РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» (образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»)
рабочая программа по музыке
Дополнительная программа
художественно - эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста 3-4 года
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 135.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа по развитию танцевальных способностей у детей на 2024- 2025 учебный год Составитель: Мельникова Анастасия Николаевна |
СОДЕЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Пояснительная записка ……………………………………………….. | 3 |
2. | Учебный план …………………………………………………………. | 8 |
3. | Содержание программы ………..….………………………………….. | 10 |
4. | Комплекс организационно-педагогических условий ……………….. | 15 |
5. | Список литературы ……………………………………………………. | 20 |
Приложения |
- Паспорт программы
Наименование Программы | Дополнительная программа художественно - эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста 3-4 года «Жемчуг Самотлора» |
Основание для разработки программы | - Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»; - порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом МО и науки РФ от 30.08.2013г. №1014); -федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом МО и науки РФ от 17.10.2013г.№1155); - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; |
Заказчик программы | Педагогический Совет ДОУ, родители воспитанников |
Организация исполнитель программы | МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» |
Целевая группа | Дети 3-4 года |
Составитель программы | Музыкальный руководитель Мельникова Анастасия Николаевна |
Цель программы | Цель - Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, через приобщение к разнообразным видам хореографической деятельности |
Задачи программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
”Возможно, самое лучшее,
самое совершенное и радостное, что есть в жизни,
- это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка”.
А.И.Буренина.
Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Еще столетие назад умение и желание красиво двигаться под музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и вызывают восхищение. Детские танцевальные коллективы всегда пользуются большой популярностью. Танец пробуждает у ребенка светлые и радостные чувства. Дети получают огромное удовольствие от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.
Вид программы: общеразвивающая.
Уровень программы: стартовый.
Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Жемчуг Самотлора» направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Новизна образовательной программы «Жемчуг Самотлора» состоит в использовании «взрослых» терминов в работе с малышами. С первого занятия идет объяснение детям, что в мире танца употребляют французский язык, поэтому танцевальные термины необходимо учиться называть своими именами. Кроме того, в программе большое внимание уделяется логоритмическим и песенным играм, что способствует развитию речи и дыхательной системы ребенка, и играм на основе русского фольклора. Последние, в свою очередь, как было доказано учёными, настраивают мозг ребёнка на положительные эмоции, делают их более склонными к добрым поступкам, соединяют нас с опытом наших предков, воспитывают патриотизм и чувство гордости за нашу страну.
Актуальность программы
Программа способствует укреплению физического развития и эмоционального состояния детей; развивает силу, гибкость и координацию движений; способствует формированию интереса к занятиям хореографией; формирует жизненно важные навыки: правильную походку, красивую осанку.
Программа позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности, привить трудолюбие, терпение, упорство в достижении результата, уверенности в себе, самостоятельность, открытость, помощь и взаимовыручку, общение друг с другом. Это ведущие моменты в процессе обучения.
Педагогическая целесообразность. Содержание данной программы учитывает возрастные и психофизиологические особенности детей трёх, четырёх лет, благодаря чему дети с удовольствием ходят на занятия, учатся трудиться и получать удовольствие от процесса и результатов собственного труда.
В каждом ребенке в большей или меньшей степени заложена потребность в движении, в танце. Основная педагогическая задача – активизировать и поддержать эту потребность. «Добывая» музыкальные знания, ребенок осуществляет мыслительные действия, которые позволяют ему повторить открытия, когда-то уже совершенные. В данном процессе происходит «присвоение» знаний, которые становятся духовным капиталом ребенка.
Программа «Жемчуг Самотлора» способствует адаптировать относительно сложные музыкальные и хореографические понятия к младшему дошкольному возрасту; сформировать навыки исполнения различных танцев, обогатить познания ребенка об окружающем мире представлениями о хореографическом искусстве. Поскольку речь идет о групповых занятиях, предпочтение отдается методике игрового сотрудничества.
Цель программы. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, через приобщение к разнообразным видам хореографической деятельности.
Задачи:
Обучающие
- способствовать формированию основ музыкальной и танцевальной грамотности;
- способствовать формированию у детей потребности к труду, навыка работать над собой во время занятий, умения преодолевать лень и трудности во время обучения.
Развивающие
- способствовать развитию у учащихся физических данных: пластики, гибкости, координации движений, ориентировки в пространстве;
- способствовать развитию творческих способностей у учащихся: фантазию, артистизм, умение импровизировать.
Воспитательные
- способствовать формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
Адресат программы: воспитаники в возрасте 3-4 лет.
Наполняемость групп:
– 10 человек.
На обучение по программе зачисляются дети, желающие заниматься хореографией, без отбора, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом деятельности, а также дети, имеющие рекомендации врача к занятиям хореографией.
В процессе обучения предусмотрено проведение добора обучающихся в группы. Для, вновь зачисленных, обучающихся подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки.
Срок реализации программы: 1 год
1-й год обучения – этап адаптации детей, знакомства с танцевальным залом, структурой занятий, основами сценического поведения, формирования определённых элементарных знаний, умений и навыков.
Формаобучения: очная.
Объём программы и режим занятий:
1 год обучения – 62 часа (по 1 академическому часу 2 раза в неделю);
1 академический час составляет 30 минут.
Режим занятий 2 раза в неделю обусловлен возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Для достижения результата с детьми данной возрастной группы, необходимо регулярно повторять информационный и практический материал при небольшой продолжительности занятий.
Форма и тип занятий: групповые теоретические и практические занятия.
Формы проведения занятий: игры, беседы, творческие встречи, репетиции, открытое занятие, концерт, практические занятия и т.д.
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности: комплексная.
Образовательные технологи: применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий могут быть использованы в случаях, если образовательную деятельность невозможно организовать по причинам отмены учебных занятий в актированные дни, приостановления учебной деятельности в связи с введением карантинных мероприятий, чрезвычайных ситуаций и др.
Ожидаемые результаты
К окончанию обучения воспитанники будут:
- ЗНАТЬ названия и правила исполнения элементарных танцевальных движений, правила поведения на занятии.
- УМЕТЬ ориентироваться в пространстве музыкального зала, самостоятельно танцевать простые движения под музыку, придумывать образы на заданную музыку, передавать настроение танцевальной комбинации.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название модуля | Количество часов | Форма контроля/ аттестации | |
1 год обучения | ||||
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 0,5 ч. | 0,5 ч. | Наблюдение, беседа |
2 | Упражнения и танцевальные элементы на середине зала | 3 | 10 | Наблюдение, беседа |
3 | Музыкально-ритмические игры | 3 | 20 | Наблюдение, беседа |
4 | Партерная пластика | 2 | 10 | Наблюдение, беседа |
5 | Постановочная и репетиционная работа | 2 | 10 | Наблюдение, беседа |
6 | Итоговое занятие | - | 1 | Открытое занятие |
ИТОГО | 10,5 | 51,5 | ||
62 | ||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные части | Основные задачи | Основные средства | Методические особенности |
Подготовительная | Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма | Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки; короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др. | Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия |
Основная | Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций | Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа. | На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала. |
Заключительная | Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов. | Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость. | На эту часть отводится 5-10% общего времени. Проводится краткий анализ достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться Советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает сосредоточить на них внимание на следующем занятии. |
Структура построения занятий
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную, заключительную.
Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач.
- Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального «па» в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения.
- Закрепляющие занятия. Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения каждым ребенком, по очереди (диагональ), начинают дети, выполняющие движения правильно.
- Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции.
- Постановочные занятия. На занятии разучивается рисунок танца, дети учатся эмоционально передавать характер танца.
- Импровизационные занятия. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
№ | Содержание обучения на занятии | Время |
1. | Поклон | 1мин. |
2. | Разминка | 4мин. |
3. | Партерный экзерсис | 3мин. |
4. | Дыхательная гимнастика | 1мин. |
5. | Разучивание танцевальных движений, синхронность исполнения | 9мин. |
6. | Диагональ, разучивание кружений, вращений | 2мин. |
7. | Игра | 8 мин. |
8. | Поклон | 1мин. |
|
| 30 мин. |
На занятиях по хореографии переход от одного этапа к другому готовит механический разогрев мышц, что влияет на подготовку организма ребенка к нагрузке. Занятия проводятся в игровой форме.
Календарный учебный график (Приложение 2)
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Наличие оборудованного зала для занятий. В зале должны быть: коврики, мячи, обручи, аудиоаппаратура.
- Наличие у детей специальной формы для занятий (у мальчиков – шорты и футболка, у девочек – лосины и футболка, купальник для занятий и юбочка).
- Музыкальное сопровождение (наличие аудиозаписей).
Методическое обеспечение:
Занятие. Теоретические и практические занятия являются основной формой учебного процесса. Они характеризуются единством дидактической цели, объединяющей содержание деятельности педагога и дошкольников, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала. Как часть учебного процесса занятия могут содержать: организационный момент, восприятие, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение системы норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нём; контроль и самоконтроль педагога и учащихся.
Музыкальное сопровождение является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное сопровождение должно быть разнообразным и качественно исполненным. Произведения должны быть доступными для восприятия детей, ясными по фактуре, жанру, стилю, разнообразными по характеру и мелодическому содержанию.
На занятиях используется:
- классическая музыка,
- народная музыка,
- музыка в современных ритмах.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:
- словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;
- наглядный качественный показ;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов, разучивание композиций).
Программа «Жемчуг Самотлора» основана на следующих дидактических принципах:
- принцип полезности обучения обеспечивается за счет показа изучаемых упражнений, доходчивого и образного объяснения, использования наглядных средств;
- принцип доступности процесса обучения, который требует, чтобы перед ребенком ставились посильные задачи. В противном случае у него снижается интерес к занятиям. От педагога требуется постоянное и тщательное изучение способностей учащихся, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
- принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
- принцип систематичности и последовательности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учащихся;
- принцип системности предполагает преемственность знаний, связь пройденного и нового материала;
- принцип сотрудничества предусматривает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип природосообразности определяет учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков и возможностей учащихся, при включении их в различные виды деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
Программа состоит из нескольких тематических блоков. В структуру каждого занятия включается изучение программного материала всех тематических разделов.
- Методические разработки, литература по хореографическому искусству; Литература по педагогике и психологии;
- Методические видеоматериалы различных направлений хореографии.
- Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии.
Основные моменты психофизиологического развития детей в возрасте 3-4 лет:
- процесс формирования речи.
В 3 года не все дети хорошо и связно говорят, поэтому речь педагога должна быть лаконичной, четкой, при этом интонационно разнообразной. В процессе игр дети не только исполняют движения, но и вместе с педагогом проговаривают стихи и пропевают песенки, под которые поставлены танцевальные упражнения. Акцент делается на логоритмических играх и элементах пальчиковой гимнастики, способствующих развитию речевого центра.
- мягкие связки, суставы, податливые мышцы.
Именно в этом возрасте есть возможность сохранить и развить природные данные ребенка. Поэтому задача педагога на данном этапе – научить детей и родителей с самого раннего возраста правильно выполнять упражнения на разминку, растяжку, уметь слушать своё тело и знать о необходимости систематических самостоятельных занятий.
- формирование задатков фантазии.
Благодаря фантазии ребёнок с лёгкостью перевоплощается в любой образ. И если педагогу грамотно использовать это свойство учащихся, правильно поставив задачу, давать во время выплеск эмоциям ребёнка, сохраняя благоприятный психологический климат на занятии – в итоге можно получить интересные танцевальные номера и вырастить настоящих артистов.
- непроизвольность памяти.
Это качество стимулирует педагогов придумывать интересные ассоциации, названия к движениям и рисункам танца, чтобы одно слово могло помочь воспроизвести в памяти ребенка нужную информацию.
- основной вид деятельности – игра,
С самого раннего возраста необходимо объяснять детям и родителям, что танец – это тяжелый труд, что урок танцев – это не всегда весело и интересно. Преодоление своей лени, которое вознаграждается потом выступлением на сцене и аплодисментами зрителей. Изначально процесс вовлечения ребенка в занятия идет через игру, но постепенно, мягко, необходимо научить ребенка трудиться на занятиях.
Воспитательный компонент.
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Обучение и воспитание представляют собой неразрывные элементы образовательного процесса. Всем известно, что обучая детей тому или иному виду деятельности, параллельно происходят процессы духовного, нравственного, культурного, эстетического воспитания.
Воспитательная деятельность на занятиях хореографией планируется и осуществляется на основе культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов, с учетом возрастных особенностей детей и принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности.
Занятие хореографией, это в первую очередь развитие физических навыков обучающихся. Физическое воспитание – ориентированно на формирование здорового образа жизни и эмоционального благополучия детей.
Но хореография воспитывает и развивает не только физические и художественные навыки исполнения танца, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения.
Эстетическое воспитание – это выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве. Воспитание музыкальной восприимчивости, развитие хорошего музыкального слуха, хореографической культуры, эстетке поведения при общении с другими обучающимися – все это важнейшие составляющие эстетического воспитания. Дети, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танца.
Духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Основная задача – формирование норм и правил поведения детей в коллективе, развитие чувства уважения и бережного отношения к педагогам и товарищам, взаимопомощи, честности, ответственности, развитие любви к родной культуре. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства, которые также прививаются ребенку при занятии танцами. Эти качества с самых первых лет должны воспитываться в детях для того чтобы иметь успех не только в хореографии, но и в других сферах жизни.
