КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ по формированию лексико-грамматических категорий с элементами связной речи (обучение грамоте) по теме «На птичьем дворе» дети с ОВЗ 4 г.о.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Шабанова Вера Владимировна

 

Cистематизировать знания о домашних птицах и закреплять предлоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_master_klassa.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад   компенсирующего вида №81

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических категорий с элементами связной речи (обучение грамоте)

по теме «На птичьем дворе»

дети с ОВЗ 4 г.о.

Составила учитель – логопед:

Шабанова  Вера Владимировна

                                                                                       

Ангарск

Коррекционно – образовательная цель: систематизировать знания о домашних птицах.

Коррекционно – развивающая цель:  развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать мышление и речь (расширение и активизация словарного запаса - птичница, курятник, птичий двор; совершенствование грамматического строя речи – учить в образовании слов с увеличительно - ласкательным суффиксом – ще; закрепить предлоги: В, НА, ЗА, ПОД; упражнять в назывании детёнышей птиц во множественном числе, родительного падежа; упражнять в назывании членов семьи каждой домашней птицы, упражнять в составлении предложений – из трёх слов; упражнять в образовании слов –действий от звукоподражаний; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных),  развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно – воспитательная цель: воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, сосредоточенно выполнять задания, совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: образ птичницы (педагог), макет «птичьего двора», картинки на подставке домашних птиц и их  детёнышей, диск с записью танца утят, запись голоса домашних птиц,  проектор, презентация,  мяч, наклейки домашних птиц..

Ход мероприятия:

Организационный момент: Дети с воспитателем входят в музыкальный зал и их встречает птичница тётя Маша, здоровается и приглашает в гости на птичий двор.  Дети с воспитателем  выполняют речевую разминку- приветствие «Доброе утро».

Воспитатель: Здравствуёте, тётя Маша, мы очень хотим попасть на птичий двор. Спрашивает у детей: А кто же живёт у тёти Маши во дворе? (дети называют домашних птиц) 

2. Активизация и расширение словаря

а) Отгадывание загадок.  Слайд 1.

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)

- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)

- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)

Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух,  индюк, утка.

Воспитатель: Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Почему вы решили, что это птицы?

Дети:  Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.

Птичница:  Молодцы, всё верно сказали. Я работаю на птичьем дворе, птичницей, у меня много разных птиц, Идём – те покажу, ой пока мы с вами разговаривали они куда – то пропали.

Воспитатель: Ребята, давайте найдём птиц?

Дети: Да.

Воспитатель: А где же живут  птицы, у тёти Маши?

Дети: В курятнике и во дворе.  (если дети затрудняются назвать это слово, педагог помогает)

 (дети по мере нахождения птицы, называют птицу и проговаривают предлог)

Дети (по очереди достают птиц и акцентируют предлог): Курица на крыше. Цыплята в гнезде.  Петух на заборе. Индюк за деревом. Утка под крыльцом. Гусь за домом.

Птичница: Вот спасибо, всех моих птичек нашли и на птичий двор привели. Смотрите, а детки не у всех. Давайте мы их позовём, говорите вместе со мной: утя – утя – утя, кого  мы так позвали? (дети вместе с педагогом проговаривают слоговые цепочки и называют детёнышей домашних птиц)

Дети: Утят.

Птичница и дети: Цып – цып- цып.

Дети: Цыплят.

Птичница и дети: Бл –бл - бл

Дети: Индюшат.

Птичница: Ну вот, теперь все на месте.

Дети: Да.

Птичница: А давайте посмотрим, какие же семьи птиц у меня в курятнике живут, помогайте и называйте.

(показ слайдов членов домашних птиц). Курица- петух- цыплята

Дети: Индюк – индюшка- индюшата. Гусь – гусыня- гусята. Селезень – утка – утята.

Птичница: А где же они все живут?

Дети: В курятнике.

Птичница: Пока мы всех называли, они успели проголодаться, пора кормить, слышите, как кричат? (включить аудиозапись с птичьими голосами). Чем мы их будем кормить? А чем поить?

