Педагогический проект
проект по музыке (младшая группа)
«Весна пришла. Фольклор. Хороводные игры»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №80 «Светлячок»
Педагогический проект
«Весна пришла. Фольклор. Хороводные игры»
для детей от 3 до 4 лет
Составитель:
Щелканова Виктория Александровна
г. Нижневартовск, 2022
Краткая аннотация проекта
Тема проекта: «Весна пришла. Фольклор. Хороводные игры»
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитанники, их родители, воспитатель.
Срок реализации проекта: краткосрочный, февраль 2022
Цель проекта: приобщать воспитанников к русской народной культуре, через изучение фольклорных текстов, хороводных игр, связанных с приходом весны.
Задачи:
Обучающие:
- Дать детям знания об изменениях в природе весной, рассказать о потешках, закличках о весне, солнце, песнях-веснянках.
- Подготовить условия для реализации проекта. Ежедневно использовать в работе с детьми хороводные игры, применяя разнообразны педагогические формы, методы и приёмы работы.
- Продолжать обогащать словарь детей (солнышк-колоколнышко, лучистое, песенка-веснянка, заклички, почки, пробуждение природы)
- Закрепить названия и правила русских народных игр.
Развивающие:
- Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредствам хороводных игр.
- Развивать двигательную активность и физические качества через народные подвижные игры;
- Развивать эстетическое восприятие, память.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес и любовь к особенностям традиций русского народа.
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности. - Заинтересовать детей хороводными играми.
- Воспитывать интерес к русскому фольклору, устному народному творчеству;
- Воспитывать внимательность и доброжелательность по отношению к сверстникам.
Ожидаемые результаты:
- расширены представления детей о весне, изменениях в природе;
- будут созданы условия для проведения хороводных игр;
- будет расширен словарный запас детей
- изучат фольклорные тексты, разовьется внимание и память;
- будет сформирован интерес к изучению русской народной культуры;
- усовершенствованы двигательные навыки (от медленного шага до бега) и физические качества;
- сформировано доброжелательное отношение детей друг к другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры;
- у детей будет сформирован навык действовать вместе, сотрудничать.
- дети познакомятся с некоторыми древними традициями и обычаями, связанными с хороводными играми.
Актуальность:
И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.
С давних времен люди ощущали себя частью природы, чувствовали себя участниками природных событий, будь то движение солнца, пробуждение природы или вызревание колосьев.
Год за годом течет привычная жизнь народа, и вот идет смена времен года: зима - это Новый год, Рождество, весна - это Масленица, Вербное воскресение, Пасха – и все меняется. Люди поют старинные песни, пляшут, водят, взявшись за руки, хороводы, наряжают лентами березку, выносят на поляну соломенное чучело, бросают его в костер, прыгают через высокое пламя.
Хоровод – древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях.
В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через постоянное изучение фольклора, народных ремесел и традиций.
Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стала актуальным систематизация данного материала для проекта «Весна пришла. Фольклор. Хороводные игры».
Для проекта выбран фольклор, связанный с весенним пробуждением природы – это заклички о весне, песни о солнце, игры в масленицу, хороводы-веснянки.
Весенние календарные народные игры – это буйное и пестрое переплетение языческих и христианских традиций. Их основным предназначением было ускорить пробуждение от зимнего оцепенения природы, живородящей силы земли-кормилицы. Ведь от этого зависел будущий урожай, и, стало быть, существование и благополучие крестьянского мира. Когда-то календарные народные игры были серьезными обрядами языческой религии. Но, постепенно, утратили свой сакральный смысл и стали достоянием детского игрового фольклора.
Каким образом хороводные игры благоприятствуют развитию детей?
Само построение хоровода – круг – воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создает ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребенок понимает значимость движения в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
К старшему возрасту дети самостоятельно исполняют песни, таким образом, развиваются исполнительские навыки.
Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Фольклорные песни зарождают в детях нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.
Цель проведения хороводных игр в детском саду – гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого к сложному». Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учетом особенностей ребят. Детские хороводные игры бывают не только круговыми. Построение фигур заимствовано из народного танца:
«Стенка на стенку», «Воротца»: участники выстраиваются в две линии и становятся напротив друг друга. На одну музыкальную фразу стенка «находит» на стенку и возвращается на место, затем находит вторая линия.
Движения навстречу возможно для обеих линий. Чтобы получились воротца, первые участники линий берутся за руки, под ними пройдут цепочки хоровода.
«Круг» бывает единичный. Для русских народных хороводов характерно движение по солнцу, то есть по часовой стрелке. Но в играх танцах возможно и обратное направление. Например, в игре «Карусели» участники закручивают ленты сначала в одном направлении, затем разворачиваются и раскручивают карусель. В играх возможно построение двух отдельных кругов или круга внутри круга.
«Змейка» ведущий направляет хоровод, чтобы образовадся зигзагообразный узор
«Улитка» закручивание хороводной цепочки в спираль. Эта фигура получается, когда один из участников разрывает круг и начинает движение таким образом, чтобы цепочка обвивалась вокруг импровизированного центра. Такая игра предполагает и возвращение в круг.
Хороводные игры кажутся простым видом развлекательной деятельности, но детям не под силу с первого показа или объяснения разыграть игру. Самым маленьким бывает трудно даже просто само круговое движение в хороводе, и если в группе много таких малышей, то не стоит вводить много более сложных игр. Если дети еле-еле согласились дать всем руки, а вы начнете с ними играть в «три веселых братца», то многие малыши могут, вместо того, чтобы топать и хлопать, просто начать разбегаться. Так что на первых порах лучше подходят игры, где руки не расцепляются (ехал пан, по сугробам, дует ветер, карусели, каравай, едем на лошадке)
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
II. Основной
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
Этапы освоения хороводной игры
Прежде чем знакомить детей с новой игрой, необходимо разобрать ее составляющие для себя.
Этапы освоения игры-хоровода | Содержание работы |
Предварительная работа педагога | Изучить историю игры (была ли она в древности сакральной, в какое время года ее проводили, кто участвовал в ней) Выучить текст, спрогнозировать возможные вопросы детей по содержанию, выделить слова, значение которых требуется пояснить Запомнить движения, чтоб продемонстрировать их детям |
Подготовительный этап для воспитанников | Создание мотивации к знакомству и разучиванию хоровода: Рассматривание иллюстраций по теме игры Проведение познавательной беседы об истории и значении этой хороводной игры Продуктивное творчество (сделать аппликацию или коллективную работу из пластилиновых фигурок, нарисовать героев игры) Изготовление атрибутов для игры(для масленичного хоровода дети могут нарисовать солнце, например, украсить ленточками деревце на площадке, сделать маски персонажей. Знакомство детей с образами игры (каков характер персонажей, особенности движений) Если у песни сложный сюжет, следует разобрать содержание совместно с детьми: о чем поется, настроение песни, проблематика. |
Разучивание проведение игры | Песни исполняют взрослые, побуждая детей подпевать. Игра-хоровод разучивается ежедневно в совместной деятельности. |
План мероприятий с детьми
1 неделя Желтый цвет | Знакомство с жанром закличка Заучивание фольклорных текстов Обогащение словарного запаса Игра «Веснянка» |
2 неделя Зеленый цвет | Знакомство с закличками о весне Заучивание фольклорных текстов Изучение признаков пробуждения природы Игра «Мы по лугу пойдем» |
3 неделя Синий цвет | Заучивание фольклорных текстов Изучение признаков пробуждения природы Игра «На лужайке поутру» |
4 неделя Красный цвет | Заучивание фольклорных текстов Обогащение словарного запаса Игра «Карусели» |
Список используемой литературы
- Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.: Просвещение, 2006.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб: Изд-во «Композитор», 1999
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева, 2001г.).
- Т. И. Калужниковой "Традиционный русский музыкальный календарь",1997
Приложение к проекту
«Весна пришла. Фольклор. Хороводные игры»
для детей от 3 до 4 лет
Составитель: Щелканова Виктория Александровна
Заклички про солнце
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Песня о солнце
Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.
Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.
Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!
Песня о весне
Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
Хороводная игра «Солнышко»
Солнышко-колоколнышко, (Стоят в маленьком кругу держась за руки.)
Ты пораньше взойди, (Поднимают руки вверх, тянутся на ноносочках)
Нас пораньше разбуди. (Опускают руки )
Нам в поле бежать, (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Нам весну встречать.
Хороводная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
Хороводная игра «Весна-красна пришла»
- Я Весна – Красна в гости к вам пришла,
Я ищу в лесу зверей,
Выходите поскорей,
Выходите зайчики.
Прыг – скок, прыг – скок
Пляшут на опушке
(прыгают на двух ногах, руки согнуты в локтях перед собой)
И торчат у зайчат
Ушки на макушке.
(выполняют движения руками над головой, показывая ушки зайчат)
Воспитатель:
- Я Весна – Красна в гости к вам пришла,
Прилетайте птички, птички – невелички.
(дети бегут по кругу, руки имитируют движение крыльев)
Птички прилетели на дорожку сели,
(присели)
Зернышки клевали, крошки собирали.
(пальчиками, собранными в «клювик» стучим по колену)
Клю – клю - клю.
Хороводная игра «На лужайке поутру»
На лужайке поутру
Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. (Делают 4 шага назад, расширяют круг.)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Раздвигают круг)
Становитесь в круг опять, (смыкают круг)
Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу)
Мы – веселые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх)
Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе).
Хороводная игра «Мы по лугу пойдем»
Мы по лугу пойдем,
Хоровод заведем, (идут по кругу)
Приходи, весна,
Приходи, красна! (хлопают в ладоши)
Мы по лугу пойдем,
Хоровод заведем, (идут по кругу)
Дождик, лей-поливай,
Всем напиться давай! (кисти рук подняты вверх, изображают дождь)
Мы по лугу пойдем,
Хоровод заведем, (идут по кругу)
Солнце, ярче свети,
Помогай нам расти. (пальцы широко в стороны - показывают лучи солнца)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»
Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»
Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
