Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме "Путешествие в страну Знаний".образовательная область Коммуникация
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Морозова Татьяна Ивановна

В игровой форме уточняются представления детей о звуке,букве,слове,предложении.Дети различают гласные,согласные звуки.Составляют слова из букв,предложения из  слов,расширяют словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_znaniy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7»

 городского округа город Салават

Республика Башкортостан

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по теме «Путешествие в страну Знаний».

(образовательная область – Коммуникация)

                                                     Подготовила:

                                                                                   воспитатель высшей категории    

                                                                                    Морозова Т.И.        

2013 г.

Тема: «Путешествие в страну Знаний»

Форма проведения – подгрупповая.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно – речевая.

Интегрированные задачи:

- Физическая культура: развивать координацию движений и ориентировку в пространстве;

- Социализация: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- Безопасность: продолжать осознанному поведению и отношению к природе;

- Чтение х\л: приобщать к словесному искусству, расширять словарный запас на основе богатых представлений о мире;

- Познание: совершенствовать навыки исследовательской деятельности, уточнять представление детей о слове, звуке, букве, предложении;

- Коммуникация: упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в свободном и осознанном чтении трехбуквенных слов и правильном составлении слов из букв, закрепить умения детей по составлению простых предложений и интационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце ( повествовательное, вопросительное, восклицательное). Создать в окружении ребенка богатую речевую среду, воспитывать культуру умственного труда;

- Методические приемы: игровые, наглядные, словесные, практические.

- Материал и оборудование: слоговая таблица, картинки с изображением животных ( собака, корова, овца, коза, лошади, лиса), звуковые схемы слов, карточки для игры «назови слово»;

- Предварительная работа: дидактические игры на проведение звуко-слогового анализа, трехбуквенных, четырехбуквенных слов, составление слов из слогов, букв, заучивание и проговаривание скороговорок, пословиц.

Содержание НОД:

Игровая мотивация.

Воспитатель открывает конверт и показывает детям картинку, на которой изображены поезд и сова.

В. Посмотрев на картинку, вы можете сказать, чем мы сегодня будем заниматься.

Р. (рассуждения детей) Поезд – это транспорт. На нем можно отправиться в путешествие. Сова – это птица. Ее называют мудрой совушкой. В сказках к ней обращаются за советом.

В. Правильно ребята! Мудрая совушка приглашает нас принять участие в путешествии. И отправимся мы в это путешествие на поезде. Но прежде чем поезд отправиться в путь, нам надо произнести чистоговорку: «Мчится поезд, скрежеща – же-че-ща, же-че-ща. (дети идут друг за другом, руки согнуты в локтях имитируют движение поезда и проговаривают чистоговорку).

Внимание! Поезд прибывает в «Страну Знаний». И первое задание для вас. Назовите скороговорки, которые вы знаете.

Р. «От топота копыт пыль по полю летит».

«Купила бабуся бусы Марусе».

«Глядят грачата на галчат».

«На дворе трава, на траве дрова».

В. Молодцы! Скороговорки вы говорили, стараясь правильно произнести все звуки. Скажите, чем отличается звук от буквы?

Р. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В. Какие звуки бывают?

Р. Звуки бывают согласные и гласные. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

В. Что такое буква?

Р. Буква это знак, которым обозначается звук.

В.  Вы правильно рассказали о звуках и буквах,  и я думаю, что с интересом поиграете в игру с буквами. Игра «Назови слово». (Дети получают карточки с набором букв, из которых они составляют слово).

а р ш             ы  с  н          а  к  р               а  к  м  

р а ж             р  с  ы           у  к  л              ы  д  м

о с н              о  м  д           у  х  п             и  с  о

Дети составляют слова и произносят их вслух.

В. Как хорошо быть грамотным. Не зря в народе говорят: «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Какие вы знаете пословицы об учебе?

Р. «Ум хорошо, а два лучше», «Век живи -  век учись», «Ученье свет, а неученее тьма».

В. Молодцы! Какие вы интересные пословицы вспомнили. И я предлагаю вам поиграть в любимую игру Мудрой совушки. Дети, используя таблицу, составляют слова: корова, овца, лошадь, лиса, коза. Выставить картинки с изображением названных животных.

ли

за

са

ко

ов

ва

ло

ца

дь

ко

ша

ро

В. Посмотрите внимательно на картинки. Какая картинка лишняя?

Р. Картинка, на которой нарисована лиса.

В. Почему?

Р. Лиса это дикое животное, а корова, овца, коза, лошадь – домашние животные.

В. Я согласна с вашим ответом и предлагаю вам провести звукослоговой анализ слова «Лиса». ( Дети садятся за столы и проводят анализ на индивидуальных листах, а один ребенок у фланелеграфа).

