Главные вкладки

    ЗАНЯТИЕ Тема: буквы Е, е в начале слова
    план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    ЗАНЯТИЕ

     

    Тема: буквы Е, е в начале слова

    и после гласных

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

         — познакомить с буквами Е, е;

         — учить соотносить букву и звуки.

         — обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

          — учить детей делить слова на слоги;

    Коррекционно-развивающие:

         — развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

         — совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

         — упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

         — упражнять в употреблении  существительных в родительном падеже множественного числа;

         — развивать фонематические процессы;

         — формировать навык письма букв Е, е.

         — развивать зрительное восприятие.

    Коррекционно-воспитательная:

         — воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

    воспитывать  у детей  умение  внимательно выслушивать то­варищей, не перебивая их.

    Оборудование: пред­метные картинки;  карточк для обозначения звуков и состав­ления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

     

    Ход занятия

    1.      Организационный момент. Игра «У кого—кто?

         Выставляются картинки животных и их детенышей.

         — Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

    У зайчихи—… (зайчонок)                   А это ? (Зайчата.)                        

    У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)      

    У лосихи—… (лосенок)                       А это ? (Лосята.)                        

    У медведицы—… (медвежонок)         А это ? (Медвежата.)                        

    У ежихи—… (ежонок)                         А это ? (Ежата.)                        

    У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)                        

    У лисицы—… (лисенок)                      А это ? (Лисята.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_bukva_e.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗАНЯТИЕ

    Тема: буквы Е, е в начале слова

    и после гласных

    Цели:

    Коррекционно-образовательные:

         — познакомить с буквами Е, е;

         — учить соотносить букву и звуки.

         — обучать чтению слов с буквами Е, е в начале слова и после гласных;

          —        учить детей делить слова на слоги;

    Коррекционно-развивающие:

         — развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

         — совершенствовать звуко-буквенный анализ;;

         — упражнять в употреблении существительных—названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

         — упражнять в употреблении  существительных в родительном падеже множественного числа;

         — развивать фонематические процессы;

         — формировать навык письма букв Е, е.

         — развивать зрительное восприятие.

    Коррекционно-воспитательная:

         —        воспитывать  у детей  умение  внимательно слушать друг друга.

     воспитывать  у детей  умение  внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

    Оборудование: предметные картинки;  карточк для обозначения звуков и составления схем, буква Е, индивидуальные зеркала, тетради, «ягоды», надувные шарики, раскраски..

    Ход занятия

    1.        Организационный момент. Игра «У кого—кто?

         Выставляются картинки животных и их детенышей.

         — Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

    У зайчихи—… (зайчонок)                   А это ? (Зайчата.)                        

    У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)      

    У лосихи—… (лосенок)                       А это ? (Лосята.)                        

    У медведицы—… (медвежонок)         А это ? (Медвежата.)                        

    У ежихи—… (ежонок)                         А это ? (Ежата.)                        

    У волчицы—… (волчонок)                  А это ? (Волчата.)                        

    У лисицы—… (лисенок)                      А это ? (Лисята.)

     

    2.     Развитие общей моторики.  "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

    Жарким днем, лесной тропой

    Звери шли на водопой        

    Дети идут друг за другом

    За мамой - слонихой топал слоненок

    Топают

    За мамой - лисицей крался лисенок

    Идут тихо крадучись

    За мамой - ежихой катился ежонок

    Присели на четвереньки

    За мамой - медведицей шел медвежонок    

    Идут вперевалочку

    За мамою - белкой скакали бельчата

    Скачут вприсядку

    За мамой зайчихой - косые зайчата

    Скачут на прямых ногах

    Волчица вела за собою волчат

    Ползут на четвереньках

    Все мамы и дети напиться хотят.

    Имитируют лакание

    3.        Массаж лица. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

    Ходит пальчик по дорожке:

    От середины лба к вискам.

    Вверх — вниз, вверх — вниз,

    Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

    Будут розовыми щечки:

    По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

    Вверх — вниз, вверх — вниз.

                                        Т. Куликовская

    От середины подбородка к ушам.

    Массаж заканчивается поглаживанием.

    4.        Развитие артикуляционной моторики.

    «Покусать верхнюю губу»

    «Покусать нижнюю губу»

    «Окошко» (рот) открыть — закрыть.

     5.         Объявление темы занятия.  Знакомство с буквой Е

         —        К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

    Немытое в рот ни за что не возьмёт,
    И ты будь таким, как чистюля…
    (ЕНОТ)

         —        Правильно, Енот. Посмотрите, как пишется слово «ЕНОТ».

    Логопед демонстрирует «ЕНОТ».

         —        Разделите слово ЕНОТ  на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

         — Рассмотрите буквы Е, е . Чем они похожи? Чем отличаются?

         —        Сколько элементов у большой буквы Е? Какие это элементы?

         —        Рассмотрите маленькую букву е. Сколько у нее элементов? Какие это элементы?

         — Прорисуйте  в воздухе  букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

         — Сложите  букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

         — Прочитайте буквы в рамочке.

         —        Сколько букв Е (больших и маленьких) на рисунке?

         —        Мама Крошки Енота послала его за ежевикой.  Дорога будет дальняя. Крошка Енот приглашает нас в это путешествие. Согласны?

         —        Да!

         —        Ну,  тогда, в путь!

    6.   Упражнение в произношении с повышением и понижением голоса.

         —        Сначала нам нужно пройти по мосту, через глубокую реку. Идем и поем песенку «Е».

         Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

         —        Когда вы пели песенку «Е», какие звуки вы произносили?

         —        [й] и [э].

         —        Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э].  Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее  прямоугольником зелено-красного цвета.

    Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

                     к

    з

         —        А сейчас мы подошли к болоту. Посмотрите, кочки на болоте разных цветов. Нам нужно перебраться на другую сторону болота, но наступать нужно только на кочки, обозначающие букву «Е». (Красно—зеленые.)

         Дети перепрыгивая с кочки на кочку перебираются на другую сторону болота.

    7.   Формирование грамматического строя речи.  Употребление  существительных в родительном падеже множественного числа.

         —        Все перебрались? Молодцы! Каких животных вы видели?

         —        Лягушек, змей, цапель, лосей, журавлей, насекомых.

    8.   Звуко-буквенный анализ.                                           

         —        Но  прежде, чем идти  дальше, нужно выполнить следующее задание: Прочтите слова. Рассмотрите схемы. Раскрасьте их.

      ем                    ели                         поехали                      енот                       воет      

          к  

    з    


    с

           к

    з

        к

    з

          к

    с

          к

    з

          к

    с

          к

    з

           к

    з

           к

    с


    с

           к

    с

           к

    з


    с

       

    9. Развитие фонематического слуха. «Эхо».

         —        Далее наш путь проходит через ущелье в горах. В горах живет Эхо. Эхо очень любит играть с путешественниками.

         Проводится игра «Эхо».

         —        Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

    При произношении логопед утрированно выделяет последний звук.

    Е…(Э-э-э)

    Я…(А-а-а)

    Ю…(У-у-у)

    Ё…(О-о-о)

    Новые (Э-э-э)

    Моя  (А-а-а)

    Качаю…( У-у-у)

    Твоё (О-о-о)

    10.   Упражнение для глаз.

         —        Молодцы! Справились с заданием. Далее наш путь пролегает через дремучий лес.

    Угадайте, что за птица

    Света яркого боится,

    Клюв крючком, глаз пятачком?

                                                  (Сова)

    Сова летит,

    Поморгать глазами.

    Глазами вертит,

    Обвести  глазами круг.

    К нам подлетает

    Посмотреть на нос.

    Наших деток пугает.

    Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

         —        Что сова нам принесла? Тетради.

    11.   Письмо (Рабочая тетрадь)  

    а)  Написать печатную букву Е до конца строки.

    б)  Обвести в кружок  только правильно написанную букву Е.

    в) Развитие зрительного внимания. Буква Е «заболела», мы ее вылечим (допишем)

    12.   Упражнение в произнесении.

    — Произнесите чистоговорку о енотах

    Ежевику мирно ели

    Два енотика под елью.

    13.   Развитие мелкой моторики:

         —        Поможем Крошке Еноту собрать ежевику?

         —        Да!

         Перед детьми рассыпаны «ягоды». Нужно собрать «ягоды» в лукошко беря  их большим  и указательным  пальцами, затем большим  и средним пальцами и т.д. сначала правой, затем левой рукой.

     14.    Работа над развитием дыхания и голоса.

         — Пора возвращаться обратно.  А возвращаться мы  будем на воздушных шариках, которые нам подарил крошка Енот. Но сначала их нужно надуть.

        Дети надувают воздушные шары. Логопед помогает их завязать.

    15.     Итог занятия.

         — С какой буквой мы сегодня познакомились?

    16.     Рефлексия

         Детям раздается раскраска енота.

         — Если вам понравилось путешествие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, если путешествие не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

    Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

    Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

    Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Воспитатель: БЫСТРИЦКАЯ ЛЮДМИЛАКонспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»Тема: «Дифференциация Ш, Щ в слог...

    Буква Я я в начале слова

    Презентация по Обучению грамоте Маханевой....


     

    Комментарии

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР