Музыкально-фольклорное занятие «Праздник сбора Урожая или сказка с огородной грядки»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с малыми формами русского фольклора.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-фольклорное занятие
«Праздник сбора Урожая или сказка с огородной грядки»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие у детей познавательности и интереса к русской народной культура через ознакомление с традицией празднования сбора урождаю.
- Осенины – Оспожинки.
Задачи: 1. Воспитывать интерес и любовь к русским народным песням, пляскам, к русской народной музыке, осеннему празднику «Осенины-Оспожинки»
2. Развитие творческой активности детей, песенного и танцевального творчества.
3. Под воздействием поэтического, песенного и танцевального фольклора, осуществлять эстетическое развитие личности ребенка.
4. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления детей во всех видах деятельности.
5. Развитие музыкального восприятия, памяти, мышления.
6. Обогащение словаря детей
7. Воспитание дружеских, доброжелательных взаимоотношений между детьми.
В занятие включены следующие упражнения для развития творческой активности старших дошкольников:
1. Придумать движения в соответствии с характером музыки в русской народной игре «Плетень».
2. Сочинить свои мелодии на слова потешек и пословиц.
3. Загадать музыкальные загадки, в которых нужно определить высокое и низкое звучание мелодии.
4. Придумать свои истории, прослушав русскую народную музыку разного характера.
5. Простучать на ударном инструменте знакомую русскую народную мелодию.
6. Придумать свой ритмический рисунок и сыграть на музыкальном инструменте.
7. Играть на ударном инструменте, подстраиваясь к музыке определенного жанра (марш, танец).
Ход занятия:
Зал оформлен в виде русской избы и подворья.
(Звучит аудиозапись русской народной песни. Дети с воспитателем входят в зал, находят клубочек).
Воспитатель: Ребята, смотрите, клубочек. Этот волшебный клубочек любит водить нас с вами по старинным дорожкам. А вы помните, куда он нас водил?
Дети: В русскую горницу.
Воспитатель: Что вы там видели?
Дети: Печь, колыбельку, ухват, прялку……
Воспитатель: По какой же тропинке он поведет нас сегодня? Что интересного покажет? Но чтобы волшебный клубочек покатился и повел нас за собой, нужно спеть ему песенку.
Дети поют: Ты катись, катись клубок
Вейся ниточка
Вейся ниточка, да не путайся.
Говорят: Ниточка, веред беги, за собою нас веди
(пускают клубочек, подходят к плетню)
Воспитатель: Куда же мы попали, угадайте:
«На улице нашей 100 братьев стоят
Все в один ряд вместе связаны» Что это?
Дети: Плетень
(из-за плетня выходит музыкальный руководитель в русском сарафане)
Муз. руководитель: Здравствуйте, гости дорогие, ребятушки удалые, добро пожаловать! На плетень мой засмотрелись? А знаете ли вы зачем на плетень лапти повешены?
Дети: Раньше в огороде скотина паслась, урожай богатый был. Так пройдет, бывало, злой человек, взгляд на лапти бросит, а огорода-то и не заметит
Муз. руководитель: Какие вы умные да догадливые! А играть-то любите? Ну-ка, кто быстрее заплетет плетень сейчас!
Распределимся на 1 команды и переплетем наши ручки, как прутики в плетке. У какой команды плетень готов, тот и начинает.
(Русская народная игра «Заплетися плетень»)
Муз.руководитель: Поиграли, распотешились, а теперь прошу, гости дорогие, проходите в дом, в светлую горницу.
(Дети садятся на лавочки)
Муз.руководитель: Пришли вы ко мне в осеннюю пору. Много в это время работы: овощи поспели, хлеб. Недаром в старину говорили «Весна красна цветами, а осень снопами». Много мудрых слов об осени сказано. А вы что о ней знаете?
Дети: Осенью и у кошки пиры
Осенью без дела сидеть – зимой хлеба не иметь
Осень идет за собой дожди ведет.
Муз.руководитель: Какие красивые слова «Осень идет, за собой дожди ведет». Давайте придумаем на них песенку.
(Дети поют, каждый свою мелодию)
(несколько человек)
Муз.руководитель: Хорошие песни в народе об осени сложены. А вы знаете песню об осени?
(Дети поют песню «Закружила в небе осень»)
Муз.руководитель: Осенью проводилось много ярмарок. А на ярмарку народ-то прихорашивался да наряжался. Вот и наш Ванечка нарядился. Давайте спросим, где он был?
(Кадриль «Ваня милый»)
Муз.руководитель: Ребята, а ведь осенью каждый день к людям с чем-то новым приходил, новую работу приносил. Какой урожай снимали, так этот день и называли. Сегодня день – овощной. Значит, что нужно собирать? (овощи). Какие знаете? (называют). Ребята, давайте с вами сочиним музыкальную сказку. Поможет нам моя волшебная корзиночка. Скажите, у какого овоща есть глазки?
Дети: Картофель
Муз.руководитель: (вынимает из корзины картофель в шапочке) Правильно. Это будет в нашей сказке Батюшка Картофель. Он очень любит поиграть и о себе все хочет знать. А знаете ли вы о картофеле потешки? Только потешки нужно не сказать, а пропеть. Придумать к ним свою мелодию.
Дети поют потешки, каждый на свою мелодию.
- Выросла картошка – хлебу присошка.
- Вот картошка загляденье, вот картошка – объеденье. Без нее нет -нет, не получится обед.
- Картошка - батюшка, капуста – матушка.
Муз.руководитель: Понравились Батюшке Картофелю ваши песенки.
Батюшка Картофель: Все бы хорошо, да вот беда, поговорить мне не с кем. Вот бы мне Матушку Капусту, о которой вы пели.
Муз.руководитель: Не тужи, Батюшка Картофель, будет тебе Матушка Капуста. (Достает из корзиночки Капусту с глазками, ротиком и в платочке)
Муз.руководитель: Вот такая славная Матушка Капуста
Она очень любит петь свою песенку, но поет ее по-разному. Как? (высоко и низко)
(Дети поют «Вейся, капустка» высоко и низко, показывают высоту рукой).
Муз.руководитель: Стали Батюшка Картофель и Матушка Капуста жить да поживать. Все бы хорошо, да одна беда, дочки у них не было. Стали грустить и печалиться. Не грустите. Поможем им ребята? Кто может стать их дочкой, какой овощ?
(Морковка, свекла, редиска)
Муз.руководитель: (достает из корзинки свеколку с бантиком)
Вот вам дочка – Свеколка. Обрадовались Батюшка Картофель и Матушка Капуста и стали жить лучше прежнего. Вот как то раз и говорит Свеколка: «Батюшка Картофель, Матушка Капуста отпустите меня погулять да поиграть». Как отказать любимой дочке, отпустили. Заигралась Свеколка, да ушла далеко-далеко от дома. А что было дальше, вам подскажет музыка.
(Звучит тревожная музыка – русская народная мелодия «Пойте гусли»)
Муз.руководитель: Какая музыка по характеру? (тревожная, взволнованная)
Что могло случиться со Свеколкой?
Дети: Заблудилась (и др. ответы)
(Звучит медленная, грустная музыка – отрывок из песни «Липа вековая»)
Муз.руководитель: А сейчас какая музыка? (грустная, печальная)
Что могло произойти?
Дети: Свеколка испугалась, загрустила, заплакала.
Муз.руководитель: Слезами горю не поможешь. Давайте поможем Свеколке, позовем на помощь
Дети: Ау!... Ау!
Муз.руководитель: Гулял неподалеку молодой да озорной Лучок (достает из корзинки Лук в фуражке). Услышал наши голоса и нашел Свеколку
Звучит «Камаринская».
Муз.руководитель: Что же было дальше? Какая музыка звучит? О чем рассказывает?
Дети: Обрадовалась Свеколка, стали они с Лучком плясать да веселиться.
Муз.руководитель: Пора и нам сплясать. В круг вставайте поскорей, да пляшите веселей.
(Парная пляска «Травушка - муравушка»)
Муз.руководитель: Взял Дружок Лучок Свеколку за руку и пошли они к Батюшке Картофелю и Матушке Капустке. Какой молодец Дружок Лучок, спас Свеколку, давайте же для него веселые частушки о луке споем.
Дети исполняют «Частушки о луке»
Все дети: Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой
Мы о луке вам частушки
Пропоем со всей душой
Девочки: В огороде лук садили
Удобряли и рыхлили
Посмотрите, вырос лук
От семи хворей – недуг
Мальчики: Бродит Коля между гряд
Собирает все подряд
Где лучок, а где сорняк
Не поймет того никак
Девочки: В огороде лук пололи
Всем работа нравится
Только Дима на кровати
Спит, не просыпается
Вместе: Мы ребята удалые
Хоть и ростом небольшие
Принесли веселье вам
Так похлопайте же нам
Муз.руководитель: Видите ребята, все овощи в нашей сказке вместе и устроили праздник. Такой праздник по случаю общего сбора урожая назывался «Оспожинки». «Оспожинки – славный праздник Осень мы встречаем НА полях и огородах Урожай снимали» Ребята, вы поняли, что за день Оспожинки?
Дети: Это когда празднуют окончание сбора Урожая.
Муз.руководитель: Правильно. А что за праздник без игры?
Дети играют в игру «Кубик».
Стоят у кругу, передают кубик (на гранях – детские музыкальные инструменты), говорят:
- Все играет и поет, кубик-кубик, кто начнет?
На ком остановится кубик – выбирает инструмент и:
а) играет русскую народную попевку (ритм) любую знакомую – дети угадывают, находят ритмичные картинку.
б) выбирает жанр (танец, марш) и играет подстраиваясь к ритму музыки вместе с музыкальным руководителем.
в) играет свой ритм – дети повторяют в хлопках.
Муз.руководитель: В старину говорили: «Гостя накормишь – сам сыт будешь!» Угощайтесь, ребятки, булочками.
Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяюшка, за интересную сказку про славный праздник Оспожинки. Жди еще нас в гости. Хотим узнать, как наши бабушки славный праздник «Коляды» встречали.
Воспитатель берет клубок, дети поют песню про клубочек и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЕ ЗАНЯТИЕ «ОСЕНИНЫ-ОСПОЖИНКИ ИЛИ СКАЗКА С ОГОРОДНОЙ ГРЯДКИ»
Музыкально - фольклорное занятие воспитывающее интерес и любовь к русским народным традициям, обычаям, песням, играм, пляскам, к русской народной музыке у детей старшего дошко...

Проект «Исследователи на грядке» (сбор урожая на огороде) Подготовительная к школе группа
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и ...

Сценарий итогового интегрированного занятия «Праздник искусства: В гостях у сказки»- театрализация придуманной совместно с детьми сказки «Про Домовенка Прошку».
Сценарий итогового интегрированного занятия "Праздник искусства: В гостях у сказки" - театрализация придуманной совместно с детьми сказки "Про Домовенка Прошку"...

Сценарий кукольного спектакля "Про Лису-хитрунью, или Сказка огородной грядки"
Персонажи сказки не просто Дед, Бабка или Лиса и другие герои, а дедка Репка, бабка Картошка, внучка Румяное Яблочко, морковка Лиса. Кукольный театр будет интересен детям среднего и старшего дошк...



