Методические рекомендации по обучению детей
методическая разработка по музыке
Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 196.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 140»
Методические рекомендации по обучению детей приемам игры на деревянных ложках
Составила:
музыкальный руководитель
Романова Наталья Николаевна
Оренбург, 2024 г.
Обучение детей приемам игры на ложках
Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей, помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке, так называемой
«нитке» без ключа и знаков.
Играть можно на двух и на трех ложках. Численный состав ансамбля пятнадцать-семнадцать человек. Необходимо обращать внимание детей на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать игру, четко простукивать ритм в одном темпе.
Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом.
Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:
- Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма лопаточки, обрубленной более круто со стороны черпачка и более полого – к черенку.
- Тесление - вырубка теслом выемки у обработанной снаружи ложки.
- Скобление - снятие тонкой стружки.
- Сушка и шлифование.
- Отделка.
Ложки украшают резьбой - геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.
Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.
Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.
Данная методика распределена в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки ритмичной одновременной игры на ложках, овладения основами техники, рекомендую использовать на занятиях:
- пальчиковые игры;
- дидактические игры;
- игры с палочками;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- соревнования между подгруппами;
- создание собственных приемов игры на ложках.
Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах:
Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.
При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп.
Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.
В работе с ансамблем можно выделить три этапа:
Первый этап.
Знакомство детей с приемами игры на ложках. Педагог должен сыграть на ложках, увлечь детей музыкой.
Второй этап.
Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения:
- Прохлопать в ладоши простой ритмический рисунка знакомой попевки, песни, затем простучать этот ритм на ложках.
- Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют. Можно предложить ребенку простучать ритм – всем детям повторить.
- Целесообразно вводить различные ритмические задания, используя карточки с ритмическим рисунком.
- Ритмическая импровизация. Педагог играет любую плясовую мелодию, а дети воспроизводят ритм.
Третий этап:
Выступление на праздниках, концертах.
Приемы игры на ложках:
Части ложки: ручка, чашечка, «пяточка».
Ложки в двух руках держат за ручки, удары приемами:
- «Ладушки». Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».
- «Блинчики». Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.
- «Тарелочки». Руки вытянуты вперед, скользящие удары «пяточкой» по
«пяточке».
- «Бубен». Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперед, другой ложкой удары по «пяточке».
- «Часики». Круговые движения руками перед собой.
- Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.
Все эти приемы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка - за ручку (в правой руке), другая в левой руке приемом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).
Удары «пяточкой» одной ложки по «пяточке» другой ложки. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
Приемом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по ручке и «пяточке» ложки в левой руке.
В следующем приеме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.
Приемы игры:
- Ударяют по ладони левой руки: перед собой; справа; слева.
- «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу). Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.
- Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.
- «Качалочка». Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.
- Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).
- «Соседи».
- ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
- ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
- «раз» удар по колену, «два» удар по ладони слева, «три» удар по колену,
«четыре» удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища вправо.
- «раз» удар по колену, «два»- по локтю левой руки.
- сидя, нога на ногу, «раз» - удар по ладони, «два»- по колену, «три»-по ладони, «четыре»-по пятке левой ноги.
Приемы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями:
Дети держат ложки в двух руках.
- Два удара в ложки, три перетопа на месте.
- «Часики»
- два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,
- снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.
- повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокругмсебя.