Воспитательная работа складывается из всего чем дети занимаются в процессе обучения – общение с другими детьми, с педагогами, сами занятия, танцевальный репертуар, участие в конкурсах и концертах. Все эти аспекты оказывают непосредственное влияние на формирование личности детей, развитие у него чувства прекрасного.
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов опроса, анкетирования, выполнения практических занятий, участия в мероприятиях, активности воспитанников на занятиях и т.п.
Формы подведения итогов реализации программы: участие воспитанников на праздниках и мероприятиях внутри дошкольного учреждения.
Система оценки результатов деятельности
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Анализ деятельности по художественно-эстетическому развитию предполагает оценку заинтересованности детей в восприятии произведений танцевального искусства. Анализ художественно-эстетической деятельности не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, поквартальное сопоставление с которым позволит более полно фиксировать дальнейшее продвижение каждого ребенка.
Критерии:
1. Движение:
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний- движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма:
1)воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках:
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество:
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
1)танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуютмузыке.
При определении уровня подготовленности детей в зависимости от выполнения различных элементов используем оценки от 1 до 3 баллов:
-правильное одновременное выполнение оценивается в 3 балла - высокий уровень;
-неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после повторного показа – 2 балла – средний уровень;
-неверное, симметричное – 1балл – низкий уровень.
Результаты заносятся в таблицу. (Приложение №1)
Основные методы педагогической диагностики.
- творческий просмотр постановочных работ;
- педагогическое наблюдение;
- анализ результатов участия в мероприятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список для педагога
1. Базарова Н.П. Азбука классического танца/ Базарова, Н.П., Мей В.П. – СПб.: Планета музыки, 2010.
2. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
3. Бондаренко Л. Ритмика и танец. - Киев, 1972.
4.Богоявленская Т. Дополнительная образовательная программа танцевального ансамбля «Санта Лючия» - М.: ООО «Век информации», 2009.
5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб: ЛОИРО, 2000.
6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Лань, 2007.
7. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
8. Вихрева Н.А. Экзерсис на полу.- М.: Сборник МГАХ, 2004.
9. Диниц Е.В. Азбука танцев.- Донецк, 2004.
10. Дмитриева Т.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами игровой деятельности на уроках ритмики. - Москва, 2011.
11. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика – XXI век, 2001.
12. Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Айрис-Пресс, 2007.
13. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкальноритмическом развитии детей. - М., 1998.
14. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. - М., 2007.
15. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин:
учебно-методическое пособие - Киров: КИПК и ПРО, 2011.
16. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов.- М., 2000.
17. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. - М., 1963.
18. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972 - Вып. 1, 1973 - Вып. 2.
19. Ладыгин Л.А. Музыкальное содержание уроков танца //Современный бальный танец. - М., 1976.
20. Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. - М., 1980.
21. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебн. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. - М.: ООО «Век информации», 2009.
22. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое
пособие.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.
23. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. – СПб., 2003.
24. Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам/ Джим Холл; пер. с англ. Т.В. Сидориной. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
25. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика.- М.: Издательский дом «Дрофа», 1998.
26. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. Развитие художественнотворческих способностей детей 4-7 лет средствами ритмики и хореографии. Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. - М.: «Один из лучших», 2008
Литература и интернет-ресурсы для обучающихся:
1. Бардина С.Ю. «Балет, уроки», Москва 2003г.
2. Детская энциклопедия «Балет», Москва 2001г.
3. Детский хореографический журнал «Студия Пяти-па» №1 2003г.
4. Проспект «Национальное шоу России»
5. Проспект «35 лет кафедре хореографического искусства», СПбГУП 1997г.
6. Современные танцы для детей, от балета до хип-хоп. http://www.shake-
7.Все о танцах! Зачем танцевать?!
http://www.liveinternet.ru/users/3562362/rubric/1436469
Для родителей:
1. Форум «Мой ребеноктанцует»https://events.school.mosreg.ru/event.aspx?
event=111876&view=forum&thread=134841
2. Родителям начинающих танцоров. http://maxi-dance.org/content/
3. СурженкоЛ. Как выраститьличность. Воспитаниебезкрикаиистерик. –Издательство: Питер,2011.
Приложение 1
Описание диагностики хореографических способностей
по методике Э.П. Костиной.
Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкально-ритмических упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.
Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале.
3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3.
Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла.
Низкий уровень 1,4 балла и ниже.
По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии.
