Семинар практикум для воспитателей Тема: ««Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)

Мецлер Галия Марсовна

Форма проведения: семинар – практикум

Аудитория: воспитатели групп

 

Количество участников: музыкальный руководитель, воспитатели.

Задачи:

  1. Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
  2. Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические игры.
  3. Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.
  4. Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.

Ожидаемые результаты: получение необходимых знаний о

значимости музыкально– дидактических игр в развитии ребенка.

Информационно – техническое обеспечение: экран, ноутбук, музыкальный центр, флеш – карта, фортепиано.

 

Материалы и оборудование: музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, диски.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края 658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66,

detsad-53-2011@mail.ru

Семинар практикум для воспитателей

Тема: ««Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».

Музыкальный руководитель:

Мецлер Галия Марсовна (первая                     квалификационная категория)

город Рубцовск, 2022 год

Форма проведения: семинар – практикум

Аудитория: воспитатели групп

Количество участников: музыкальный руководитель, воспитатели.

Задачи:

  1. Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
  2. Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические игры.
  3. Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.
  4. Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.

Ожидаемые результаты: получение необходимых знаний о

значимости музыкально– дидактических игр в развитии ребенка.

Информационно – техническое обеспечение: экран, ноутбук, музыкальный центр, флеш – карта, фортепиано.

Материалы и оборудование: музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, диски.

 «Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете,

если у него впереди ничего нет радостного»

А. С. Макаренко

Воспитатели садятся на стулья, расставленные полукругом.

Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые воспитатели. Тема нашего семинара практикума «Музыкально-дидактические игры для

развития творческих способностей дошкольников». Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь» Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.

Поэтому я предлагаю вам, познакомиться немного с теорией и попробовать самим проиграть в музыкально- дидактические игры.

Что же такое музыкально – дидактические игры?

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они

объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им

разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях.

Работа с музыкально дидактическими играми в ДОу строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под

руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.

Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно

помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Муз.- дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). Муз.-дид. игры находятся в музыкальных уголках , периодически меняются. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями

играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Еще Антон Семенович Макаренко писал «И я как педагог

должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой. Может быть полезной. Но не близкой. Я должен

обязательно немного играть».

Музыкально-дидактические игры делятся на две группы. Одна группа игр - игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая группа игр – игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете применять в совместной деятельности и в повседневной жизни детей, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы обихода, природные объекты, игровые пособия.

Музыкальный руководитель. Каждое утро вы встречаете своих

воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее

заключается в том, что вы приветствуете ребенка или всю группу в песенной форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем.

  1. Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»

Муз. рук.:. В последствии на ваше музыкальное приветствие дети тоже могут поприветствовать вас так же, в песенной форме, так как они придумают сами. Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.

  1. Игры на развитие звуковысотного слуха помогают детям различать звуки, разные по высоте, чисто интонировать, правильно петь.

Игра «Угадай- ка» (млад.гр)

Дети сидят полукругом, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами. А на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих

детей. Первой стала звать мама утка: «Где мои утята, милые ребята?» Кря-кря!( поет низким голосом) А дети утята отвечают тоненьким голосом высоким:

«Кря- кря! Мы здесь».

  1. Важным в своей работе считаю развитие у детей чувства ритма.

Чувство ритма у детей – это восприятие и воспроизведение временных соотношений в музыке, умение чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкально- дид. игра на развитие чувства ритма «Песня гриба». Музыкальный руководитель предлагает воспитателям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У

каждого воспитателя в руках музыкальный инструмент.

Текст песни:

Дождь идет… дождь идет,

Дождь грибной… дождь грибной. Я расту… я расту

Под сосной… под сосной. Лес притих…. Лес притих Под дождем… под дождем. Еж сидит… еж сидит

Под кустом … под кустом.

Следующая игра называется «Угадай песню по ритмическому рисунку».

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.

Сейчас прозвучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

  1. Муз. рук.:. А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты».

Муз. рук.:. В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции,

внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

Звучит полька «Добрый жук» из фильма «Золушка». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».

  1. Игры на развитие тембрового слуха – это игры на определение тембрового окраса голоса и звучания музыкальных инструментов.

Такие игры как: «Угадай кто это?», «Догадайся кто поет?», «Воробей чирикни». Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Наша задача – поддерживать детей интерес к игре на музыкальных инструментах,

воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Игры «Угадай инструмент» , «Сыграй как я» и многие другие.

ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов) Мы будем озвучивать стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С. Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (Треугольник) Тут поднялся сильный ветер, Дудочка, Зашумел в листве, в саду: (фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Трещётка)

Гром ударил ещё раз : (Кастрюля)

И затихло всё тот час.

Муз. рук.:. С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества.

Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

  1. Музыкально – дидактические игры для развития музыкальной памяти и слуха

«Наши песни», «Музыкальный телефон», «Музыкальный магазин», «Что делают в домике? ( на закрепление музыкальных жанров) «Какая музыка?»

Воспитателям раздаю карточки с изображением танцующих вальс,

народную пляску и польку. Звучат музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках, воспитатели узнают произведение и двигаются в характере музыки.

Игра «В гости песенка пришла»

Игра        на        развитие        музыкального        слуха,        памяти        и        исполнительских способностей

Цель: Развивать        музыкальную        память,        умение        петь        без        музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель: В гости песенка пришла

И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди,

Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.

Муз. дид. игр очень много. Есть игры для восприятия музыки, для развития эмоциональной сферы ребенка.

Я думаю, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии

музыкальных и творческих способностей ваших воспитанников, вы их сможете использовать в своей работе.

Желаю вам интересных, весёлых и познавательных игр с вашими детьми! Играйте с детьми и получайте только положительные эмоции.

Всем большое спасибо! До новых встреч! До свидания!

Список литературы.

  1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
  2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.

  1. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
  2. Каплунова И. М.Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
  3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном

воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.

  1. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
  2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский

центр «Академия», 1998. - 240 с.

  1. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

Интернет-источник: www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

мастер-класс для воспитателей " Музыкально- дидактические игры на развитие творческих способностей дошкольников"

Использование дидактических игры способствует укреплению  психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую...

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».

Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой и доступной игровой форме дать детям представление о музыке,о ее выразительныз возмлжностях....

Мастер-класс для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Цель: Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников. Материал и оборудование:- разноцветные нотк...

Семинар практикум для воспитателей «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»

Задачи:Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактическиеигры.Познакомить воспитателей с методикой ...

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»...

Семинар практикум для воспитателей «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»

ПРОГРАММАпо обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в рамках кружка«Весёлый оркестр»...