Статья. Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ
Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки к здоровому образу жизни.
Результатами этой работы могут быть:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Предлагаю рассмотреть некоторые формы взаимодействия с детьми на музыкальных занятиях, с точки зрения их влияния на сохранение и укрепление здоровья. Учёные утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
- валеологические распевки,
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- оздоровительные и фонопедические упражнения,
- игровой массаж,
- пальчиковые игры,
- речевые игры,
Каждое музыкальное занятие начинается с приветствия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:
Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми как в саду цветочки!, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова. Будьте все здоровы!
Затем переходим к песне-распевке. Она поднимают настроение у детей, задает позитивный тон, улучшает эмоциональный климат, подготавливает голос к пению.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров, тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционной гимнастики - это подготовка к правильному произношению. В результате улучшаются психические процессы, улучшается музыкальная память, внимание.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является самомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются, как песенки или произносятся под музыку. Они повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к письму и рисованию.
Необходимой составляющей музыкально-оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки, повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором, сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья ребёнка, особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Специалистами были разработаны структура и содержание музыкальной оздоровительной работы, соединяющий традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Новизна системы состоит в следующем:
- На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме с использованием игрового массажа, валеологических песен - распевок, самомассажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний использовать фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок.
- Необходимость рассказывать и детям и родителям о пользе здорового образа жизни.
Реализацию музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду, я разделила на 4 этапа:
- Организационный
- Диагностический
- Практический
- Обобщающий
На 1 этапе была изучена литература по данной программе и накоплен методический материал, создавались все необходимые условия для полноценного проведения музыкально оздоровительной работы.
На 2 этапе - диагностическом - был выявлен начальный уровень развития музыкальных способностей детей и степень заинтересованности детей тем или иным видом музыкальной деятельности.
На 3 этапе - практическом - был разработан перспективный план и цикл музыкальных и логоритмических занятий .
На обобщающем 4 этапе были исследованы результаты практической деятельности и подведены итоги проведенной работы.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Мною проводились индивидуальные, фронтальные, а также занятия по подгруппам. По содержанию это были типовые, тематические, комплексные и интегрированные занятия.
В результате использования на своих музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий, я отметила снижение частоты заболеваний и повышение интереса детей к музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ
Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."
Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

Доклад:"Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей."
Данная работа служит продолжением к предыдущему материалу - презентации....

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...
Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ
Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя Статья
Статья Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя...

Статья: «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
Цель внедрения здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.Задачи:1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.2. Создавать усл...