- два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.
- «Самоварчик»
- «раз» - удар в ложки,
- «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,
- три перетопа.
- «Ковырялочка»
- «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,
- три перетопа с одновременным ударом в ложки.
Повторить тоже самое с левой ноги.
- «Распашонка»
- «раз» удар в ложки,
- с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки развести в стороны.
Приемы игры на ложках в парах:
- Сидя вполоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).
- Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнер ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные). «Раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга.
- «Ладушки»: «раз» - удар в свои ложки, «два» - правой ложкой по правой ложке друг друга, «три» - удар в свои ложки, «четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.
Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.
Приемы игры на трех ложках:
В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.
Примерный репертуар игры на ложках:
- «Светит месяц» русская народная песня.
- «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
- «Улыбка» музыка Шаинского.
- «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.
- «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
- «Антошка» музыка Шаинского.
- «Валенка» русская народная песня.
- «Кадриль» русская народная мелодия.
- «Я на гору шла» русская народная песня.
- «Во кузнице» русская народная песня.
- «Жили у бабуси» русская народная песня.
- «На зеленом лугу» русская народная песня.
- «Барыня» русская народная мелодия;
- «Посею лебеду на берегу» русская народная песня.
- «Матрешки» русская народная песня.
- «А я по лугу» русская народная песня.
- «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.
- «Утушка луговая» русская народная песня.
- «Калинка» русская народная мелодия.
- «Смоленский гусачок» русская народная мелодия.
- «Лапти» русская народная песня.
- «Травушка муравушка» русская народная песня.
Музыкально ритмические движения:
- Танец с ложками; русская народная мелодия.
- Музыкальная композиция «Выйду ль я на реченьку»; русская народная мелодия.
- Композиция на тему «Валенки»; русская народная песня.
- Танец «Облака»; муз. Шаинского.
- Танцевальная композиция «Колечко»; русская народная мелодия.
- Шуточный танец «Свидание»; русская народная мелодия.
- Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.
- Музыкальная композиция «Две лягушки»; муз. Филиппенко.
«Я на горку шла» - русская народная песня
совместная композиция ансамбля «Ложкари» Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.
Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец разводят руки.
I куплет: с пением
Я на горку шла, удар ложками на последнюю долю
Тяжело несла. так же
Припев:
Уморилась, уморилась, рука колено, рука другое
Уморилася. качаем головой, обхватив ее руками
Знамо дело! повтор
Уморилась, уморилася.
II куплет:
Я домой пришла, два удара на последнюю долю
Овес высыпала. повтор
Припев тот же. III куплет:
Я блинов напекла, скользящий удар по колену
Да наелась до сыта. так же
Припев тот же.
«Во кузнице» русская народная песня
для детей группы младшего возраста, ансамбля
Исходное положение: дети сидят на стульчиках. Ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально.
Вступление.
I куплет:
Во ку, 2 удара ложкой
Во кузнице. ритмический рисунок
Во ку,
Во кузнице.
Во кузнице молодые удары в ритм: ложки - горизонтально
Кузнецы.
Во кузнице молодые Кузнецы.
II куплет:
Они, как первый куплет
Они куют. черенками ложек ритмический рисунок
Они,
Они куют.
Они куют повтор второй части первого куплета
Приговаривают. Они куют Приговаривают. III куплет:
Сошьем, как в первом куплете
Сошьем Дуне. удары в ритм по стульчику
Сошьем, Сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, повтор второй части первого куплета
Сарафан. Сошьем Дуне Сарафан, Сарафан.
IV куплет:
Носи, как в первом куплете
Носи Дуня. удары в ритм за головой
Носи, Носи Дуня.
Носи Дуня сарафан, повтор второй части первого куплета
Сарафан.
Носи Дуня сарафан, Сарафан.
«Жили у бабуси» русская народная песня
Три девочки и три мальчика в русских народных костюмах. В руках ложки.
1 куплет:
Жили у бабуси девочки идут вперед
Два веселых гуся мальчики идут вперед
Припев:
Один серый - девочки ритмично стучат ложками 3 раза
Другой белый, - мальчики ритмично стучат ложками 3 раза
Два веселых гуся – выполняют пружинку, держа ложки перед собой
Повтор так же. 2 куплет:
Мыли гуси лапки девочки поочередно выставляют ногу на носок В луже у канавки мальчики поочередно выставляют ногу на носок Припев:
Один серый – повтор 1 куплета
Другой белый – повтор 1 куплета
Спрятались в канавке – подносят руки с ложками к голове и качают головой.
На повтор, на 1 часть – дети играют в ложки, а на 2 – приседают (прячутся).
3 куплет:
Вот кричит бабуся – выходит девочка («бабуся»)
«Ой, пропали гуси» - поет соло
Один серый ритмично стучит кокошником
Другой белый по 3 раза на каждую строчку
Гуси мои гуси – качает руками
Повтор так же – в конце «плачет» и поворачивается лицом к детям
«гусям».
4 куплет:
Выходили гуси – встают и идут вперед девочки «гуси»
Кланялись бабусе – встают и идут вперед мальчики «гуси»
Один серый девочки ритмично стучат ложками 3 раза, одновременно кланяясь
Другой белый также мальчики
Кланялись бабусе – качают головами
Один серый также стучат ложками
Другой белый 3 раза
Кланялись бабусе – подбегают к «бабусе», окружают ее, а «бабуся» гладит детей-«гусей» по голове.
Танец с ложками
Звучит любая народная плясовая с вариациями. У центральной стены в ряд стоят стулья по числу танцующих детей.
Вступление. Дети гордо идут широким шагом по направлению к стульям, размахивая правой рукой, в которой две ложки. Левая рука - за спиной. Еще одна ложка спрятана за поясом. Подойдя к стульям, ложкари одновременно садятся лицом к зрителям.
Вариации
- Выполняют удары ложками перед собой.
- Три удара правого уха, три удара около левого уха.
- Ударяют в свои ложки и в ложки соседа.
- Сильная доля такта - удар в ложки над головой. Слабая доля - о каблучок. (Правая рука касается левой ноги, и наоборот.)
- Скользящие удары вытянутыми вперед руками.
- Дети вкладывают две ложки в левую руку, в правую берут третью ложку. Выполняя скользящий удар по двум ложкам. Левая рука приподнята вверх.
- Выполняется трещотка (быстрые удары одной ложкой между двумя, находящимися в левой руке).
- 3аключительный удар в ложки над головой. Дети встают. Кланяются.
Игры на развитие музыкального слуха и ритма: Дидактические игры
На развитие чувства ритма
- Прогулка 5. Матрёшки
- Путешествие 6. Выполни задания
- Определи по режиму 7. Сложи песенку
- Учитесь танцевать 8. Ритмическое лото
На развитие памяти и слуха
- Сколько нас поет 4. Что делают в домике
- Слушаем музыку 5. Назови композитора
- Волшебный волчок 6. Какая музыка
На развитие тембрового слуха
- Определи инструмент 4. Музыкальные загадки
- На чем играю 5. Кто самый внимательный?
- Слушаем внимательно
Пальчиковые игры
«Смешные человечки» «Под сосной»
Бежали мимо речки Под высокою сосной
Смешные человечки Скачет заинька косой,
Прыгали, скакали А под старой елкой
Солнышко встречали. Сидит еж в иголках.
Забрались на мостик Здравствуй, заяц,
И забили гвоздик Здравствуй, еж.
Потом бултых в речку, Ты куда, косой, идешь? Где же человечки?
«Вьюги» «Вот так!»
Вьюги, вьюги, вью Как живешь? Вот так!
Колотушки колочу, Как плывешь? Вот так!
Приколачиваю, Как бежишь? Вот так!
Заколачиваю. Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так! Машешь вслед? Вот так! Как ты спишь? Вот так! А шалишь? Вот так!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
- Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.
- Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
- Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки.
- Журнал «Музыкальная палитра».
- Журнал «Музыкальный руководитель».
- Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2000 г.
- Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
- Мельников «Русский детский фольклор», 1987
- Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
- Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
- Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
- Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
- Науменко, Новлянский, фольклорный праздник «От зимы до осени».
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
- Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.
- Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по обучению детей основным видам движений-прыжкам (мастер-класс)
как правильно обучать детей основным видам движений-прыжкам, методика обучения прыжкам, различные виды прыжков....

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"
Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

Методические рекомендации по обучению детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах
В помощь музыкальным руководителям для обучения детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах....

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"
Занимаясь много лет хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками), я накопила определённый опыт по обучению их танцам.В данной методической разработке ...

Методическая рекомендация по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада
Методическая рекомендация помощь для воспитателей при организации системы работы в детском саду по подготовки правилом дорожного движения. Здесь даётся формы работы, педагогическая диагностика, инстру...

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадки.
Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадкиЗагадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобра...



