Семинар практикум для воспитателей Тема: ««Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)
Форма проведения: семинар – практикум
Аудитория: воспитатели групп
Количество участников: музыкальный руководитель, воспитатели.
Задачи:
- Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
- Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические игры.
- Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.
- Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.
Ожидаемые результаты: получение необходимых знаний о
значимости музыкально– дидактических игр в развитии ребенка.
Информационно – техническое обеспечение: экран, ноутбук, музыкальный центр, флеш – карта, фортепиано.
Материалы и оборудование: музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, диски.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66,
Семинар практикум для воспитателей
Тема: ««Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».
Музыкальный руководитель:
Мецлер Галия Марсовна (первая квалификационная категория)
город Рубцовск, 2022 год
Форма проведения: семинар – практикум
Аудитория: воспитатели групп
Количество участников: музыкальный руководитель, воспитатели.
Задачи:
- Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
- Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические игры.
- Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.
- Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.
Ожидаемые результаты: получение необходимых знаний о
значимости музыкально– дидактических игр в развитии ребенка.
Информационно – техническое обеспечение: экран, ноутбук, музыкальный центр, флеш – карта, фортепиано.
Материалы и оборудование: музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, диски.
«Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете,
если у него впереди ничего нет радостного»
А. С. Макаренко
Воспитатели садятся на стулья, расставленные полукругом.
Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые воспитатели. Тема нашего семинара практикума «Музыкально-дидактические игры для
развития творческих способностей дошкольников». Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь» Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.
Поэтому я предлагаю вам, познакомиться немного с теорией и попробовать самим проиграть в музыкально- дидактические игры.
Что же такое музыкально – дидактические игры?
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они
объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им
разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях.
Работа с музыкально дидактическими играми в ДОу строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под
руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.
Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно
помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Муз.- дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). Муз.-дид. игры находятся в музыкальных уголках , периодически меняются. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями
играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Еще Антон Семенович Макаренко писал «И я как педагог
должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой. Может быть полезной. Но не близкой. Я должен
обязательно немного играть».
Музыкально-дидактические игры делятся на две группы. Одна группа игр - игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая группа игр – игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете применять в совместной деятельности и в повседневной жизни детей, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы обихода, природные объекты, игровые пособия.
Музыкальный руководитель. Каждое утро вы встречаете своих
воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее
заключается в том, что вы приветствуете ребенка или всю группу в песенной форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»
Муз. рук.:. В последствии на ваше музыкальное приветствие дети тоже могут поприветствовать вас так же, в песенной форме, так как они придумают сами. Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.
- Игры на развитие звуковысотного слуха помогают детям различать звуки, разные по высоте, чисто интонировать, правильно петь.
Игра «Угадай- ка» (млад.гр)
Дети сидят полукругом, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами. А на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих
детей. Первой стала звать мама утка: «Где мои утята, милые ребята?» Кря-кря!( поет низким голосом) А дети утята отвечают тоненьким голосом высоким:
«Кря- кря! Мы здесь».
- Важным в своей работе считаю развитие у детей чувства ритма.
Чувство ритма у детей – это восприятие и воспроизведение временных соотношений в музыке, умение чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкально- дид. игра на развитие чувства ритма «Песня гриба». Музыкальный руководитель предлагает воспитателям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У
каждого воспитателя в руках музыкальный инструмент.
Текст песни:
Дождь идет… дождь идет,
Дождь грибной… дождь грибной. Я расту… я расту
Под сосной… под сосной. Лес притих…. Лес притих Под дождем… под дождем. Еж сидит… еж сидит
Под кустом … под кустом.
Следующая игра называется «Угадай песню по ритмическому рисунку».
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.
Сейчас прозвучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
- Муз. рук.:. А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты».
Муз. рук.:. В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции,
внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
Звучит полька «Добрый жук» из фильма «Золушка». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».
- Игры на развитие тембрового слуха – это игры на определение тембрового окраса голоса и звучания музыкальных инструментов.
Такие игры как: «Угадай кто это?», «Догадайся кто поет?», «Воробей чирикни». Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Наша задача – поддерживать детей интерес к игре на музыкальных инструментах,
воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.
Игры «Угадай инструмент» , «Сыграй как я» и многие другие.
ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов) Мы будем озвучивать стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С. Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник) Тут поднялся сильный ветер, Дудочка, Зашумел в листве, в саду: (фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз : (Кастрюля)
И затихло всё тот час.
Муз. рук.:. С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества.
Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Музыкально – дидактические игры для развития музыкальной памяти и слуха
«Наши песни», «Музыкальный телефон», «Музыкальный магазин», «Что делают в домике? ( на закрепление музыкальных жанров) «Какая музыка?»
Воспитателям раздаю карточки с изображением танцующих вальс,
народную пляску и польку. Звучат музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках, воспитатели узнают произведение и двигаются в характере музыки.
Игра «В гости песенка пришла»
Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей
Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель: В гости песенка пришла
И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
Муз. дид. игр очень много. Есть игры для восприятия музыки, для развития эмоциональной сферы ребенка.
Я думаю, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии
музыкальных и творческих способностей ваших воспитанников, вы их сможете использовать в своей работе.
Желаю вам интересных, весёлых и познавательных игр с вашими детьми! Играйте с детьми и получайте только положительные эмоции.
Всем большое спасибо! До новых встреч! До свидания!
Список литературы.
- Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
- Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
- Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
- Каплунова И. М.Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
- Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.
- Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
- Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский
центр «Академия», 1998. - 240 с.
- Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
Интернет-источник: www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"
Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

мастер-класс для воспитателей " Музыкально- дидактические игры на развитие творческих способностей дошкольников"
Использование дидактических игры способствует укреплению психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую...

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».
Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой и доступной игровой форме дать детям представление о музыке,о ее выразительныз возмлжностях....

Мастер-класс для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"
Цель: Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников. Материал и оборудование:- разноцветные нотк...

Семинар практикум для воспитателей «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»
Задачи:Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактическиеигры.Познакомить воспитателей с методикой ...

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Семинар практикум для воспитателей «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»
ПРОГРАММАпо обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в рамках кружка«Весёлый оркестр»...
