Главные вкладки

    Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Аюпова Фавзана Фаритовна

     

    Конспект

    НОД по обучению грамоте

    в старшей группе (Образовательная область "Познание")

    Задачи: освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «Лук»,  построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца», закрепление  умения делить слова на слоги в игре «Построим пирамиду», закрепление  умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности, развитие фонематического слуха.

    Ход занятия: 1 ч. – Ребята, я сегодня получила телеграмму от учительницы лесной школы Мудрой Совы. Она нас приглашает в свою школу. Отправимся?

    Школа находится на поляне. Чтобы пройти туда по мостику, нужно правильно назвать  братца звука. Я называю большого братца, а вы мне маленького. Вы помните, как звучит большой братец? А маленький? (Дети по очереди подходят  к мостику, воспитатель называет твёрдый  согласный  звук, а дети его пару – б –бь, м – мь, к –кь, с – сь, в – вь). Когда пройдет половина детей – задание меняется,  воспитатель называет мягкий согласный,  а дети твердый.

    Дети проходят к столам, на фланелеграфе изображение Мудрой Совы.

    2 ч. Задание Мудрой Совы. Нужно отгадать загадку и отгадку разобрать, т. е. узнать, какие звуки  живут в слове. А загадка такая:
     «Скинули с Егорушки

    Золотые перышки,

    Заставил Егорушка –

    Плакать и без горюшка».

    Правильно, это лук. Присаживайтесь на свои места и положите перед собой картинки.  Как вы думаете, сколько звуков в этом слове? Почему? Правильно, под картинкой три клеточки, значит в слове три звука. Посмотрите и послушайте, как нужно читать это слово, и как мне указка будет помогать (показать как вести указкой под клеточками  и произносить слово) А теперь попробуем прочитать так же. Послушайте, как в слове звучит первый звук – Лллук. (и проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком). Повторите слово, выделяя голосом этот звук. Первый звук – Л, в первом доме живет звук «Л», Полина, поставь его в первый домик. Произнесите звук «Л», что мешает нам произносить его – язычок, он поднимается к верхним зубам.  Послушайте, как звучит второй звук – лУУУк.(Читает слово, задерживая указку под вторым звуком.) Правильно, это звук «У». Скажите слово так, чтобы мы услышали второй звук – (попросить 2 – 3 детей произнести слово с интонационным выделением звука). Во втором доме живет звук «У». Какой звук живет во втором домике? Попробуем произнести его – У - У -У. Мешает ли что – либо произносить нам этот звук? Нет, воздух идет свободно, это волшебный звук. Поставь, Полина,  звук «У» во второй домик. А теперь отгадайте, как звучит в слове третий звук – луК. Поставим его в третий домик.

    3 ч. А теперь поиграем в игру «Живые звуки». Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове «лук»? Саша, ты будешь звуком «У», какой первый звук, третий звук? А теперь составьте слово. Правильно ли дети составили слово? Звук «К» - назови слово на свой звук, звук «Л», - назови своего братца, звук «У» - покружись на месте. Молодцы, звуки, справились с заданиями. Поставьте звуки в свои домики и присаживайтесь. (Дети убирают фишки в том порядке, в котором им скажет воспитатель).

     

    Физминутка

     

    4 ч. – Ребята, в дупле дуба, где живет Мудрая Сова, находится волшебный сундучок. (Достает его и показывает детям).

    Чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова -
    Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок. (Дети повторяют).

     Мудрая Сова приготовила нам картинки для игры. (Воспитатель подходит к каждому ребенку, и ребенок достает картинку).  Из этих картинок мы будем строить пирамиду. Наверху – слова -картинки, в названии которых 1 слог, в середине – слова из двух слогов, а внизу – из трёх слогов. Как мы узнаем, сколько в слове слогов? Про себя проговорите или пролохлопайте слово. А теперь выходите ко мне. (Дети определяют свои картинки на пирамиде).

    5 ч. Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно и подкрепиться. Наша Мудрая Сова приготовила нам обед. На столе  блюда и продукты, в названии которых есть звуки «с» и «сь». Отгадайте, что на столе? (Дети называют слова – названия блюд и продуктов, за что получают фишки).  Определяется победитель игры.

    Итог занятия.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

    Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

    конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

    Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

    Перспективный план "Обучение грамоте" старшая группа

    Закрепить знания детей о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить со звуком «А» - гласным звуком. Познакомить с условным обозначением звука «А» - красный квадрат. Познакомить с печатны...

    конспект од по обучению грамоте (старшая группа)

    Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...

    Перспективный план по обучению грамоте старшая группа

    Цели перспективного плана: познакомить детей со звуками и буквами, дать представления о терминах ;"слово", "слог", "предложение".Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в ...