В гости к профессору Звукоеду
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Конспект открытого музыкального занятия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
«В гости к профессору Звукоеду»
Интеграция образовательных областей:
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Цель: развить чувство ритма посредством музыкально-игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение ощущать сильные и слабые доли в музыке, различать длительность звуков.
- Учить создавать ритмические рисунки, двигаться ритмично и выразительно, играть в оркестре.
- Развивать способность слышать и точно воспроизводить разные ритмы в музыкальных произведениях.
- Закрепить знания о музыкальных инструментах.
Развивающие:
- Стимулировать психические процессы (воображение, память, внимание, мышление) и координацию движений.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при прослушивании музыки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки и умение взаимодействовать в группе.
Воспитательные:
- Побуждать к проявлению сочувствия и готовности помогать другим.
- Создавать условия для формирования дружеских отношений.
Предварительная работа:
- музыкальная дидактическая игра «Поймай ритм» (развитие умения слышать и прохлопывать длинные и короткие звуки);
- пение: «Песенка-чудесенка» (муз. А.Берлина, сл. Е.Каргановой);
- распевка «Музыкальное приветствие»;
- валеологическая песенка «Доброе утро»;
- упражнение «Лесенка-чудесенка»;
- игра «Бим-бам-бом»;
- музыкальная игра «Музыкальное эхо»;
- прослушивание: П. И. Чайковский «Баба Яга», «Полька».
Оборудование:
- аудиозаписи;
- музыкальные инструменты;
- декоративные башни с флажками.
Музыкальный репертуар:
- «Песенка-чудесенка» (муз. А.Берлина, сл. Е.Каргановой);
- танец «Бим-бам-бом»;
- игра «Музыкальное эхо»;
- оркестр «Веселый оркестр»;
- музыкальное сопровождение для входа детей в зал.
Технические средства:
- музыкальный центр;
- проектор.
Ход занятия
1. Вхождение в ситуацию
Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал под музыку и выстраиваются полукругом в центре помещения.
Музыкальный руководитель (приветствует детей распевом, постепенно поднимаясь по звукам вверх): Здравствуйте, ребята!
Дети (отвечают мажорным трезвучием сверху вниз): Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Чтобы настроение оставалось хорошим весь день, споём весёлую песенку «Доброе утро»!
Валеологическая песенка «Доброе утро» (с движениями):
Доброе утро, улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивые, как в саду цветочки.
2. Актуализация знаний
Музыкальный руководитель: Присаживайтесь на стульчики. Сегодня мы отправимся в гости в лабораторию профессора Звукоеда, где узнаем многое о музыке и ритме. Вы знаете, что такое ритм?
Дети: Это чередование коротких и длинных звуков.
Музыкальный руководитель:
Всё в музыке — есть ритм,
Везде мы ритм встречаем.
И в песне, в танце и в себе,
Когда свой пульс считаем.
В игре на музыкальных инструментах
Нам нужен только ритм!
Теперь в путь!
Музыкальный руководитель (показывает барабан): Посмотрите, какой инструмент у меня в руках? Верно, барабан.
Музыкально-ритмическое упражнение «Весёлый барабан»
- Музыкальный руководитель играет марш — дети маршируют.
- Звучит бег — дети бегают в рассыпную.
- Удар — дети замирают в разных позах.
- Барабан можно передать любому ребёнку.
Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к лаборатории! Перед ней есть четыре башни. Чтобы стать почётными гостями, нам нужно выполнить задания профессора Звукоеда. Согласны?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: Задания написаны на флажках. Как только справимся — вернём флажок на башню. Давайте возьмём первый флажок и прочитаем задание.
(Ребёнок берёт флажок, музыкальный руководитель зачитывает задание.)
3. Открытие нового знания
«Башня слушания музыки»
Музыкальный руководитель: Мы в первой музыкальной башне. Здесь живут люди, которые сочиняют музыку. Как их называют? (Дети твечают.) Верно, композиторы! Они соединяют мелодию и ритм - и рождаются прекрасные произведения. Сейчас мы послушаем два сочинения П. И. Чайковского.
Прослушивание: П. И. Чайковский «Баба Яга»
Музыкальный руководитель: Какой характер у этой музыки? (Дети: таинственная, стремительная.)
Прослушивание: П. И. Чайковский «Полька»
Музыкальный руководитель: А во втором произведении — какая музыка? Что она рисует? (Дети: добрая, волшебная, изящная, воздушная, сказочная, лёгкая, весёлая.)
Музыкальный руководитель: Вы замечательно описали услышанное! Давайте изобразим музыку: под «Польку» превратимся в лесных жителей, а (имя ребенка) будет Бабой Ягой.
(Активное слушание с движениями.)
Музыкальный руководитель: Отлично справились! Поставьте флажок на башню. Отправляемся ко второй башне.
«Башня пения»
Музыкальный руководитель: Здесь живут любители петь.
Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты… (певец!)
А в песне нужен ритм? Конечно! Без него не обойтись. Чтобы стать певцом, нужно много трудиться и тренировать голос. Певцы могут петь высоко, как птички, и низко, как медведи - прямо как по лесенке.
Распевка «Вверх по лесенке шагаю»
Музыкальный руководитель: Голоса разогрелись - можно петь! Что такое песня? (Дети: мелодия плюс слова.) Какую песню мы недавно разучили?
(Музыкальный руководитель играет начало песни.)
Музыкальный руководитель: Узнали? Это «Песенка-чудесенка»! Споём!
Дети поют «Песенку-чудесенку»
Музыкальный руководитель: Какой характер у песни? (Дети: веселая, легкая.) Вы отлично справились — поставьте флажок на башню!
(Дети ставят флажок.)
Переходим к следующей башне!
«Башня танцев»
Музыкальный руководитель:
Отгадайте загадку — и узнаете название башни:
Лишь музыка начнёт звучать,
Не могу я устоять.
На щеках моих румянец,
Когда я исполняю… (танец!)
Танец — это ритмичные, выразительные движения под музыку. С его помощью мы передаём радость и настроение. Давайте станцуем наш любимый танец «Бим-бам-бом»!
(Дети танцуют.)
Музыкальный руководитель: Весело провели время! Поставьте флажок на башню.
(Дети ставят флажок.)
4. Включение нового знания в систему
«Башня музыкальных инструментов»
Музыкальный руководитель: Вот четвёртая, последняя башня. Здесь спрятаны музыкальные инструменты. Назовите их. (Дети перечисляют.) Если играть на них вместе — получится оркестр! Что это значит? (Дети: много людей, играющих на разных инструментах.)
Кто главный в оркестре, кто руководит музыкантами? (Дети отвечают.) Верно, дирижёр! Я буду дирижёром — давайте сыграем в оркестр.
Оркестр «Веселый оркестр»
Музыкальный руководитель: В башне лежат интересные палочки. Как они называются?
Дети: Клавесы!
Музыкальный руководитель: Верно! Клавесы помогают чётко обозначать ритм — без него музыка невозможна. Сейчас поиграем в «Музыкальное эхо»: я задаю ритм, а вы внимательно слушаете и точно повторяете.
Игра «Музыкальное эхо»
(Музыкальный руководитель выстукивает ритмические фигуры — дети повторяют. Постепенно усложняет рисунки, включает паузы и акценты. Можно дать возможность детям по очереди быть «дирижёром» эха.)
Музыкальный руководитель: Отлично справились! Поставьте последний флажок на башню. А теперь присаживайтесь на стульчики.
(Дети ставят флажок и садятся.)
Звучит музыка. В зал входит Профессор Звукоед.
Профессор Звукоед: Здравствуйте, ребята! Я — Профессор Звукоед. Очень рад видеть вас в своей лаборатории! Вы выполнили все задания и доказали, что достойны звания почётных гостей.
Музыкальный руководитель: Здравствуй, Профессор Звукоед! Спасибо за интересные задания — мы с удовольствием их выполняли. Ребята, расскажите профессору, что нового вы сегодня узнали и что вам больше всего запомнилось?
(Дети делятся впечатлениями: например, о том, как слушали музыку Чайковского, пели песню, танцевали, играли в оркестре, повторяли ритмы в игре «Музыкальное эхо».)
Профессор Звукоед: Вы были внимательными, творческими и дружными — это замечательно! В награду я дарю вам весёлые нотки. Сейчас они белые, но вы можете раскрасить их в тот цвет, который лучше всего передаёт ваше настроение. Когда вернётесь в группу, сделайте это — и пусть ваши нотки засияют!
Музыкальный руководитель: Давайте поблагодарим профессора за подарки и добрые слова.
Профессор Звукоед: Спасибо вам, ребята! Мне пора — ждут важные музыкальные дела. До свидания!
(Профессор Звукоед уходит под музыку.)
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в лабораторию Звукоеда. Что вам больше всего понравилось? Какие задания были самыми интересными?
(Короткая рефлексия: дети называют любимые моменты занятия.)
Музыкальный руководитель: Вы сегодня были настоящими музыкантами: слушали, пели, танцевали, играли на инструментах и создавали ритмы. Я горжусь вами! А теперь попрощаемся по-музыкальному - споём прощальную песенку.
Прощальная песенка (например, «Музыкальное приветствие» в обратной последовательности или короткая распевка на мажорном трезвучии вниз).
Под музыку дети вместе с воспитателем покидают музыкальный зал.
Завершение занятия
- Рефлексия: дети выбирают цветную нотку (зелёную — всё понравилось и получилось; жёлтую — были трудности; красную — было сложно) и прикрепляют её на «дерево настроения».
- Домашнее задание (по желанию): придумать свой ритмический рисунок и изобразить его графически (например, кружочками: большие - долгие звуки, маленькие - короткие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (область познание) для старшей группы: «В гости к профессору Астериксу»
Цель: закрепление знаний детей по теме «Космос». Образовательная задача: сформировать представление детей о космосе, вселенной; познакомить с новыми словами;Воспитательная задача: вос...

Конспект организованной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «В гостях у профессора Стекляшкиной».
Совершенствовать экспериментальную деятельность детей на основе игровых ситуаций.Способствовать развитию диалогической речи детей в ходе совместного решения проблем. Развивать любознательно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» и «Здоровье» «В гости к профессору Рукомойниковой во второй младшей группе.
задачи, поставленные в конспекте НОД, направленны на обучение использования мнемоквадратов для определения свойств воды; углубление знаний детей о значении воды в жизни человека; развитие ...
В гости к профессору Пилюлькину. (развлечение для старшей группы)
В гости к профессору Пилюлькину.Дети под музыку входят в зал, их встречает профессор Пилюлькин:...
Презентация "В гости к профессору Почемучкину"
Презентация к интегрированному ООД по ознакомлению дошкольников со свойствами воздуха....

Конспект занятия в старшей группе по математическому и сенсорному развитию "В гостях у профессора математики"
Конспект непосредственно образовательной деятельности рамках образовательной области"Познание"....

Технологическая карта открытого НОД "В гостях у профессора Всезнамуса"
Технологическая карта открытого НОД по формированию целостной картины мира в средней группе "В гостях у профессора Всезнамуса"...