Дети: Насыпим зерна.  Нальём воды. Накрошим хлеба. Накормим яичным желтком. (выставить на блюдах разные кушанья для птиц)

Птичница: Ребята, а посмотрите у меня  есть подсказки (схемы предложений). Они нам пригодятся, когда мы будем рассказывать чем же питаются мои птицы,  сколько слов должно быть в вашем предложении?

Дети: Три.

Птичница: Правильно. Теперь Артём посмотри на картинку и скажи: Что делает петушок?  (дети по очереди придумывают предложения)

Дети: Петушок клюёт зерно. Утка пьёт водичку. Утята клюют крошки.

Птичница: Сколько у Артёма было слов в предложении?

Дети: Три.

Птичница: Какое первое слово?

Дети: Петушок

Птичница: Какое второе слово?

Дети: Клюёт

Птичница: Какое третье слово?

Дети: Зерно.

Птичница: Молодцы,  и с этим заданием справились. Пока мои птички кушают, мы с вами поиграем. Вы мне будете подсказывать словечко,  игра "Кто как разговаривает?"(игра с мячом, педагог бросает мяч – спрашивает, а ребёнок в ответ называет слово - действие)

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом? Давайте вместе будем говорить

Петух кричит: ку – ка- реку, значит он (что делает?) –  кукарекает, курица кричит:  куд – куда, куд - куда, значит она что делает? цыпленок – пи – пи - пи, утка – кря- кря -кря, гусь – ш- ш-ш, индюк – бл – бл -бл,

Дети:  Курица - кудахчет,  цыплёнок - пищит, утка – крякает, гусь – шипит, индюк-  блабочет.

Птичница: А птицы мои поют громко и весело, поможем им ещё веселее петь (включить магнитофонную запись со звуками домашних птиц и дети подпевают)

Птичница и дети: Наши уточки с утра …(кря-кря-кря).

                    Наши гуси у пруда … (га-га-га).

                   А индюк среди двора … (кха-кха-кха).

                   Наши курочки в окно …(ко-ко-ко).

                  А как Петя-Петушок рано-рано по утру нам поёт …(ку-ка-ре-ку).

Птичница: Молодцы. Пока мы с вами играли, мои птицы перья растеряли. Вот курочка бежала, и перо потеряла, чьё это перо? (педагог показывает перья всех домашних птиц, и дети называют чьё это перо)

Дети: Куриное перо, петушиное перо, утиное перо, гусиное перо (называют по очереди).

Птичница: Вот и замечательно, все перья птиц отгадали. Присаживайтесь на коврик и послушайте, что я вам расскажу (педагог читает стихотворение и небольшая беседа). Курица красавица у меня жила,

                                                                                                                   Ах какая умница курица была,

                                                                                                                   Шила мне кафтаны, шила сапоги.

                                                                                                                   Сладкие, румяные пекла мне пироги

                                                                                                                   А когда управится, сядет у ворот,

                                                                                                                   Сказочку расскажет, песенку споёт.

Какая курочка была?

Дети: Умница, красавица.

Птичница: И мы с вами умники и молодцы. Вы меня очень выручили и от беды спасли. Спасибо. Ой, ребята смотрите, что это с моими птицами, мы их покормили, а они и заважничали. Они чем-то хвастаются. у петуха (что?) – не голос, а голосище,  у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,  у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у селезня – не клюв, а клювище,  у гусыни – не перо, а перище.

Дети: подсказывают слово с увеличительно – ласкательным суффиксом

Птичница: Вот какие хвастунишки. Ребята а как вы думаете, полезны ли для человека домашние птицы? – Чем?

Дети: Да. Они дают мясо, яйца, перо, пух.

Воспитатель: У кого мы в гостях побывали?

Дети: У птичницы.

Воспитатель: А кто живёт на птичьем дворе?

Дети: Домашние птицы.

Воспитатель: А как дом у птиц называется?

Дети: Курятник.

Птичница: Молодцы. Теперь я спокойна за моих птиц и можно потанцевать (включить магнитофонную запись с танцем утят).  (после танца). Вот и повеселились. «Делу время, а потехе  час». Мои питомцы меня заждались. Моя курочка квохчет наверное яичко снесла? (в большом яйце наклейки домашних птиц). Это вам на память от моих птиц. До свидания!

Дети: Спасибо, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))

Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...