"Звуки [З] - [Зь], буква З."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Занятие "Звуки [З] - [Зь], буква З, проведённое в игровой форме (встреча с детьми Звёзд), помогает детям закрепить навыки слого - звукового  анализа, умение дифференцировать звуки [З] - [Зь], определять позицию данных звуков в слове, запомнить букву З. Способствует  развитию чувства ритма, просодики. Развивает фонематическое восприятие, слуховую память, внимание.  Воспитывает эмоциональную отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_z-zmicrosoft_office_word.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительного возраста с задержкой психического развития.

Тема: «Звуки [З],[З'], буква З»

                                                                                      Стрельникова Стефа Ивановна

                                                            учитель–дефектолог МБДОУ д/сад№20 Дельфин»

                                                                                     г. Саяногорск Республика Хакасия

Цель.   Правильное произношение, характеристика звуков [З], [З'], дифференциация их на слух и в  произношении в слогах, словах. Развитие просодики.

Задачи.  1.Образовательные:

- учить:  дифференцировать  звуки [З], [З']; определять позицию данных звуков в словах;  закреплять навыки  звуко – слогового  анализа, чтение слов; образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    2.Развивающие: чувства ритма,  фонематическое восприятие,  память, внимание, логическое мышление.

   3.Воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные  умения  и навыки.

        Средства обучения:  предметные картинки, плоскостные фигурки звездолёта, «звёздных человечков»,  знаки-символы: фишки, карточки, нотки, слова на карточках; запись мелодии группы «Спейс»

Методы и приемы:

Словесные: вопросы - ответы, загадки.

Наглядные:  показ, демонстрация;

Практические:  выполнение заданий;

Игровые:  дидактическая  игра, сюжетная игра; создание воображаемой ситуации, сюрпризный момент.

Здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, физкультминутка.

I.Организационный момент

Психогимнастика. Игра: «Комар». 

Кто это? Комар. Как звенит комар? З-з-з-з.  Дети отображают мимикой разное состояние:   «укусили вас  комары», «прогоняем комаров».

II. Звуки [з],[з'].

1. Игра: «Вспомни и назови».

- Вспомните и назовите   картинки, которые  были на прошлом занятии? (Заяц, звезда, телевизор, забор), картинки, в названии которых есть  звук  [З].

2. Игра «День – ночь»  (выставляются картинки, в названии которых есть звук [З']

– зебра, земля, земляника).

- От какого слова произошло названия ягоды – земляника? (От слова - Земля).

- На какой планете мы живём?  (На Земле). Кто мы? (Земляне,  а  вы  кто?

Дети  Земли).  А кто живёт на звёздах?   (Дети звёзд).

3. Произношение и характеристика звуков [з], [з'], обозначение звуков цветовыми символами.

 - Дети звёзд прислали нам свои звёздные сигналы, проговорите их:   з-з-з-з.

- Давайте и мы пошлём им свои земные сигналы: з'-з'-з'-з'.

- Какие у нас сигналы? (Земные).

- Повторите сигналы детей звёзд: з-з-з-з; какие это звуки? (…)Кто расскажет нам всё про звук [З]? (Характеристика звука [З]).  Какой костюмчик носит звук [З]? (…) Вспомните, как рождается звук [З]? Рот открыт, зубы заборчиком, широкий кончик языка «прячется» за нижние передние  зубы, холодный воздух идёт по середине  языка, горлышко «работает».

- Повторите земные   сигналы: - з'-з'-з',  как они звучат? (мягко, ласково). Какой это звук? Звук [З'] Какой он? (…), как рождается звук [З']? Губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка прячется за нижние зубы, струя воздуха – холодная, идёт по середине языка.

- Какой костюмчик носит звук [З']? (…) В какой башне он живёт? Почему?

3. Развитие фонематического восприятия.

- Дети звёзд выходят с нами на связь, они посылают нам свои сигналы, поймайте их:

 з-а – за          з-у – зу        з-о – зо      а-з – аз       о-з - оз         з-и – зи.

- А теперь расшифруйте их сигналы:

 !!    !!!   !,           !!    !!   !!,             !!!   !    !!,              !    !!     !!!    

-  Молодцы!  Правильно расшифровали сигналы.

4.Развитие просодики. 

-   Выходим на связь с детьми Звёзды. (Педагог «беседует» с «детьми Звёзд»

За-за-за? (произносится вопросительно).

Зя-зя-зя   (произносится утвердительно).

Зы-зы-зы (произносится удивлённо).

Зи-зи-зи!  (произносится утвердительно).

 Зо-зо-зо! (произносится сердито).

 Зё-зё-зё! (произносится радостно).

5. Позиция звуков. 

 - Дети звезд хотят отправиться к нам в гости.  На чём они могут прилететь? (На звездолёте). Какой первый звук в слове звездолёт? (Звук [З]). А есть ещё звук [З] в этом слове? (…) Где он стоит? (…) Покажите.  Выставляется  изображение звездолёта. Звучит музыка.

- А вот и наши гости. Давайте познакомимся с ними. Этого мальчика зовут Зон. Как мы его назовём ласково? Зоник. Девочку зовут Аза, а ласково  – Азочка.  С ними прилетели задира Зун, а ласково?  – Зуник и малыш Зиник. Где стоит  звук [З] в  именах  Зоник? Зуник? (…). А  в имени  Аза? (…).  С какого звука начинается имя Зиник? (…)

III. Физкультминутка.

– Малыши долго летели, устали. Давайте вместе с ними сделаем зарядку.          

На Земле по утрам  делаем зарядку,

Звёздам нравится и нам делать по - порядку:

Весело шагать, руки поднимать,

приседать и вставать, прыгать и скакать!

IV. Чтение и звуко - слоговой анализ  слов.

1.- Наши гости хотят,  чтобы вы прочитали их имена и выложили их фишками:

  Зоник,   Зон,   Зун,   Зуник,   Аза,   Зиник.

(Выполняется звуко - слоговой анализ слов).

- Молодцы, правильно выложили имена гостей фишками!

2. Игра: «Разложи  картинки» на дифференциацию звуков [З],[З']. 

- С какими звуками мы сегодня  работаем? (Со звуками [З],[З']). Вспомните, какой звук [З] (…), а какой звук [З'] (..)? Рассмотрите картинки, проговорите их названия и разложите картинки по своим окошечкам. Покажите гостям, как вы научились различать  звуки [З],[З']. Молодцы!

V.Итог.

- Кто прилетал к нам сегодня? (…). Назовите их имена (…). С каких звуков начинаются их имена? (Со звуков [З],[З']), а Аза? (Со звука [А]).

 - Молодцы! Посчитайте фишки, которые вы получили на занятии. (Дети считают фишки, подводим итог).

- Наши гости очень довольны тем, как вы сегодня работали и  хотят угостить вас звёздным печеньем, которое привезли с собой. Поблагодарите их и пожелайте  им счастливого полёта домой.  Звучит музыка группы «Спейс».

- До свидания!

Литература

1. Агранович  З.Е.   В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших школьников. – СПб.:  ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2005.

2. Орешкина И. А.  Логоритмика для дошкольников. Из опыта работы учителя-логопеда детского дома «Теремок» г. Черногорска. – Абакан.

3. Пожиленко  Е. А.  Волшебный  мир  звуков  и  слов  (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...