«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе развития талантливых и одаренных детей»
статья по музыке

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. По роду своей профессиональной деятельности меня интересуют вопросы одаренности дошкольников в художественно – эстетической образовательной области. А точнее, выявление и развитие вокальных, инструментальных и музыкально –ритмических способностей детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработала:

Музыкальный руководитель

Высшей категории Богданова М. В.

МДОУ «Детский сад №155»

г. Ярославль

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:

«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе развития талантливых и одаренных детей»

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. По роду своей профессиональной деятельности меня интересуют вопросы одаренности дошкольников в художественно – эстетической образовательной области. А точнее, выявление и развитие вокальных, инструментальных и музыкально –ритмических способностей детей.

Одарённый, или способный ребёнок – это ребенок, который по сравнению с возрастными нормами, выделяется ярким, очевидным, выдающимся развитием специальных музыкальных способностей.

Высшим проявлением способностей является Талант.

Музыкальная одарённость – сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные качества. Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью. Особенностью музыкальной одарённости, отличающей её от одарённости к другим видам искусства, является наличие музыкальности. А что же такое музыкальные способности? По определению Б.М. Теплова структура музыкальных способностей включает ладовое чувство, слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство. Все эти способности проявляются и развиваются у дошкольников на музыкальных занятиях в разных видах деятельности: восприятие, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.

Проблема одаренности состоит из выявления, обучения и развития.

Для выявления уровня музыкальных способностей в начале года провожу мониторинг по различным видам музыкальной деятельности.

Мониторинг единый для всех детей. Но уже на этом этапе одаренные дети получают высокий балл.

По результатам мониторинга и неоднократных наблюдений за детьми в организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей делаю выводы об уровне музыкальных способностей каждого ребенка 3-6 лет.

Одарённые дети поют звонче и точнее своих сверстников, лучше и быстрее запоминают тексты песен. У таких детей хорошая музыкальная память. Ритмические и танцевальные движения они выполняют точнее и ритмичнее. У одаренных детей быстрее формируются навыки, которые позволяют им импровизировать и дают выход самовыражению. К 5-6 годам у дошкольников накапливается личный эмоциональный опыт восприятия музыки. Ребёнок сознательно начинает интересоваться не только процессом музыкальной деятельности, но и результатом.

Хочу затронуть ещё одну тему, которая с каждым годом всё более актуальна.

В детских садах с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ.

В прошлом учебном году, с детьми комбинированной группы был поставлен детский мюзикл. За основу была взята русская народная сказка «Заюшкина избушка». Материал был знаком и понятен детям. Несмотря на мои первоначальные сомнения, работа над этим творческим проектом принесла всем удовольствие. При подготовке детям давалось задание самостоятельно продумать и воплотить образы Зайчика, Лисички, Полкана, Медведя, Петушка. На этом этапе было важно дать каждому ребенку возможность самовыражения. Дети получили сольные вокальные и хореографические партии.

И вот что любопытно: несмотря на другие сложности, у таких детей достаточно ярко проявлялись музыкальные способности, а именно пение и игра на музыкальных инструментах.

Приходилось наблюдать, как именно в этих видах деятельности дети с ТНР, с ЗПР необычайно концентрируются, быстро и прочно запоминают мелодию своих вокальных партий и музыкальные партии своих инструментов.

В дальнейшем мы с этим спектаклем очень успешно выступили на театральном конкурсе, и показали его детям других групп нашего детского сада, что тоже является полезным для всех сторон образовательного процесса.

А после премьеры, когда наш мюзикл посмотрели родители, многие были очень удивлены и признавались, что сами не ожидали такого от своих детей. Вот, оказывается, какие талантливые у них дети!

Следует, конечно же понимать, что как бы ни был одарен и талантлив ребенок, его нужно учить. Ребенком нужно заниматься.

Долгое время считалось, чтополучив от родителей этот «ещё незаполненный сосуд», задачей педагогов становится развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.

А в развитие одаренности своих детей в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребенка в его начинаниях и формируют среду для его развития.

Развитие одарённости и музыкальных способностей невозможно без поддержки родителей, поэтому проводится информационно-просветительская работапо вопросам развития, воспитания и обучения детей.

Родители получают рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка (музыка, хореография, театральная студия). Многие наши выпускники продолжают обучение в образовательных учреждениях города.

В свою очередь родители воспитанников оказывают нам помощь в изготовлении костюмов и организации выездных выступлений.

Воспитанники нашего сада на протяжении нескольких лет принимают активное и результативное участие в различных конкурсах районного, городского и всероссийского уровня – как очных, так и дистанционных.

ИТАК,

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросе развития талантливых и одаренных детей представляет собой определенную систему:

1– выявление талантов (способностей) на занятиях и в совместной деятельности, во время проведения диагностических обследований;

2– индивидуальная работа по развитию способностей детей специалистами;

3– кружковая работа в ДОУ;

4– занятия детей в учреждениях дополнительного образования;

5– участие в конкурсах, выступлениях, фестивалях разного уровня;

6– достижения, признание и поощрение одаренных детей.

Как сказал великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды».

Родительская семья и семья детского сада очень близкие понятия. Хочется

нам всем в работе, в деле становления маленьких личностей, которые нам доверены, пожелать чуткости, внимания, терпения и уважения. Это тяжелый, но такой нужный, важный и благородный труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка: трудности и пути решения»

     В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей ...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с родителями это одно из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Надо признать, ...

Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи до...

Круглый стол "Азбука для родителей" Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей

Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи....

Методическая разработка по долгосрочной проектной деятельности.«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах развития детей посредством изучения народного творчества»

Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркост...

Методическая разработка по долгосрочной проектной деятельности.«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах развития детей посредством изучения народного творчества»

Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркост...