Методическая разработка "Логоритмические игры и упражнения как средство развития дикции на музыкальных занятиях"
методическая разработка по музыке (средняя группа)

Метелкина Анна Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию комплекс логоритмических игр и упражнений.

Комплекс включает в себя примерный план музыкальных занятий на 1 месяц и конспект "Приключения солнышка" для детей среднего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx381.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутское районное муниципальное образование

«Детский сад комбинированного вида «Стрижи»

Методическая разработка на тему:

«Логоритмические игры и упражнения как средство развития дикции на музыкальных занятиях»

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$\

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Метелкина Анна Сергеевна

2025 г.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………… 3

2. Основные требования и приемы к построению логоритмической деятельности ………………………………………………………………………. 4

3. Заключение ………………………………………………………………………8

Приложение 1 ……………………………………………………………………. 10

Приложение 2 …………………………………………………………………….. 13

1. Введение

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми отклонениями. Такие распространённые в последнее время признаки как слабый артикуляционный аппарат, плохая дикция, трудное запоминание текста песен, небольшой словарный запас - становятся существенным препятствием в организации вокальной работы на музыкальных занятиях. Для решения этой проблемы я выделила такое направление работы с дошкольниками как «логоритмика» так как она улучшает дикцию, развивает дыхание, формируют чувство ритма и темпа речи, координируют слух и голос.

Система ритмического воспитания, созданная Эмилем, Жак-Далькрозом, получила большое распространение в странах Европы в начале 20 века. Заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях.

Логоритмические занятия — это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения включают в себя пальчиковые, речевые музыкально-двигательные и коммуникативные игры и т.д.

Цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Основные задачи логоритмического воздействия:

  • образовательные задачи включают в себя знакомство с движениями, пластикой, воспитывает процессы ориентирования в пространстве;
  • воспитательные задачи включат в себя развитие чувства ритма, соотношение музыки, движения и речи;
  • коррекционные задачи включают в себя развитие дыхания, артикуляции, речедвигательной памяти, общей и мелкой моторики.

2. Основные требования и приемы к построению логоритмической деятельности

Логоритмику можно использовать как самостоятельный метод коррекционной работы или же как часть музыкального занятия. Занятия проводятся под музыку и представляют собой систему двигательных упражнений с произнесением специального речевого материала – стишков, потешек, песен и поговорок, под руководством музыкального руководителя и логопеда.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми: первое направление ориентировано на развитие неречевых процессов. Второе направление предусматривает корректирование речевых нарушений и развитие речи детей.

Процесс изучения строится по принципу от простого к сложному, с повторением и закреплением пройденного материала, все упражнения проводятся по подражанию.

Принципы организации занятий по логоритмике:

- от простого к сложному;

- с повторением и закреплением пройденного материала;

- все упражнения проводятся по показу педагога.

Подбор игр и упражнений осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. Методика применения предусматривает различные типы заданий, направленные на развитие дикции.

Важной задачей логоритмики является формирование и развитие у детей с нарушением речи двигательных и сенсорных способностей как основу развития речи и устранению речевых нарушений.

Логоритмические занятия включают в себя различные элементы:

- ходьба и маршировка в различных направлениях и перестроением;

- стихи и попевки, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и памяти;

- игры и упражнение на развитие дыхания, артикуляции и голоса;

- вокальные упражнения для развития певческих данных с музыкальным сопровождением и без него;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- ритмические упражнений с игрой на детских шумовых инструментах;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи и умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения, которые улучшают мышечный тонус, активизируют внимание;

- коммуникативные игры и танцы для развития общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения.

Ритмопластика способствует развитию и укреплению мышц, улучшает дыхание, развивает чувство ритма, координацию голоса и движений, ориентирование в пространстве и др. Очень важно правильно подобрать музыку для ритмопластики. Ведь именно музыка помогает регулировать движения и воздействует на эмоции детей, следовательно, она влияет и на выразительность детских движений.

Общие требования для подбора музыки:

- объем музыки должен быть небольшой до 3 - 4-х минут для старшего возраста;

- темп медленный, с ускорениями и замедлениями, быстрой для выполнения элементарных танцевальных движений;

- форма приветствуется 2-х или 3-х частная, рондо, вариации с четкой, ясной фразировкой, каждая часть контрастная по звучанию;

- музыка должна быть разнообразна, чтобы дети могли представить музыкальный образ, характер, понять настроение музыкального произведения, например, «дождик», «зайчик прыгает», «ветер качает листики», «мишка по лесу идет» и т.д.;

- музыкальные произведения следует подбирать по жанрам – плясовые, колыбельные, маршевые мелодии и по характеру – весёлые, задорные, торжественные, шутливые, изящные, спокойные, грустные, а также быть удобными, доступными для выполнений двигательных упражнений и воспитывать вкус ребенка.

Большое внимание нужно уделять речедвигательным играм и упражнения, в них входят дыхательные, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, игровой массаж, что предполагает развитие координации движений и речи.

Дыхательные и артикуляционные гимнастики являются основой формирования неречевого и речевого дыхания. Проводится сначала изолированно и постепенно включается в игровую ситуацию, выполняются под счет с музыкальным сопровождением.

Игровой массаж способствует снятию утомления, мышечного и умственного напряжения, предполагает игровые упражнения и игры только для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации движений и речи, ориентированию в пространстве, а также урегулированию мышечного тонуса.

Пальчиковые гимнастики являются основой для развития мелкой моторики и координации движения рук и пальцев с речью. Эти упражнения активизируют развитие речи, развивают воображение и превращают занятие в увлекательную игру.

Речевые игры и стихи, которые можно читать по ролям способствуют развитию ритмичности, темпа речи, связности речи, выразительности и правильного речевого ударения. Благоприятно влияют на запоминания детьми и на вербальную память.

Упражнения на озвучивание сказок включают в себя чтение педагогом литературного текста, а дети сопровождают рассказ жестами, договаривают фразу до конца или используют звукоподражание. Также можно применять музыкальные инструменты, которые выбираются в соответствие с содержанием произведения и характером персонажей. В этой связи значительное внимание уделяется театрализованным играм, ведь именно в них дети выступают от имени героев сказок и песен.

Танцевально-ритмические упражнения обращены на развитие чувства ритма и двигательных способностей детей, они позволяют выполнять задания и игры согласованные движения с музыкой свободно и красиво.

Особое внимание необходимо уделять и релаксационным упражнениям, которые снимают мышечное напряжение. В ходе их выполнения приобретаются навыки саморегуляции, что позволяют детям контролировать свои действия и эмоции, а также развивать коммуникативные навыки, которые также регулируют функции речи.

3. Заключение

Логоритмика влияет на всестороннее развитие детей. Благодаря ей укрепляется физическое, психическое здоровье детей. Развиваются сенсорные и моторные функции, чувство равновесия, осанка и походка. Практика показывает, что использование логоритмических игр и упражнений способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям! А регулярное внедрение логоритмики в занятия способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный настрой, учит общению со сверстниками.

Таким образом, логоритмика способствует устранению речевых нарушений, содействует улучшению эмоционального фона детей, стимулирует развитие двигательной сферы, помогает формированию правильного диафрагмально-речевого дыхания, а также служит основанием для развития выразительности, силы и тембра голоса.

Приложение 1

Примерный план музыкальных занятий с элементами логоритмики для детей среднего дошкольного возраста

1 неделя

Тема «Прогулка в весенний лес»

Приветствие

Здравствуй, небо голубое (руки разводим над головой)

Здравствуй, солнце золотое (руки скрестили, пальцы растопырили, покачиваемся)

Здравствуй, ты! (показываем на соседа)

Здравствуй, я! (показываем на себя)

Здравствуйте, мои друзья! (машем всем по кругу)

Музыкально-ритмические движения

«В путь»

В лес весенний мы шагаем (идут маршевым шагом по кругу)

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки по прямой дорожке (идут топающим шагом)

По узенькой дорожке пройдут тихонько ножки (идут на носочках)

Друг за дружкой побежали в лес весенний прибежали (бегут на носочках)

Пальчиковая гимнастика

«Весна»

Снова солнце в небе улыбается, (фонарики, разводим руки над головой)

Снег растаял, ручейки звенят (рисуем волну)

И подснежник первый распускается, (соединяем кисти рук «бутончик», пальцы разводим в стороны)

С юга птицы весело летят (машем руками, изображаем крылья птиц)

Артикуляционная гимнастика

«Диалог Зимы и Весны»

Говорит Весна:

— Сестра, уходить тебе пора!

- Ра! Ра! Ра!

А Зима Весне в ответ:

— Нет! Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

— С крыши капает вода?

— Да! Да! Да! Да!

— Тают горки во дворах?

— Ах! Ах! Ах! Ах!

— А на речке треснул лед?

— Лед! Лед! Лед!

Распевание пение

Весенний хоровод «Согрей меня, согрей» (автор: Арина Чугайкина)

Пляска, игра

Пляска «Прогулка в парах» (повторяем 2 раза)

1 часть: дети парами идут по кругу, держатся за руки;

2 часть: отпускают руки, рассыпаются, двигаются в разном направлении.

2 неделя

Тема «Путешествие в космос»

Приветствие

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

- Добрый день, скажу вам я!

- Добрый день!

Музыкально-ритмические движения

«Тренировка»

Руки в стороны — к плечам, (стоя, ноги вместе, руки к плечам)

Дружно мы покажем вам. (руки в стороны)

Руки ставим мы на пояс (стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч)

И наклоны выполняем. (наклоны вправо и влево)

Руки за голову — и (стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч)

Наклоняемся вперед. (наклоны вперед, держа спину прямо)

Приседаем и встаем (руки вытягиваем вперед, приседаем)

И ничуть не устаем. (встаем, руки на пояс)

Раз - прыжок, два - прыжок, (прыжки на обеих ногах вправо-влево)

Ногу ставим на носок (ставим ногу на носок)

И опять шагаем, (ходьба на месте)

Ноги поднимаем.

Развитие чувства ритма

Игра «Ракета летит»

- медленно;

-быстро.

Пальчиковая гимнастика

«Звездолет»

Мы построим, мы построим (ударяют кулачками друг о друга)

Самый лучший звездолет:

Все проверим, все устроим (пальцы «колечками)

И отправимся в полет. (руки подняты над головой, хлопки)

Та-та-та не страшна нам высота (руки вверху, сжимают и разжимают пальцы)

Те-те-те – полетим в ракете (над головой делаем конус)

Ты-ты-ты – все будет видно с высоты. (приставляют ладонь к глазам)

Артикуляционная гимнастика

ЁТ-ЁТ-ЁТ - собираемся в Полет

Ета-ета-ета – вот наша ракета

ИМ-ИМ-ИМ - все мы вместе ПОЛЕТИМ

Ля-ля-ля – до свидания, Земля.

Пляска, игра

Игра «Кто быстрее займет место на космодроме»

Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты.
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!

(Дети двигаются под музыку, затем по команде стоп занимают обруч)

3 неделя

Тема «Приключения Солнышка»

Приветствие

Здравствуй, небо голубое (руки разводим над головой)

Здравствуй, солнце золотое (руки скрестили, пальцы растопырили, покачиваемся)

Здравствуй, ты! (показываем на соседа)

Здравствуй, я! (показываем на себя)

Здравствуйте, мои друзья! (машем всем по кругу)

Музыкально-ритмические движения

Песенка «Солнышко» - дети сидят на корточках.

1. Вот как солнышко встаёт (медленно встают и поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт (медленно присаживаются, руки опускают вниз)
Ниже, ниже, ниже.
Припев: Хорошо, хорошо (фонарики)
Солнышко смеётся.
А под солнышком всем (хлопки в ладоши)
Весело поётся!

2. Солнечные зайчики (показывают ушки)

Скачут по дорожке (прыжки на месте)

Мы поймаем солнышко, («фокус»)

Солнышко в ладошки (ловят ладошками солнышко)

Развитие чувства ритма

Игра «Громко-тихо»

Пальчиковая гимнастика

«Солнышко»

Ночь в окошко заглянула (наклоняют голову)

Наше солнышко уснуло. (руки подкладываем к щеке)

Солнце просыпается – (поднимают вверх руки)

Деткам улыбается! (хлопаем в ладошки)

Артикуляционная гимнастика

В один весенний день солнышко спало на мягком облачке (спим). К нему подплыла хмурая, недовольная тучка и сказала сердито: «Пора вставать!» (хмуримся грозим пальчиком). Но солнышко не проснулось. Тучка еще раз сказала недовольным голосом: «Пора вставать!» (хмуримся грозим пальчиком). Но снова солнышко не проснулось. Еще больше расстроилась тучка и подумала, а как можно еще разбудить солнышко? (задаем вопрос детям, разве можно кого-то будить хмурым и сердитым? Дети предлагают свои варианты, как можно разбудить солнышко (погладить, обнять, спеть ласковую песенку)

И тогда тучка решила разбудить солнышко ласково, она улыбнулась (улыбаемся). Подлетела к солнышку погладила (гладим себя) и с улыбкой сказала: «Солнышко, пора вставать!». Солнышко открыло глазки (хлопаем глазками) потянулось (тянемся) и проснулось. Лучики солнышка осветили всю землю (пускаем солнечных зайчиков). Тучка заулыбалась, засмеялась (смеемся) и вместе солнышком отправилась играть.

Распевание пение

Песня «Солнышко нас греет» слова и музыка Елена Обухова

Пляска, игра

Игра «Солнышко и дождик»

4 неделя

Тема «Не умеем мы скучать»

Приветствие

М. р. поет: «Здравствуйте, ребята!»

Дети поют: «Здравствуйте!»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг (руки к груди).

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И друг другу улыбнёмся (улыбаются).

Музыкально-ритмические движения

«Музыкальная карусель»

Еле – еле, еле – еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

«Шарик»

Шарик, шарик голубой (руками показывают шар, который постепенно становится больше)

Надувайся большой

Отрывайся от земли (прыгают)

Будь по – моему вели (грозят указательным пальчиком)

Отнеси нас погулять (шагают на месте)

И друзей отыскать (здороваются с воображаемым другом)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)

Приготовились взлетать (приседают)

Дуют и «летят» (бегают по залу, изображая полет)

Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередное касание одноименных пальцев,

начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями)

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о весёлом Язычке»

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, показываем зубы)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу),

потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по часовой стрелке и против)

Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок).

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык поочередно упирается в щеки)

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, произносим С-С)

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

Приложение 2

Конспект музыкального занятия «Приключение Солнышка»

для детей среднего возраста

Под спокойную музыку дети заходят в музыкальный зал встают в круг.

Муз. руководитель: (поет): «Здравствуйте, ребята!»

Дети (поют): «Здравствуйте!»

Упражнение №1

Здравствуй, небо голубое (руки разводим над головой)

Здравствуй, солнце золотое (руки скрестили, пальцы растопырили)

Здравствуй, ты! (показываем на соседа)

Здравствуй, я! (показываем на себя)

Здравствуйте, мои друзья! (машем всем по кругу)

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите за окошко, какое сейчас время года? (Весна). Правильно весна. А снег до сих пор ещё лежит. Солнышко греет очень слабо. Может оно ещё не проснулось? Давайте сегодня поедем к солнышку в гости и разбудим его, скажем, что весна пришла. А на чем можно поехать? (поезде, самолете, машине). Давайте начнём наше путешествие на поезде? (да)

Артикуляционно-двигательное упражнение №2

Паровоз привез нас в лес: (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «М-м-м»)

Вот идет сердитый еж: (низко наклониться, сердимся)

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (согнуть спину)

Где же носик? Не поймешь. (показываем на носик, разводим руки в стороны)

Ф-ф-р! Ф-р-р! Ф-р-р!

Вот веселая пчела (изображаем пчелу)

Детям меда принесла: (показываем руками круг)

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал: (испуганное лицо, дрожим)

-Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

-Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят, (машем руками изображая крылья)

Гуси ослику гудят:

-Гу-у-у! –Г-у-у! –Гу-у-у!

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать. (несколько раз зевают)

Под музыку дети присаживаются на стульчики

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите это лесная полянка. Послушайте, кто на полянке играет? (зайчики)

Музыкальный руководитель играет на фортепиано мелодию «зайчика»

Муз. руководитель: «Нужно срочно будить солнышко!» - подумали зайчата. «А как же нам его разбудить?» —спросил маленький зайчонок. А давайте ему песенку звонко споём! – ответил большой». Ребята, давайте поможем зайчатам спеть песню про солнышко.

Песенка «Солнышко»

1. Вот как солнышко встаёт (медленно поднимают руки вверх)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдёт (медленно руки опускают вниз)
Ниже, ниже, ниже.
Припев: Хорошо, хорошо (фонарики)
Солнышко смеётся.
А под солнышком всем (хлопки в ладоши)
Весело поётся!

2. Солнечные зайчики (показывают ушки)

Скачут по дорожке (прыжки на месте)

Мы поймаем солнышко, («фокус»)

Солнышко в ладошки (ловят ладошками солнышко)

Муз. рук: Нет, не слышит солнышко зайчат.

Музыкальный руководитель играет на фортепиано мелодию «лисичка»

Муз. рук: Зато зайчат услышала? (лисичка).

Прибежала, увидела нас и спросила.

Зайчата, что вы тут делаете? – спросила лисичка.

Мы - солнышко будим – ответили зайчата.

Ну, кто так солнышко будит? Нужно звонко колокольчиками позвенеть.

Муз. рук: Ребята, давайте вместе потанцуем с колокольчиками? (да)

Песня «Игра с колокольчиками»

Автор: Ляйля Хисматуллина

Муз. рук: И снова солнышко никого не услышало, (муз. рук прислушивается) Ребята послушайте, кажется кто-то к нам еще идет. Кто это? (мишка)

Музыкальный руководитель играет на фортепиано мелодию «медведя»

Муз рук: А вот и мишка косолапый к нам пожаловал.

Что вы тут расшумелись? (ответы детей)

Мы уже и песенку спели, и на колокольчиках играли, а оно никак не просыпается. Ну, кто так солнышко будит. Нужно на ложках сыграть.

Танец с ложками

Муз рук: Ребята, наконец, проснулось солнышко, сладко потянулось лучиками – вот так, улыбнулось зверятам. Посмотрите, снег начал таять, появились лужицы, вылезла первая травка, а вот и первый дождик пошел.

Игра «Солнышко и дождик»

Муз. рук: Ребята, какие вы молодцы, разбудили солнышко. А сейчас солнышко отправляется по своим солнечным делам – освещать этот мир! И нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Муз. рук: Мы и пели, и плясали,
И хотя мы не устали,
Нам уже сказать пора:
«До свидания!» (поет муз. рук. и дети)

Под песню «Вместе весело шагать» дети выходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему: "пальчиковые игры и упражнения-как средство развития речи"

наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи детей.дети с плохо развитой ручной моторикой не могут держать ложку, застёгивать пуговицы,шнуровать и т.д...

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...

Методическая разработка "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста."

В данной работе рассматривается вопрос о влиянии пальчиковых игр на речь детей дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет".

Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет"....

Доклад «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...