ЗАНЯТИЕ Тема: буквы Е, е в начале слова
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

ЗАНЯТИЕ

 

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

Коррекционно-образовательные:

     — познакомить с буквами Е, е;

     — учить соотносить букву и звуки.

     — обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

      — учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

     — развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

     — совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

     — упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

     — упражнять в употреблении  существительных в родительном падеже множественного числа;

     — развивать фонематические процессы;

     — формировать навык письма букв Е, е.

     — развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

     — воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

воспитывать  у детей  умение  внимательно выслушивать то­варищей, не перебивая их.

Оборудование: пред­метные картинки;  карточк для обозначения звуков и состав­ления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

 

Ход занятия

1.      Организационный момент. Игра «У кого—кто?

     Выставляются картинки животных и их детенышей.

     — Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок)                   А это ? (Зайчата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)      

У лосихи—… (лосенок)                       А это ? (Лосята.)                        

У медведицы—… (медвежонок)         А это ? (Медвежата.)                        

У ежихи—… (ежонок)                         А это ? (Ежата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)                        

У лисицы—… (лисенок)                      А это ? (Лисята.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_bukva_e.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

Тема: буквы Е, е в начале слова

и после гласных

Цели:

Коррекционно-образовательные:

     — познакомить с буквами Е, е;

     — учить соотносить букву и звуки.

     — обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

      —        учить детей делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

     — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

     — совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

     — упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

     — упражнять в употреблении  существительных в родительном падеже множественного числа;

     — развивать фонематические процессы;

     — формировать навык письма букв Е, е.

     — развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательная:

     —        воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

 воспитывать  у детей  умение  внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки;  карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

Ход занятия

1.        Организационный момент. Игра «У кого—кто?

     Выставляются картинки животных и их детенышей.

     — Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок)                   А это ? (Зайчата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)      

У лосихи—… (лосенок)                       А это ? (Лосята.)                        

У медведицы—… (медвежонок)         А это ? (Медвежата.)                        

У ежихи—… (ежонок)                         А это ? (Ежата.)                        

У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)                        

У лисицы—… (лисенок)                      А это ? (Лисята.)

 

2.     Развитие общей моторики.  "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой        

Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слоненок

Топают

За мамой - лисицей крался лисенок

Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок

Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок    

Идут вперевалочку

За мамою - белкой скакали бельчата

Скачут вприсядку

За мамой зайчихой - косые зайчата

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

Имитируют лакание

3.        Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки:

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз.

                                    Т. Куликовская

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

4.        Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть — закрыть.

 5.         Объявление темы занятия.  Знакомство с буквой Е

     —        К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля…
(ЕНОТ)

     —        Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».

Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

     —        Разделите слово ЕНОТ  на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

     — Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?

     —        Сколько элементов у большой буквы Е? Какие это элементы?

     —        Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

     — Прорисуйте  в воздухе  букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

     — Сложите  букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

     — Прочитайте буквы в рамочке.

     —        Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

     —        Мама Крошки Енота послала его за ежевикой.  Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

     —        Да!

     —        Ну,  тогда, в путь!

6.   Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.

     —        Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

     Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

     —        Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

     —        [й] и [э].

     —        Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э].  Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее  прямоугольником зелено-красного цвета.

Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

                 к

з

     —        А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно—зеленые.)

     Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

7.   Формирование грамматического строя речи.  Употребление  существительных в родительном падеже множественного числа.

     —        Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

     —        Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

8.   Звуко-буквенный анализ.                                           

     —        Но  прежде, чем идти  дальше, нужно выполнить следующее задание: Прочтите слова. Рассмотрите схемы. Раскрасьте их.

  ем                    ели                         поехали                      енот                       воет      

      к  

з    


с

       к

з

    к

з

      к

с

      к

з

      к

с

      к

з

       к

з

       к

с


с

       к

с

       к

з


с

   

9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».

     —        Далее наш путь проходит через ущелье в горах. В горах живет Эхо. Эхо очень любит играть с путешественниками.

     Проводится игра «Эхо».

     —        Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

Е…(Э-э-э)

Я…(А-а-а)

Ю…(У-у-у)

Ё…(О-о-о)

Новые (Э-э-э)

Моя  (А-а-а)

Качаю…( У-у-у)

Твоё (О-о-о)

10.   Упражнение для глаз.

     —        Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

                                              (Сова)

Сова летит,

Поморгать глазами.

Глазами вертит,

Обвести  глазами круг.

К нам подлетает

Посмотреть на нос.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

     —        Что сова нам принесла? Тетради.

11.   Письмо (Рабочая тетрадь)  

а)  Написать печатную букву Е до конца строки.

б)  Обвести в кружок  только правильно написанную букву Е.

в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

12.   Упражнение в произнесении.

— Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

13.   Развитие мелкой моторики:

     —        Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

     —        Да!

     Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря  их большим  и указательным  пальцами, затем большим  и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

 14.    Работа над развитием дыхания и голоса.

     — Пора возвращаться обратно.  А возвращаться мы  будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

    Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

15.     Итог занятия.

     — С какой буквой мы сегодня познакомились?

16.     Рефлексия

     Детям раздается раскраска енота.

     — Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛАКонспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слог...

Буква Я я в начале слова

Презентация по Обучению грамоте Маханевой....


 

Комментарии

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР