

2023

Цель:  Показать педагогам возможности логоритмики для преодоления нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного,  речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Задачи:

Образовательные:

расширение понимания обращенной к ребенку речи, накопление словаря.

знакомство с основными средствами познания мира  - зрением, слухом, кожно – мышечной чувствительностью.

Коррекционно – развивающие:

укрепление голосового аппарата, создание условий  для развития певческих навыков;

развитие общей моторики, кинестетических ощущений;

формирование, развитие и коррекция слухо – зрительно – двигательной координации;

развитие речевого дыхания и слухового восприятия, слухового внимания, памяти.

развитие чувства ритма, темпа, метра;

Воспитывающие:

воспитание переключения с одного вида деятельности на другую;

формирование коммуникативных навыков, через взаимодействие в логоритмических упражнениях  и играх;

Развитие умения ориентироваться в пространстве:

Знакомство с основными средствами познания мира - зрением, слухом,

кожно – мышечной чувствительностью.

Форма организации: мастер – класс  для педагогов, без участия детей.

Методы: мультимедийная презентация, игровой, наглядно – слуховой, метод совместных действий ребенка со взрослым, метод подражания действиям взрослого,  показ, повторение и закрепление.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, клавесы, бубны, обручи, массажные мячики, карточки  по формированию слоговой структуры слова Травкиной Ж.А.

Список используемой литературы:

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.  Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  методические рекомендации Москва «Просвещение»  - 2020г

 Новикова – Иванцова Т.Н.   Запуск речи неговорящих детей по методике формирования языковой системы (МФЯС)) М. ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад Vвида №1708  - 2012г

Крупенчук О. И. , Воробьева Т. А. Исправляем произношение .СПб Издательский дом Литера - 2010

 Музыкальный материал: Логопедические упражнения и попевки А. Соммарива, О. Камышникова, Д. Степанчишина, Т. Новикова – Иванцова, Эдиз Токсой

I. Вводная часть  

Логоритмикой называют преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Логоритмика является одной из составляющих в системе музыкально- оздоровительной работы в условиях современного ДОУ. Она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как: валеологические  распевки и вокальные логоритмичекие упражнения;

фонопедические упражнения;

дыхательная гимнастика; 

артикуляционная гимнастика;

игровой массаж; 

пальчиковые игры; 

речевые игры и ритмические;

сказки-шумелки; 

коммуникативные игры. 

Одной из основных задач логоритмики является устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей. Сейчас я хочу кратко озвучить некоторые ключевые особенности работы с детьми с ОВЗ (умственной отсталостью). Я работаю в разновозрастной группе с детьми с различными диагнозами и речевыми нарушениями разной степени сложности. Эффективное разучивание логоритмичеких упражнений возможно только при наличии подражания взрослому у ребенка. Если подражание отсутствует, а оно у детей с интеллектуальными нарушениями может быть не сформировано к 5 годам, не возникнет  речевого подражания. Необходимо придерживаться метода многократного повторения упражнений. Движения должные быть простые,  смена движений в упражнениях не может быть быстрой и частой.

II. Основная часть

Демонстрация мультимедийной презентации

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность детей, педагогов

Время

Пение, фонопедические упражнения.

В своей работе я использую распевание по методике Т.И. Новиковой – Иванцовой, это педагог, многие годы работающий с неговорящими детьми.

У меня на  груди значок -  карточка, с изображением гудящего парохода. Для того, чтобы спеть « у» мы рукой как бы собираем звук (показать движение).

Массажные мячики – « ежики».

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Программа предусматривает обучение детей самомассажу, изучение органов чувств. Предлагаю вашему вниманию упражнения с массажными мячиками.

Ритмические игры с шумовыми и музыкальными инструментами.

У детей с УО кинестетическое чувство может быть нарушено, они очень часто неритмичны. Однако, музыкально – ритмические  упражнения, содержащие игру на музыкальных инструментах, ребята очень любят. Не смотря на то, что для них эти упражнения порой бывают сложными, дети с удовольствием их выполняют. А следующее упражнение является еще и фонопедическим.

Видео: Пение гласной «А» в трех вариантах: палец на подбородке, рука на горле, руки стучат по коленям.

Однократное исполнение распевания на «У».

Видео

Дети выполняют упражнение «Ежик и шишка», автор Е. Матвиенко

Игра «По мячу сперва стучу, а потом его качу», авторы Крупенчук, Воробьева.

Видео

Упражнение «С бубном и обручем», музыка Green Day_Shenanigans - cross-dance.  Автор Эдиз Токсой

Упражнение с ритмическими палочками « Дрова», автор А. Соммарива

Педагоги «Вьюга», автор А. Соммарива

III. Заключительная часть

Есть разные упражнения для того, чтобы завершить занятие. Для  детей с ителлектуальными нарушениями соблюдение структуры занятия  имеет большое значение. Сегодня я хочу завершить нашу встречу упражнением с движением «До свидания», автор Д. Степанчишина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.              З...

Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Использование логоритмики на музыкальных занятиях как эффективный вид работы над развитием речи у дошкольников"

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию на занятиях элементов логоритмики для речевого развития дошкольников.Задачи:Познакомить участников ма...

Мастер- класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нар...

Мастер – класс для педагогов «Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми от 5 до 8 лет с ОВЗ (умственная отсталость)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов посредством возможности логоритмики для преодоления нарушений речи детей с УО....