Р. Лиса – это слово. В слове лиса – 2 слога.  Первый слог -  ли, второй слог – са. Первый звук [л'] он согласный мягкий звук, обозначаем зеленой фишкой.  Второй звук [и] – он гласный звук, обозначаем красной фишкой.  Третий звук [с] – он согласный твердый звук, обозначаем синей фишкой.  Четвертый звук [а] – он гласный звук, обозначаем красной фишкой. В слове лиса -  четыре звука: два гласных звука, один согласный мягкий звук, один согласный твердый звук.

В. Ребята вы согласны с ответом? (Ответы детей). Я тоже согласна с ответом. Напомните мне, где обитает лиса?

Р. Лиса обитает в лесу.

В. Ребята, вы помните правила поведения в лесу?

Р. Нужно бережно относиться к природе. Не бросать мусор в лесу. Не разорять гнезда.

В. Хорошо в лесу гулять. Давайте и мы с вами погуляем. ( Дети выходят из-за столов и строятся в круг).

Физминутка – имитация движений.

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

1, 2, 3, 4, полетели, закружились и остановились. ( Дети выполняю движения, и остаются в кругу).

В. Хорошо в лесу!  Назовите мне однокоренные слова к слову лес.

Р. Лесок, лесной, лесовик, лесочек, лесник, перелесок, пролесок, лесничий.

В. Молодцы! А теперь скажите:  "Какой бывает лес?"

Р. Зимний лес, задумчивый лес, голый лес, весенний лес, осенний лес, зеленый лес, шумный лес, загадочный лес, волшебный лес, таинственный лес, сказочный лес.

В. Молодцы! Интересное определение вы дали к слову лес. Я думаю, что вы можете составить и предложение со словом лес.

Р.  Шумит весенний лес. Мне интересно в лесу. В лесу живут птицы и звери. В лесу растут лекарственные травы.

В. Молодцы! Вы составили интересные предложения. Я предлагаю вам провести разбор предложения – БЕРЕГИТЕ ЛЕС.

Дети проводят разбор предложения на индивидуальных листах, а один ребенок у фланелеграфа.

Р. «Берегите лес» - это предложение. В предложении два слова. Первое слово «Берегите», второе слово «лес». В конце предложения поставлена точка.

В. Кто согласен с ответом, поднимите руки. Все правильно. В конце этого предложения поставлена точка. А теперь скажите, как нужно прочитать предложение, если в конце него поставлен восклицательный знак.

Р. Берегите лес! (Читают радостно).

В. А если в конце предложения поставлен вопросительный знак?

Р. Берегите лес? (Читают вопросительно).

В. Молодцы ребята! И ответили  вы правильно, и знаете как себя правильно вести в лесу. Я предлагаю вам поиграть. Послушайте правила игры. Когда вы услышите первый звук в слове мягкий, то помашите мне рукой. Если вы услышите, что первый звук в слове твердый, то вы сожмите кулачки. Договорились? Дети встают около своих стульчиков. Слушайте внимательно: тарелка, сандалии, миска, кофта, лук, кеды, мак, вилка, волк, лиса, сироп, кирпич, ландыш, лампа, кот, дом, кит, дым, сон, нос, люк. После игры дети садятся за столы,  и им предлагается поиграть в любимую игру Мудрой совушки «Наборщик». Наберите как можно больше слов из одного слова - ПРОСТОКВАША.

Р. Пава, пар, парк, парта, пас, паста, повтор, покос, каша, квас, сок, сова, сорока, спорт, тропа, кора, рост, пот, трос.

В. Молодцы! Скажу вам по секрету, что из этого слова можно составить более двухсот слов и я вам предлагаю поиграть в эту игру с мамами и папами. А у нас осталась еще одна игра. Мудрая совушка предлагает вам отгадать слова, которые спрятались в этих звуковых схемах.

С            К                       С             К

С                    К                   С

Дети индивидуально подбирают слова (сом, сок, сон, сын, мак, рак, лак, лук, нос, мал, шар, сыр, хор, сор, шум, луна, куры, рука, каша, шары, рыба, коса, папа, мама, рама, мыла) и объясняют свой выбор. (Схемы могут быть разнообразными).

В. Молодцы ребята! Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться из «Страны  Знаний». Вам понравилось это путешествие?

Р. Дети высказывают свое отношение к путешествию. Например: «Мне понравилось составлять слова».

В. Мне тоже понравилось наше путешествие. Интересно, а понравились ли мы Мудрой совушке? Читается письмо от совушки, в котором она дает им напутствие успешной учебы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» Тема «В стране сказок»

Вводная часть-организационный момент : получения письма от незнайки, в котором находится карта- схема с заданиями. В основной части работы решаются поставленные задачи, в заключительной части по...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

Конспект открытой НОД по ФЭМП в подготовительной группе "В поисках страны Знаний". Образовательная область - познавательное развитие.

Уважаемые коллеги! Данный конспект разработан в помощь воспитателям для проведения НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Все игры и задания направлен...