Мониторинг распределялся по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оценивались по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности:
- Интерес и потребность к восприятию музыки и движений
- Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений
- Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок.
Ф.И. детей | I. ДВИЖЕНИЕ. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. | II. РИТМИКА. Интерес и потребность к исполнению музыкально- ритмических движений. | III. ТВОРЧЕСТВО. Наличие творчества в исполнении выразительности движений | |||||
Приложение 2
Календарный учебный график
Объединение «Жемчуг Самотлора»
Педагог: Мельникова А.Н.
Режим проведения занятий:_2_ раза в неделю по _1_ часу
№ | Форма занятия | Тема занятия | Количество часов |
Теория |
Инструктаж по технике безопасности в танцевальном классе. Объяснение методических правил исполнения программных упражнений и движений. Поклон – мальчики, поклон - девочки | 1 | |
Теория | Понятие вытянутой стопы в воздухе («Козлёнок») | 1 | |
Практика | Игра на понятия «Громко – тихо»: «Весёлый дирижёр» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Теория |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Игра на определение характера музыки «Лягушки и цапли» | 1 | |
Практика | Упражнение на подвижность голеностопного сустава «Червяк» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Разучивание танцевального номера | 1 | |
Практика | Упражнение на подвижность голеностопного сустава «Птенец в яйце» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Игра на определение характера музыки «Слон и мыши» | 1 | |
Теория | Объяснение методических правил и техники безопасности исполнения движеня Методические требования к выполнению упражнений на середине зала. | 1 | |
Практика | Части стопы: шаг на полупальцах «Берёзонька», «Жираф» | 1 | |
Практика | Разучивание танцевального номера. Бег:стремительный, широкий «Страус», бег на полупальцах «Птицы» | 1 | |
Практика | Игра на умение собирать мышцы и расслабляться «Тётя-Мотя». Разучивание танцевального номера | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Упражнения на растяжение и укрепление мышц шеи «Колобок»,
| 1 | |
Практика | Разучивание танцевального номера. | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Прослушивание музыки для постановки. Разъяснение танцевальной и актёрской задач для исполнителей. Объяснение правил исполнения комбинаций. | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Теория | Объяснение правил игры.Объяснение методических правил исполнения программных упражнений и движений | 1 | |
Практика | Отработка танцевального номера. | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Игра на определение конца музыкальной фразы и скорость реакции «Рыбка» | 1 | |
Практика | Упражнение для развития осанки и укрепления мышц кора «Черепаха – жираф», «Самолёт сидя» | 1 | |
Теория | Отработка танцевального номера. | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Игра на определение конца музыкальной фразы и скорость реакции «Яблоко и червяк» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Упражнения на растяжку мышц задней поверхности бедра «Вытягиваем червяка», «Мячик» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Теория | Упражнения на растяжку мышц задней поверхности бедра «Котлетки», «Чемодан», «Охотник» | 1 | |
Теория | Объяснение методических правил и техники безопасности исполнения движений | 1 | |
Практика | Движение рук: имитация «полоскание»
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Логоритмические игры: «У Жирафа»
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Упражнение на развитие выворотности ног «Снежинки», «Телефон», «Лягушка» Игра на передачу настроения музыки: «Болезнь куклы» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
Логоритмические игры: «Едем-едем» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса «Солнышко», «Ножницы», «Орешек» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Упражнение на растяжку мышц паха«Клоун», «Книжки» | 1 | |
Практика | Упражнение на развитие шага «Машинки в тоннеле» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Упражнения на укрепление мышц спины «Парус», «Уплываем от акулы» | 1 | |
Практика |
| 1 | |
Практика | Игра на передачу настроения музыки: «Пузыри» | 1 | |
Практика |
| 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основная образовательная программаМАДОУ «Детский сад № 238» г.Перми в соответствии ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа разработана в соответствии с основныминормативно-правовыми документами:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г;* Федеральный государственный образов...

ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного образования "ЦВЕТЫ" (живопись по мокрому слою бумаги):Художественно-эстетическое развитие с использованием здоровьесберегающей технологии.
Приоритетная образовательная область; Художественно-эстетическое развитие.Использование современной образовательной технологии:Здоровьесберегающая. Программное содержание:Познакомить детей с новы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №123» г.Чебоксары на 2016-2017 учебный год в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусств
В материале дана структура рабочей программы музыкального руководителя конкретного дошкольного образовательного учреждения, разработанной на основе федеральных государственных образовательных ст...

Педагогический совет по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Художественно-эстетического развития""
Педагогический совет в ДОУ по теме: "Организация интегрированной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов в области "Х...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....

