Звук и буква Ц (Перелетные птицы. Цапля)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Музыка Юлия Владимировна

Конспект ООД по образовательной области Коммуникация (Обучение грамоте) для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_c.docx62.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ООД ПО ОО «КОММУНИКАЦИЯ»

Звук и буква Ц

 (Перелетные птицы. Цапля)

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая.

Цели:

  1. актуализировать знания детей по теме перелетные птицы, закреплять представления о цапле;
  2. закреплять навык четкого произношения звука Ц;
  3. упражнять в составлении предложения и его схемы;
  4. познакомить с написанием буквы Ц;
  5. формировать звуко-буквенный анализ и синтез слов;
  6. развивать зрительную и пространственную ориентировку;
  7. развивать мелкую моторику рук;
  8. развивать память, логическое мышление;
  9. воспитывать бережное отношение к цаплям.

Планируемые результаты: знает названия перелетных птиц, имеет представление о цапле, о перелетных птицах; четко произносит звук ц в чистоговорках; подбирает слово к звуковой схеме, делает звуковой анализ и синтез слова цапля; составляет предложение и его схему, знает зрительный образ буквы Ц, пишет печатными буквами, составляет и читает слова в кроссворде.

Предварительная работа: беседа о перелетных птицах, чтение рассказа о цапле; словарная работа: образование сложных слов – тонкошеяя, длинноногая, узкоклювая, ширококрылая; заучивание чистоговорок о цапле, разучивание физминутки «Цапля».

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, предметная картинка «Цапля» (серая), карточка-схема слова цапля, схемы предложений, таблица с кроссвордом, карточки с заглавной и маленькой буквой Ц, картинки-символы буквы Ц, полоски бумаги, тетради по письму, карандаши, мяч, шапочка  «цапли».

Содержание образовательной деятельности

I. Организационный момент

Мини-этюд «Птицы» (Дети встают в круг)

  1. Ребята, представьте, что вы птички. Присядьте и закройте глаза – птицы сидят на веточках и спят. Вот пригрело теплое весеннее солнышко, птички проснулись, расправили крылышки, почистили перышки, потянулись. Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали и устали, подлетели к своим гнездам.

II. Основная часть

  1. Вводное слово воспитателя
  1. А теперь снова станем детьми. Какое сейчас время года? (Весна)
  2. Весной к нам прилетают с юга птицы. Посмотрите и назовите, кто прилетел к нам на занятие. (Грач, журавль, соловей, ласточка, жаворонок, трясогузка, кукушка, скворец, лебедь)
  3. Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых вы перечислили?

 - Почему их называют перелетными птицами? Почему они улетают осенью? (Они улетают в теплые края, потому что становится холодно и голодно. Птицам не хватает корма.)

  1. Почему прилетают весной, ведь на юге тепло и много корма?

(Потому что здесь их Родина. Они здесь родились.)

Дидактическая игра «Угадай птицу» 

 - Отгадайте на карточке-схеме перелетную птицу, которую вы еще не называли                        .

Загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это… (цапля).

(После этого идет анализ звуков отгадки и сопоставление их со схемой, выставляется предметная картинка с изображением серой цапли).

  1. Сегодня на занятии мы будем говорить о Цапле, повторим звук и букву Ц.
  1. Речевая зарядка

(Припоминание, проговаривание скороговорок о цапле.)

Стоит цапля у болотца, улыбается-смеется.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

  1. Беседа о цапле по предметной картинке
  1. Где живут цапли? (Цапли живут на болотах.)
  2. Чем они питаются? (Они питаются рыбой, лягушками. Поедают раков, моллюсков, червей. Иногда едят маленьких птенцов.)
  3. Как добывают корм? (Цапли долго стоят неподвижно на одной ноге и высматривают добычу. Заметив добычу, они вытягивают шею и бросаются на нее.)
  4. Как зимуют цапли? (Когда болото замерзает и нечем питаться, цапли улетают в теплые края.)
  5. Как передвигаются? (Цапли передвигаются медленно, неловко.)
  6. Где цапли высиживают птенцов? (Цапли высиживают птенцов в гнездах.)
  7. Где вьют гнезда? (Они вьют гнезда в густой траве, на деревьях около болот.)
  8. А что было бы, если бы цапель не стало на свете? (Мы не смогли бы любоваться красотой этих птиц.)

4. Дидактическая игра «Подбери признаки и действия»

(Дети встают в круг, воспитатель кидает каждому мяч)

                                              Цапля

Признаки                                                                     Действия

  (какая?)                                                                   (что делает?)

перелетная                                                                     ходит

болотная                                                                         летает

серая                                                                               охотится

длинноногая                                                                   стоит (на одной ноге)

неловкая                                                                         вьет гнездо

крикливая                                                                       выводит птенцов

крупная                                                                           вытягивает шею

5. Работа над предложением

 - Составьте предложение с любым словом, которые вы назвали.

(Цапля – перелетная птица. Цапля вытягивает длинную шею. Цапля стоит на одной ноге. Цапля охотится на лягушек. У цапли длинный клюв. Длинноногая цапля ходит по болоту.)

(Выбирается лучшее предложение.  После этого идет составление схемы предложения, деление предложения на слова.)

  1. Вспомните, с какой буквы начинаются все предложения?
  2. Что еще мы пишем с большой буквы? (Имена людей, клички животных, названия городов, рек.)
  3. Что ставится в конце предложения? (Точка)

6. Физминутка «Цапля»

Кто среди болотных вод

На одной ноге стоит?

Цапля в грязь не упадет,

Даже если стоя спит.

Ну и ты попробуй тоже

Устоять, как цапля, сможешь?

(стоять поочереди на одной ноге)

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай!

(рывком поднять ногу, согнутую в ко-

лене, как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

(наклониться и достать правой рукой

левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

По болоту мы пройдемся                        (ходьба по кругу и до своего места)

И на место вновь вернемся.                    (садятся)

7. Знакомство с буквой

(Выставляются карточки с заглавной и маленькой буквой Ц)

  1. Звук Ц обозначается буквой Ц.
  2. На что похожа буква Ц?

Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

Буква Ц –

Внизу крючок,

Точно с краником

Бачок.

(Демонстрируются соответствующие картинки-символы.)

  1. Посмотрите на букву. Из каких элементов она состоит? (Из трех палочек и крючка.)
  2. Как они расположены? (Две палочки стоят, третья – лежит внизу, а справа к ней приставлен крючок.)
  3. Сложите букву Ц из полосок бумаги. Какого цвета ваша буква?

(Далее следует печатание буквы карандашами в тетрадях по письму.)

8. Отгадывание кроссворда

 - Разгадав правильно кроссворд, вы узнаете, какое слово спряталось в серых клеточках.

   

                                                                           Т  

                                                                                       

                                            К

                    П

  1. Перелетная птица, которая прилетает после грача (скворец)
  2. Крупная перелетная птица, которая «приносит детей» (аист)
  3. Рот у птицы (клюв)
  4. Чем покрыто тело птицы? (перья)

III. Итог

  1. О какой птице мы говорили?
  2. Какую букву учились печатать?
  3. Чем занимались на занятии?

(Оценка деятельности детей.)

Список используемой литературы

  1. Занимательная грамматика / Сост. Е.Е.Семенова. – М., Омега, 1995. – 256с.
  2. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
  4. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. В 2ч. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  5. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.: ВАКО, 2005. – 288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность в подготовительной группе: «Цапля – перелетная птица»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».Цели:Образовательная:·...

Открытое занятие. Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц

Конспект занятия Звук [Л], буква "Л". Встречаем птиц....

ООД "Звук и буква "Н". Домашние птицы

Тема: «Звук и буква Н. Домашние птицы»Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой НЗадачи:·         У...