Сценарий развлечения «Три чуда «Сказки о царе Салтане» в форме музыкально-литературной гостиной
материал по музыке (старшая, подготовительная группа)
Сказки любят все: и взрослые и дети. Сказка сопровождает человека всю жизнь. Жанр сказки самый доступный для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Сказку можно прочитать, можно увидеть на сцене в театре. Фрагмент сказки можно рассмотреть на картине, а в музыке можно сказку услышать.
Организаия путешествия по сказке с помощью разгадывания кроссворда, позволит педагогу удерживать интерес и внимание детей на протяжении всего мероприятия.
Соприкосновение ребенка с миром прекрасного: музкой, литературой, живописью, несомненно обогатит его духовный мир, позволит раскрытьего личность, развить познавательную активность, творческий потенциал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Актуальность
Сказки любят все: и взрослые и дети. Сказка сопровождает человека всю жизнь. Жанр сказки самый доступный для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен.
Сказку можно прочитать, а можно увидеть на сцене в театре. Фрагмент сказки можно внимательно рассмотреть на картине, а в музыке можно услышать сказку.
Мир музыки богат и безграничен. Музыка для ребенка – это источник радости, ожидание праздника. Слушание музыки один из наиболее эффективных и развивающих видов деятельности дошкольника. Он обогащает музыкально-слуховой опыт ребенка, оказывает необходимую помощь в восприятии музыкальных произведений с элементами изобразительности. В процессе слушания музыки дети учатся слушать, слышать, эмоционально воспринимать и анализировать музыку.
Тема «Музыка в сказке», обладает мощным ресурсом для осознанного восприятия музыки, позволяет постичь ребенку выразительность языка музыки в синтезе с другими видами искусств. Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей; развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций; дает возможность понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке.
Соприкосновение ребенка с миром прекрасного: музыкой, литературой, живописью, несомненно, обогатит его духовный мир, позволит раскрыть его личность, развить познавательную активность, творческий потенциал.
Программное содержание
Цель: приобщение дошкольников к музыкальному творчеству русского композитора-сказочника Н.А. Римского-Корсакова; создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ музыкальной, художественной и эмоциональной культуры, развития творческих проявлений.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний о жизни и творчестве русского композитора Н.А. Римского-Корсакова;
- способствовать совершенствованию умений определять характер музыки и различать средства музыкальной выразительности;
- познакомить с новыми музыкальными терминами: опера, дирижер;
- создавать условия для восприятия музыкального образа посредством синтеза искусств: музыкального, изобразительного, литературного, искусства мультипликации; показать взаимосвязь музыки с различными видами искусств.
Развивающие:
- способствовать расширению и углублению музыкальных впечатлений, развитию устойчивого слухового внимания у дошкольников;
- способствовать развитию воображения, музыкально-творческих проявлений, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти.
Воспитательные:
- создавать условия для формирования духовно-развитой личности, становления эстетического отношения к окружающему миру, обогащения слушательского опыта, способности воспринимать образное содержание музыки;
- прививать любовь и интерес к классической музыке.
Ожидаемые результаты
- обогащение знаний детей о творчестве русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова;
- формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке;
- повышение уровня интереса к различным формам музыкальной деятельности;
- развитие образного мышления, воображения и творческой активности детей в музыкальной деятельности.
Методические советы
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Каждому из нас известно, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Усваивается все прочно и надолго когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Использование информационно коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов при проведении подобных мероприятий, значительно расширяют возможности педагога: использование презентации с иллюстрациями художника-иллюстратора А. М. Куркина к сказке, просмотр музыкально-мультипликационных отрывков усилит познавательный интерес ребенка, активизирует его внимание и память.
Перед проведением развлечения необходимо провести предварительную работу - чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» с объяснением незнакомых слов и названий. Подготовить мультимедийное оборудование и переносной компьютер, музыкальный центр, плакат с рисунком кроссворда и маркер, карточки для жеребьевки по количеству детей, музыкальные инструменты (ложки, треугольники, «болтушки»), дирижерская палочка.
Организация путешествия по сказке с помощью разгадывания кроссворда, позволит педагогу удерживать интерес и внимание детей на протяжении всего мероприятия, а, использование приема жеребьевки, быстро и без недовольства со стороны детей распределить музыкальные инструменты.
Текст методической разработки
Музыкальный руководитель. В давние времена, когда не было телевизоров, телефонов, компьютеров, родные, знакомые, соседи ходили, друг к другу в гости. Они собирались вместе, чтобы почитать вслух стихи, послушать музыку. Такие собрания назывались литературными и музыкальными гостиными. Приглашаю вас в гости на такую музыкально-литературную гостиную. (Дети проходят в зал, садятся на стульчики.)
Ребята, любите ли вы сказки? Предлагаю вам совершить путешествие в мир сказки, в мир сказочной музыки, в мир чудес!
Какие чудеса вы знаете? (Ответы детей).
Где, чаще всего, мы можем услышать о чудесах и чудесных превращениях? (Ответы детей).
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в «Сказку о царе Салтане». А, чтобы попасть в сказку, вам предстоит отгадать кроссворд.
2 | |||||||||||
1 | 6 | 5 | |||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
Под цифрой 1 спрятано имя поэта, который написал сказку. (Ответ детей).
2 | |||||||||||
П | 6 | 5 | |||||||||
у | |||||||||||
ш | |||||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
4 | и | ||||||||||
3 | н | ||||||||||
Слайд № 1. ( Портрет А.С. Пушкина). Правильно, эту сказку написал великий русский поэт А.С. Пушкин. А к 100-летию А.С. Пушкина по этой сказке была написана одноименная опера русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. И, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений. Ребята, опера, это история (спектакль), сыгранная на сцене с помощью музыки, где главные герои не говорят, а поют.
Слайд № 2. (Портрет Н.А. Римского-Корсакова). Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к таким сказкам, как «Золотой петушок», «Снегурочка», «Кощей бессмертный» и другие.
Как вы знаете, в сказке происходит много разных событий.
Слайд № 3. (Картина моря, с плывущей бочкой). Когда морская волна выбросила бочку с царицей и ее сыном царевичем,…имя которого спрятано в кроссворде под цифрой 2.
Г | |||||||||||
в | |||||||||||
и | |||||||||||
П | 6 | 5 | д | ||||||||
у | о | ||||||||||
ш | н | ||||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
4 | и | ||||||||||
3 | н | ||||||||||
Правильно, с царевичем Гвидоном на берег морской, царевич встретил лебедь - птицу, которую спас от злого коршуна. В благодарность за это, волшебная лебедь - птица ведет Гвидона с его матерью в сказочный город…
Слайд № 4. (Иллюстрация художника А. М. Куркина с изображением города Леденец).
Под цифрой 3 спрятано название этого города.(Ответ детей).
Г | |||||||||||
в | |||||||||||
и | |||||||||||
П | 6 | 5 | д | ||||||||
у | о | ||||||||||
ш | н | ||||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
4 | и | ||||||||||
Л | е | д | е | н | е | ц | |||||
Ребята, а сколько чудес было в городе Леденец? (Ответ детей – три чуда).
Правильно! И у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка, только написанная не красками, а звуками. Какое же первое чудо города Леденец? Отгадаем?
Первое чудо спрятано в кроссворде под цифрой 4.
Г | |||||||||||
в | |||||||||||
и | |||||||||||
П | 6 | 5 | д | ||||||||
у | о | ||||||||||
ш | н | ||||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
Б | и | ||||||||||
Л | е | д | е | н | е | ц | |||||
л | |||||||||||
к | |||||||||||
а | |||||||||||
Слайд № 5. (Иллюстрация художника А. М. Куркина с изображением Белочки).
Помните пушкинские стихи про белку?
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет,
А орешки не простые, скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд; слуги белку стерегут.
Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает и грызет золотой орех, а о том, как она поет. Песенка белки - это русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Просмотр отрывка «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (с 15 – 55 сек.).
Какая это музыка по характеру? (Ответы детей. Музыка танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая).
Она звучала на высоких звуках, легко, отрывисто, потому что белочка маленькая затейница, грызет орешки и еще поет веселую песенку.
Предлагаю вам исполнить эту мелодию на музыкальных инструментах. Но, прежде чем возьмем инструменты, проведем жеребьевку. Возьмите карточки. У кого на карточке изображен треугольник, берет музыкальный инструмент треугольник, у кого – круг, берет ложки, а, у кого прямоугольник – берет «болтушки». Я буду дирижером нашего оркестра. Ребята, дирижер – это руководитель оркестра, он показывает музыкантам, когда им нужно начинать и заканчивать играть на инструментах.
Дети исполняют оркестровую импровизацию р.н.п. «Во, саду ли, в огороде»
Внимание! Сказка продолжается! Какое же второе чудо было в городе Леденец? Оно спрятано в кроссворде под цифрой 5.
Г | |||||||||||
в | |||||||||||
и | |||||||||||
П | 6 | Б | д | ||||||||
у | о | о | |||||||||
ш | г | н | |||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
Б | и | т | |||||||||
Л | е | д | е | н | е | ц | ы | ||||
л | р | ||||||||||
к | и | ||||||||||
а | |||||||||||
Слайд № 6. (Иллюстрация художника А. М. Куркина с изображением Богатырей).
Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря, все красавцы удалые.
Великаны молодые, все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Просмотр отрывка «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (с 56 сек. – 2 мин. 2 сек. ).
Как звучал этот фрагмент? (Ответы детей. Музыка звучала грозно, торжественно, мужественно, величаво, гордо, напористо, широко, взволнованно, решительно).
Фрагмент звучал торжественно, четко. Фанфары как будто призывают, чтобы все обратили внимание на то, что сейчас будет происходить. В музыке слышна тяжелая поступь витязей-богатырей и шум «бурливого» моря. Музыка звучит в низком регистре, громко, что передает удаль молодецкую, силу богатырскую, мужество. С первых звуков уже понятно, что музыка изображает бесстрашных богатырей.
Предлагаю вам с помощью заклинания превратиться в Богатырей («Повернись, покружись, в Богатырей превратись!»).
Дети выполняют упражнение «Маршируем» [3 стр. 114]
Сказка продолжается! Вы, конечно же, догадались, что речь пойдет о…третьем чуде города Леденец, название которого спрятано в кроссворде под цифрой 6.
Г | |||||||||||
в | |||||||||||
и | |||||||||||
П | Л | е | Б | е | д | ь | |||||
у | о | о | |||||||||
ш | г | н | |||||||||
с | к | а | з | к | а | ||||||
Б | и | т | |||||||||
Л | е | д | е | н | е | ц | ы | ||||
л | р | ||||||||||
к | и | ||||||||||
а | |||||||||||
Слайд № 7. (Иллюстрация художника А. М. Куркина с изображением царевны Лебеди).
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
Просмотр отрывка «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (со 2 мин. 03 сек. - …)
Как вы можете охарактеризовать этот музыкальный образ? (Ответы детей: спокойный, волшебный, ласковый, задумчивый, легкий, светлый, прозрачный, мечтательный). Музыка подчеркивает необыкновенную грациозность, красоту и великолепие необычной царевны – Лебеди. Это и человек, и птица лебедь.
Как звучала музыка? (Ответы детей. Музыка звучала плавно, нежно, таинственно, волшебно, напевно, светло). Музыка добрая и ласковая, как сама царевна Лебедь.
Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь.
Слушание темы Царевны - Лебеди в аудиозаписи.
Вот мы и познакомились с чудесами из «Сказки о царе Салтане». А помогли нам увидеть и услышать эти чудеса различные виды искусства: изобразительное искусство, поэзия и музыка.
Наша встреча в музыкально-литературной гостиной подошла к концу. Кроссворд вы отгадали. А попасть в сказку вам поможет не чудо, а современные достижения науки и техники. (Музыкальный руководитель дарит детям USB накопитель с записью мультфильма). В группе вы посмотрите музыкальный мультипликационный фильм «Сказка о царе Салтане».
Слайд № 8. До свидания, ребята! До новых встреч в нашей музыкально-литературной гостиной! (Дети уходят в группу).
Литература:
- «Сказка в музыке» - иллюстративный материал и тексты бесед для музыкальных занятий в детском саду; Е.А. Судакова, С.-П. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015;
- «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин.
- «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»; сост. Е.П. Раевская – М.: Просвещение, 1991.
Презентация «Три чуда города Леденец» с иллюстрациями художника-сказочника А. М. Куркина.
Видеозапись отрывка «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция по мотивам оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова и одноименной сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане».
Первое Действие 1-- Музыка и голос : « У лукоморья дуб зеленый» и выход Ученого Кота . 2-Музыка вступления : «У меня в светелке прялка у оконца» (на фоне музыки Ученый Кот продолжает свой рассказ о ск...

Интегрированное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова
Занятие предназначено для детей 6-7 лет....

Итоговое занятие по реализации проекта “Н.А. Римский-Корсаков - композитор-сказочник” на тему “Три чуда” (А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
В данном итоговом занятии прозвучала музыка композитора Н.А. Римского-Корсакого к сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане” ("Три чуда"). При проведении данного мероприятия использова...

"Три Чуда" (из оперы Н.А. Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане" по одноимённой сказке А.С. Пушкина).
Знакомство детей с творчеством, биографией А. С. Пушкина и историей создания музыкальных произведений русских композиторов на стихи поэта (Н.А. Римского - Корсакова)....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Три чуда в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Цель пректа: Углублённое восприятие музыки через интеграцию различных видов искусств....

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа
Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

