Консультации музыкального руководителя "Коммуникативные танцы"
консультация по музыке

Первенецкене Дарья Владимировна

Танцы для детей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tantsy_v_detskom_sadu.docx85.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя

Коммуникативные танцы в дошкольном учреждении

  Подготовила: Муз .руководитель МАДОУ д/с 123 Первенецкене Д.В.

  Для процесса музыкального развития детей дошкольного возраста важны общение и опыт взаимодействия со сверстниками. Этим требованиям отвечают коммуникативные танцы, которые развивают взаимопонимание,

помогают ориентироваться в пространстве, способствуют развитию чувства формы у детей.

  Коммуникативные танцы возникли в XX в. на основе народно бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно.

Оно включает в себя сочетание музыки и движения как средство

раскрепощения, «свободы тела и духа», как развил эту тему немецкий композитор К. Орф .

  Все коммуникативные танцы обязательно включают жесты и движения,

которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие

взаимоотношений с партнером и группой. В этих танцах развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт,

инициативность, готовность к общению. Они также развивают симпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной

структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части

иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки».

  Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной музыкальной деятельности детей и педагога, на

музыкальных занятиях, на праздниках.

В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

  • развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  • развитие сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного

эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

  Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются  танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые,доступные для исполнения.

  В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

  Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают

дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции.

  Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.

В коммуникативных играх-танцах нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

  В дошкольное учреждение поступают дети с разным уровнем подготовки.

Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков – многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь

каждый ребенок становится партнером другого.

  Оптимально использование коммуникативных танцев в определенной

последовательности: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с несколькими партнерами, демонстрация доверия к партнеру.

На первом этапе разучивания коммуникативных танцев возможно использование текста для стимулирования общения. В дальнейшем

отсутствие в танце слов усложнит задачу понимания и взаимодействия.

  Следующий этап – развитие взаимопонимания с партнерами. Эти

коммуникативные танцы направлены на поиск взаимопонимания не с одним, а с двумя или тремя партнерами. Если усложнение танцевальных движений не вызывает трудностей, то можно исполнять танцы, где взаимодействуют

четыре партнера – две пары. Здесь развивается способность ориентироваться в пространстве и строить сложные фигуры («мост», «крест», «ворота»).

  Третий этап – демонстрирование доверия к партнерам. Движения

коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние

раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

  Российский педагог Т.Э. Тютюнникова советует другой вариант: вначале предложить детям самим придумать движения, т.е. импровизировать, а затем вместе составить несложный танец. На следующем уроке педагог показывает свой вариант – «танцуем, когда разучиваем, разучиваем, когда танцуем».

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса музыкального развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольников.

ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ

Для детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни

«Четыре таракана и сверчок»

Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

1 фигура

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).

рис1.hello_html_1ee6bf62.jpg

Музыка В

  1. я фраза — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).
  2. я фраза — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо. 3-я фраза — повторение движений 1-й фразы.
  1. я фраза — 4 приставных шага влево.
  2. я фраза — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.
  3. я фраза — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).
  1. фигура
  2. Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в

кругах).

  1. Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

рис2hello_html_20c1f1d1.jpg

  1. фигура

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).

hello_html_6729fc7e.jpgрис3

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

  1. фигура Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).

hello_html_m25f75380.jpgрис4

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).

Музыка В

  1. я фраза — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).
  2. я фраза — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант — кружение в парах шагом).

3—4-я фразы — повторение движений.

5-я фраза — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»). 6-я фраза — повторение движений 1 фигуры.

  1. фигура

Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).

рис5

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

  1. фигура Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

  1. й вариант — обнимаются.
  2. й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

ВАЛЬС ДРУЗЕЙ

Задачи:


Для детей 5-7 лет

-развитие ритмического слуха, произвольного внимания, коммуникативных навыков.

И.и.: дети стоят парами (лицом друг к другу) свободно по всему залу. Руки соединены друг с другом и разведены в стороны.

Потанцуй со мною, Пары кружатся на месте, легко Тихо покружись, покачиваясь из стороны в сторону. Улыбнись мне нежно

И остановись. Останавливаются.

Шаг назад Все выполняют один приставной шаг назад (друг от друга) и слегка приседают.

И шаг вперед. Все выполняют один приставной шаг вперед (навстречу друг другу), слегка приседают.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. 4 хлопка в ладоши партнера. Обнялись. Обнимаются.

Шаг назад Один приставной шаг назад.

И шаг вперед. Один приставной шаг вперед.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. 4 хлопка в ладоши партнера. Обнялись. Обнимаются.

Этот танец удобно включать в программу праздничных утренников, так как могут танцевать все и без подготовки (в тексте проговариваются все движения). Кроме того, этот танец дети могут танцевать со своими родителями. Данный (облегченный) вариант танца можно использовать в работе с детьми 4-5 лет (а также в группах «Особый ребенок»),

Использованная литература:

  1. Белкина В.А., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие [Текст] - Ярославль 1998г.
  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в д/с [Текст] - 1989г.
  3. Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в д/с [Текст]-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцуйте с детьми дома в условиях пандемии коронавируса. Консультация музыкального руководителя для родителей

Танцуйте с детьми дома в условиях пандемии  коронавируса. https://youtu.be/y3SeopbFL0o...

Музыкальная игра на развитие музыкального мышления "Танцующие музыкальные инструменты".

Цель: развитие музыкального мышления, танцевального творчества,эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку....

Танцуйте с детьми дома в условиях пандемии коронавируса. Консультация музыкального руководителя для родителей

Консультация музыкального руководителя для родителей    https://youtu.be/y3SeopbFL0o...

Консультация музыкального руководителя "Танцуют все!"

Танцы внесут в вашу жизнь и жизнь вашего ребенка улыбку и хорошее настроение....

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников»

              Консультация музыкального руководителя                  &la...

Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"

Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"...