Проект «Край родной - Бурятия моя»
проект

Давлеткулова Елена Владимировна

Актуальность:

Музыка детства –хороший воспитатель и друг на всю жизнь, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.

Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки.

Поэтому  необходимо с раннего возраста знакомить  детей с региональными особенностями в произведениях  художников, писателей и композиторов Бурятии.

Сочетаясь с произведениями других видов искусства, художественной литературой, живописью, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие, в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствования музыкального ритма, настроения, вызванного музыкальным произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kray_rodnoy_-_buryatiya_moya.docx25.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Проект «Край родной - Бурятия моя»

Автор  проекта:

 Давлеткулова Е.В.

Название: "Край родной – Бурятия моя".

Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Место реализации: МАДОУ "Детский сад № 15"с. Кабанск.

Форма представления: образовательная область "Музыка"

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность:

Музыка детства –хороший воспитатель и друг на всю жизнь, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится.

Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки.

Поэтому  необходимо с раннего возраста знакомить  детей с региональными особенностями в произведениях  художников, писателей и композиторов Бурятии.

Сочетаясь с произведениями других видов искусства, художественной литературой, живописью, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие, в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствования музыкального ритма, настроения, вызванного музыкальным произведением.

Образовательная область: Художественно творческое развитие раздел "Музыка".

Гипотеза: если начинать в детском возрасте,  показывать ребенку не только внесюжетные, но и глубоко внутренние связи между музыкой и другими видами искусства родного края, научить его "видеть музыку", "слышать живопись", тогда у детей сформируются основы художественной культуры.

Новизна: развитие у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Сотрудничество детей, воспитателей, родителей.

Цель: Прививать любовь к искусству родного края,  углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств.

Задачи:

- воспитывать в детях чувство прекрасного, посредством воздействия музыки, поэзии, изобразительного искусства;

- развивать музыкальную и творческую способность дошкольников в различных видах музыкальной   деятельности;

- развивать память, мышление, речь;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность.

Этапы реализации:

Организационный:

1-сбор информации и материалов: Картины художников Бурятии: «Утро на Байкале» Т.Ц. Дашиевой. «Закат» А.П. Хомякова,  «Байкал» Н.В.Олейникова.

Стихи поэтов  Бурятии: «У моря» Д. Хилтухина, «Пришла зима» Л.Корнаковой, «Бурятия» А.Бадаева. Музыка композиторов Бурятии: «Танец кукол» А.Андреева,  «Танец наездников» С.Ряузова, «Утро на Байкале» Д.Аюшеева,  «Ехор» б.н.м. Слайды  с изображением озера Байкала, рыбы Байкала, пейзажи просторов Бурятии, фотографии г.Улан-удэ. Портреты композиторов Бурятии,  бурятские музыкальные инструменты(Хур, чанза).

2-практический:

 Беседа о республике  Бурятии,  прослушивание музыки композиторв Бурятии: «Танец кукол» А.Андреева,  «Танец наездников» С.Ряузова, «Утро на Байкале» Д.Аюшеева,  «Ехор» б.н.м. Просмотр картин художников Бурятии:  «Утро на Байкале» Т.Ц. Дашиевой. «Закат» А.П. Хомякова,  «Байкал» Н.В.Олейникова.

Заучивание стихов поэтов Бурятии: «У моря» Д. Хилтухина, «Пришла зима» Л.Корнаковой, «Бурятия» А.Бадаева. Разучивание танца  «Ехор» б.н.м. , игры «Шапка Будамшу», «Наездники».Просмотр слайдов  с изображением озера Байкала, рыбы Байкала, пейзажи просторов Бурятии, фотографии г.Улан-удэ. Знакомство с бурятскими музыкальными инструментами (чанза, хур).

Словарная работа: Наездники, Ехор, Будамшу, чанза. хур, Сагаалган,юрта.

Материалы и оборудование: Музыкальный центр, мультимедио, музыкальная презентация "Моя Бурятия",бурятский национальный костюм, юрта, картины художников Бурятии, юрта, ходак, пиала,  бур. муз. инструменты (хур, чанза).

Работа с родителями: Выставка фотографий «Отдыхаем на Байкале». 

Праздник с родителями «Дружно встречаем праздник Сагаалган».

3-заключительный:

Итоговое мероприятие:"Дружно встречаем праздник Сагаалган".

Предполагаемый результат:

Дети:

-дети увлеченно слушают музыку «Танец кукол» А.Андреева,  «Танец наездников» С.Ряузова, «Утро на Байкале» Д.Аюшеев ,  у них значительно изменяются особенности музыкального восприятия;

- высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки;

-определяют характер музыки, различают на слух и дают название музыкальным произведениям,

-у них пополнился активный словарь новыми словами, более связной стала речь.

Литература:

1 Сборник «Композиторы Бурятской АССР» О. Куницин.

2 «Музыка Советской Бурятии» О. Куницин.

3 «Бурятский Ехор» И.А.Манжигеев.

4 Муз.произведения: «Танец кукол» А.Андреева,  «Танец наездников» С.Ряузова, «Утро на Байкале» Д.Аюшеева,  «Ехор» б.н.м.

 Итоговое мероприятие к проекту «Край родной –Бурятия моя».

                                 Старшая  группа

Муз. руководитель  Давлеткулова Е.В.    

              «Дружно встречаем праздник «Сагаалган».

Цель:

 Продолжить знакомить детей с родным краем- Бурятией.

Программное содержание:

-углубить знания детей о народных традициях Бурятии, характерных признаках национальной одежды, природы, музыки, танцев;

- вызвать у детей интерес к искусству бурятского народа;

- научить понимать и оценивать красоту бурятских национальных предметов;

-воспитывать чувство дружбы к народам живущим вместе.

Предварительная работа:

Беседа о республике  Бурятии,  прослушивание музыки композиторов Бурятии: «Танец кукол» А.Андреева,  «Танец наездников» С.Ряузова, «Утро на Байкале» Д.Аюшеева,  «Ехор» б.н.м. Просмотр картин художников Бурятии:  «Утро на Байкале» Т.Ц. Дашиевой. «Закат» А.П. Хомякова,  «Байкал» Н.В.Олейникова. Заучивание стихов поэтов Бурятии: «У моря» Д. Хилтухина, «Пришла зима» Л.Корнаковой, «Бурятия» А.Бадаева. Разучивание танца  «Ехор» б.н.м. , игры «Шапка Будамшу», «Наездники».Просмотр слайдов  с изображением озера Байкала, рыбы Байкала, пейзажи просторов Бурятии, фотографии г.Улан-удэ. Знакомство с бурятскими музыкальными инструментами (чанза, хур).

Словарная работа: Наездники, Ехор, Будамшу, чанза. хур, Сагаалган,юрта.

Материалы и оборудование: Музыкальный центр, мультимедио, музыкальная презентация "Моя Бурятия",бурятский национальный костюм, юрта, картины художников Бурятии, юрта, ходак, пиала,  бур. муз. инструменты (хур, чанза).

Работа с родителями: Выставка фотографий «Отдыхаем на Байкале». 

Дети входят в зал под бурятскую народную музыку, среди них ребенок, одетый в бурятский национальный костюм. Входит ведущая в руках у нее  ходак и пиала с молоком.

Ведущая: Сайн байна! Дорогие гости!

Дети повторяют слова  за ведущей.

                 А по- русски, здравствуйте!

Ведущая преподносит пиалу ребенку в национальном костюме, и на плечи одевает ходак.

Ведущая: В какой республике мы живем?

                  А какой город –столица нашей Бурятии?

                  Давайте послушаем главную песню нашей республики- гимн

                 « Песня о родной земле» А.Андреева.

Ведущая: Давным – давно, в диких степях Забайкалья, вокруг озера Байкал расселились люди, которые называли себя бурятами. Они жили в юртах, пасли отары овец, табуны лошадей, ловили рыбу.

                   Мое Забайкалье, родная земля!

                   Как друга родного, люблю тебя я!

                   Тут все: и раздолье, и горная высь,

                   Тут русская песня с бурятской слились.

                   Ах, черные косы да русская прядь

                   За крепкую дружбу хочу вас обнять!

1 ребенок: Ты хороша в любое время года

                   В разливе мая, в блеске февраля

              Счастливый край, счастливого народа

                     Цветущая Бурятия моя!

Дети смотрят  музыкальную презентацию «Моя Бурятия»

Ведущая: Народ Бурятии имеет свои обычаи и традиции, не такие, как у русских. Скажите, в каком месяце русский народ встречает Новый год?

Правильно, в январе, а бурятский народ отмечает Новый год в феврале, и называют его Сагаалган – праздник Белого Месяца.

Дети читают стихи.

Ведущая: В праздник Белого месяца

                 Так у нас повелось

                  Людям надо бы встретиться,

                  Чтоб счастливей жилось.

2 ребенок: Праздник Белого Месяца

                    Я встречаю на Родине.

                     Небо яркое светится.

                     Ветки снежные трогает.

3 ребенок:  Заходите, соседи!

                   С новым годом вас всех!

                   В этот день на планете,

                    Одиноким быть грех!

Ведущая: Сагаалган – праздник Белого месяца. Белый цвет у бурят связан с понятием добра, счастья, благополучия. Люди на праздник одевали лучшие одежды, шли друг к другу в гости. Соединяли руки своеобразным рукопожатием, которое означало прощение и благопожелание во всех делах.

Давайте мы с вами пожелаем друг другу добра и благополучия.( Старшие подходят к младшим берутся за локти).

Ведущая: «Скажите, чем угощали гостей в праздник?».

Ведущая: Правильно, белой молочной  пищей, и считалась она священной:

Айраг, тараг, урмэ, саламат.

Ведущая: Талантлив народ в Бурятии, есть писатели, художники и композиторы. Послушайте и скажите,  как называется муз. произведение?

Дети слушают пьесу «Смелый наездник» С.Ряузова, называют.

Ведущая: А вы хотите стать такими же наездниками?

                  Бурятский дедовский обычай, трехлетнего сынка,

                  Не ради шутки и приличий сажать на рысака.

Давайте поиграем в игру « Ловкие всадники» ( Дети делятся на две команды,скачут на лошадке, передавая друг другу).

Ведущая: А теперь постарайтесь отгадать загадки:

               1.Дом имеет сто дверей.
                Любит белка этот дом

                 Кто же проживает в нем.   (Орехи, кедровая  шишка)

               2.Захочу, согну до земли

                  А устану, отпряну.

                  Выйду на поляну, потанцую на снегу.

                  Без оглядки убегу.   (Ветер)

              3. Зимой лежу во рву, белею и молчу.

                  Весною зареву и камни сворочу.   (Снег)

Ведущая: А сейчас нас ждет игра, интересная она, называется «Шапка Будамшу» ( дети садятся на ковер по кругу и выполняют движения, ведущий ребенок, одетый в бурятскую шапку за кругом поскоками движется за кругом, с окончанием музыки он останавливается между двумя детьми, они должны оббежать круг и вернуться к ведущему.Кто быстрее прибежит тот получит шапку «Будамшу» и игра повторяется).

Ведущая: Все на свете когда-то кончается и наш праздник тоже.

Давайте закончим его веселым бурятским танцем «Ехор».

                  Наш веселый хоровод, взяться за руки зовет.

                  Если станешь с нами в круг.

                  Хорошо ли, плохо ли, топаешь ногой.

                  Безразлично Ехору – он у нас такой.

Все дети танцуют «Ехор».

                       Стихи к празднику «Сагаалган».

               В гости к нам приходит месяц.

               К нам приходит месяц  Белый.

               В нашу праздничную юрту,

               Как седой улигершин.

               Мудрый, старый, долгожданный.

               С бородой заиндевелой, из безмолвия седого,

               Он себе одежды сшил.

Праздник Белого Месяца, я встречаю на Родине.

 Небо яркое светится,  ветки снежные трогает.

 Заходите, соседи! С новым годом вас всех!

 В этот день на планете, одиноким быть грех!

В праздник белого месяца, так у нас повелось.

Людям надо бы встретиться, чтоб счастливей жилось.

Чтоб убавилось горе, чтоб тучнели стада,

Чтоб долины и взгорья, голубели всегда.

Чтоб звенел бесконечно, детский смех у оград.

Зазывает на встречу, солнечный саламат.

В феврале морозный ветер вьюжит, воет, кружит снег.

Выплыл в небо белый месяц, его просит человек:

Белый месяц! Белый месяц! Озари планету ярче!

Чтобы радовалось сердце и здоровье стало крепче.

Белый месяц! Белый месяц! Подари нам доброты!

Чтобы в мире и согласье лучше, крепче, жили мы!

Пусть добреют наши души, навсегда уходит зло!

Чтобы будущее наше, полным счастьем расцвело!

В круг скорее детвора, танцевать пришла пора!

Тот, кто хочет танцевать, должен рядом с нами встать.

       

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Край родной - Бурятия»

 Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...

Проект "Мой край родной - Бурятия" для старшей группы

Проект «Мой край родной - Бурятия»...

ПРОЕКТ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ"

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патрио...

Проект "Край родной -Бурятия моя"

Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки. Поэтому н...

Проект «Мой край родной - Бурятия»

Сагаалган-праздник Белого месяца...

Проект "Край родной- Бурятия"

Проект "Край родной- Бурятия"...

Проект «Мой край родной - Бурятия».

Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур. Практика работы образователь...