ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
материал по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Щеглова Людмила Владимировна

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать, ребенку осваивать ее курс.

Существует много программ и способов обучения грамоте и чтению. Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство», основой которой является не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.

Главная цель - научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

Развивать фонематический слух детей.

Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки.

Дать знания о слоговом строении слова, о словесном ударении.

Формировать представление о предложении.

Учит овладевать навыками моделирования слов и предложений.

Знакомить со всеми буквами русского алфавита.

Овладевать слоговым и слитным способами чтения.

Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.

Основой для решения поставленных задач в нашем ДОУ стала система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, методика Д.Г. Шумаевой, Л.E. Журовой, Л.A. Кулешовой, В.В. Волиной, Н.Г. Агарковой, Н.А. Баевой.

Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной, и свободной деятельности детей.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Использовать эврические приемы, поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью.

Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» Во все занятия включаем всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводим игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, словосочетанием.

  1. Особое внимание уделяем звуковому восприятию слова, формируя фонематический и речевой слух детей. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Для того, чтобы детям легче было представить невидимые звуки берем «Звуковички» - условные обозначения звуков. Чтобы легче научить детей различать мягкость и твердость согласных, приходят гномы Пим-Пом. Прекрасно воплощают различные звонкости и глухости согласные гномы Пим-Биси, Пом-Бом.

Хорошо отработанные действия интонационного выделения звука, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного без пропусков письма.

  1. От звука последовательно переходит к букве - обозначающей звук. При ознакомлении с буквой используем разнообразные игровые приемы.
  2. На что похожа буква.
  3. Нарисуй букву в воздухе.
  4. Покажи на пальчиках.
  5. Найди на веере букв.
  6. Обведи букву.
  7. Выложи из палочек.
  8. Найди в кассе букв, в алфавите.
  9. Посели букву на «улице букв».
  10. Напечатай в тетради (в клетку).
  11. Звукобуквенный разбор слов способствует осознанию детьми слогового принципа русской графики, обуславливающей позиционный принцип чтения. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной, решает первую учебную проблему, учится мыслить. А обучаясь мыслить, попутно научится и читать. Обучая детей делить слова на слоги, учим выделять в слове ударный слог, ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели. При делении слова на слоги можно: прохлопать, прошагать, простучать, посчитать касанием подбородка к ладошке. Дети с удовольствием расселяют слова по слоговым домикам. Дарят героям сказок игрушки с определенным количеством слогов в названии, ищут предмет с заданной слоговой структурой, подбирают к слоговой схеме слова.
  12. Дети учатся дифференцировать слова по вопросам. Знакомятся со словом предмет, действие, признаки, предлог. Обозначают их условными фишками. Расселяют слова по домикам на «улице слов». Учатся составлять предложения из 2-4 слов. Делят предложения на слова, называют их по порядку, составляют схему, переставляют слова, добавляют и заменяют слова в предложении.

Используя лексические и грамматические игры знакомим малышей с синонимами, омонимами, антонимами, многозначностью слова, составляем «кустики», подбирая родственные слова.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду:

  • Оформить на центральной стене «Город Королевы Грамоты» - по которому дети с удовольствием путешествуют, расселяют звуки, буквы, слова по домикам с условными обозначениями.
  • Пособие «Поезд в страну Знаний».
  • Игры на развитие связной речи, звуковой культуры, грамматического строя, обогащение словаря.
  • Книги с кроссвордами, анаграммами, головоломками.
  • «Скоростная дорожка успеваемости» - стимулирующая работу детей, развивающая азарт, окрыленность, желание быть первым.

Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок - личность, полноценный партнер. Главное условие разумного воспитания чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло.

Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие - то маленькие открытия для себя и с радостью идет и на занятия и в детский сад.

Твердят: «В начале было слово...» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви - И озаренье и работа, Глаза цветов, глаза ребенка Все начинается с любви...

Р. Рождественский

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)

Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

сказка по обучению детей грамоте "Волшебная страна грамота" - продолжение сказки про музыканта

Сказка ознакомительного содержания, знакомит ребят с такими понятиями, как звуки, слоги, слова, предложения. В основном направлена на развитие интереса к виду деятельности. Это продолжение предыдущей ...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]»

Обучающие задачи:• Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;• Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (...


 

Комментарии

Прокоментируйте, пожалуйста, ваше фото. 

Какуева Лана Николаевна

Я не совсем разобралась еще в этом сайте, какое фото именно прокомментировать?

Какуева Лана Николаевна

Там, где с листиками кленовыми - это просто прогулка, а в группе - ситуация на дороге (едут автомобили, мамы с дочками идут в магазин, где же им можно перейти проезжую часть?)