Занятие по развитию речи и началам грамоты в подготовительной группе "Где компот и щи - там нас ищи"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Гринёва Татьяна Анатольевна

Данное занятие я проводила в начале учебного года. В основе занятия игры и физкультминутки. Поэтому, несмотря на  насыщенность,  дети на занятии не устали, были очень позитивны и активны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи и началам грамоты

 в подготовительной группе

«Где компот и щи, там нас ищи»

Задачи: 

- побуждать детей к рассуждениям;

 - вовлекать в общий разговор;

 - развивать умение определять первый, последний звук в словах;

 - учить делить слова на слоги; учить составлять слова по количеству слогов;

 - развивать навыки выделения из предложения слов по порядку, умение их  

    подсчитывать; учить составлять предложение по заданному количеству

   слов;

 - учить передавать содержание текста в игре-драматизации;

 - разыгрывать ролевые диалоги;

 - обогащать словарь детей наименованием овощей, фруктов и ягод;

 - учить образовывать прилагательные;

 - закреплять обобщающие наименования «овощи», «фрукты», «ягоды»;

 - развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, слуховое внимание;

 - развивать логическое мышление, умение классифицировать.

Материалы, инструменты, оборудование: пластмассовые тарелочки, карточки со словами «Сад», «Огород», буквы Ф, О, простые карандаши, распечатанные листочки с буквами и знаками, карты и карточки для игры «Составь поезд», магниты, карточки для игры «Четвертый лишний», карточки для игры «Какой, какое, какая?», зеленый платок, имитирующий капустный листок

Ход занятия

Дети стоят на ковре вокруг воспитателя

Сегодня на нашем  занятии по развитию речи и началам грамоты мы поговорим о..  А о чем, вы мне сами расскажете, объяснив такое выражение: «Где компот и щи, там нас ищи». Как же это понять, что можно найти в компоте и щах? (высказывания детей).

Если в компоте мы найдем вареные фрукты и ягоды, где же можно найти их в свежем виде? (в саду) Если в щах овощи в вареном, пареном виде, где нам найти их в сыром? (на огороде). Приглашаю вас в сад и огород за овощами, фруктами и ягодами.

Физкультминутка

Дети сегодня рано проснулись,

Встретились с другом и улыбнулись.

Друг с утра песню веселую пел,

О том, что вокруг у нас тысяча дел.

Надо бы сбегать на огород,

Там где капуста пышно растет,

Нужно морковку из лейки полить,

Водой ключевою носик умыть.

Нужно проверить – поспела ль редиска

Нагнуться придется над грядкою низко.

В саду набрать яблок большую корзину,

В лукошко и плошку набрать нам малину.

Спелые сливы к обеду сорвать

Ну и смородинки все посчитать.

За день мы устанем – и сразу в кровать,

И до утра будем сладко мы спать.

Назавтра проснемся и крикнем: «Ура»

Да здравствует утро! Ждет снова игра!»

        

Дети рассаживаются на свои места. На доске вывешиваются таблички со словами  сад и огород.

        Пойдем в сад и огород, посмотрим, пора ли собирать урожай. А в какое время года его можно убирать? (летом, осенью). Какое сейчас время года? Какое время года будет после осени? Что было до осени? Лето, осень, зима – что это такое? Сколько всего времен года? Назовите времена года, начиная с того, которое идет сейчас.

        Осень. Пора собирать наш урожай. А что в нашем саду и огороде выросло, вы постараетесь угадать. Кто нам загадает загадку об овоще, фрукте или ягоде?

Загадки (спросить 5-6 детей)

  1. Где будем искать……в саду или в огороде? (под табличкой сад или огород выставляется цветной магнит; с каждой отгадкой выполняем свое задание).
  2. Придумайте предложение с этим словом. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении (называем слова, хлопаем в ладоши). Сколько слов в этом предложении? Какое первое, третье, второе. Придумайте любое предложение, в котором будет столько же слов (2-3 ответа).
  3. Поделим это слово на части, слоги (проговариваем слово по слогам, подставив ладонь под подбородок). Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй? Придумайте слово, в котором будет столько же слогов (названные слова проверяем, проговаривая и подставив руку под подбородок).
  4. Назови первый звук этого слова. Придумайте слова, которые бы начинались с такого же звука. Какой звук в этом слове последний? Придумайте слова, которые заканчиваются таким же звуком.

Что же еще может расти в огороде и саду? Давайте назовем и поиграем в

игру «Кто последний»

Что же растет в саду? (дети называют фрукты и ягоды)

А если пойдем в огород, что увидим там? (дети называют овощи)

Много мы увидели в нашем саду и огороде фруктов, овощей и ягод. Пора наш урожай собирать. Во что можно все набрать? (предположения детей).У нас так много созрело фруктов, ягод и овощей, что мы их будем собирать в вагоны.

Игра «Собери поезд»

        Положите перед собой зеленые карты. На каждой из них наклеена карточка-картинка. У каждого картинка своя. Это паровоз вашего поезда. В тарелочках лежат карточки-картинки. Это вагончики в вашем поезде. Вагончики к паровозу можно прицепить только в том случае, если последний звук слова-паровозика будет таким же, как и первый звук слова вагончика (можно показать пример на своей карточке). Также можно прицепить и остальные вагончики. Попробуйте собрать свой поезд (воспитатель ходит, помогает детям).

        Расскажите, какой у вас получился паровозик (дети называют получившиеся цепочки слов).

Вот сколько поездов у нас получилось  Все овощи, фрукты и ягоды мы на них сумеем погрузить. Вот только в наших вагонах овощи, фрукты и ягоды все перемешались.  Надо навести порядок. Уберем из вагончиков лишнее.

Игра «Четвертый лишний»

  1. Сливы, овощи, лимон, клубника (овощи – растут в огороде).
  2. Помидоры, морковка, кабачок, огурец (морковка – растет в земле).
  3. Яблоки, сливы, смородина, груша (смородина - растет на кустике).
  4.  Груши, лук, лимон, яблоко ( лук – овощ)  
  5. Арбуз, вишни, клубники, банан (банан – фрукт)

 Все овощи, фрукты и ягоды разложили по своим вагончикам. Пора узнать, кто как трудился.

Физкультминутка « Кто что делал?» (стоя около столов)

Ножки, ножки, где вы были?

В сад и огород ходили.

А вы, ручки, помогали?

С веток яблочки срывали.

Глазки, глазки, вы не спали?

Вы ребяткам помогали?

Мы искали и смотрели,

Грядочки все оглядели.

Ну, что ж, кто хорошо работает, тот и хорошо отдыхает. Поиграем в

игру «Внимание»

Что мы собирали в саду? (ягоды и фрукты)  С какого звука начинается слово фрукты? Этот звук обозначается буквой Ф (карточка с буквой вывешивается на доску). А что мы собирали в огороде? (овощи) С какого звука начинается слово овощи? Этот звук обозначается буквой О (карточка с буквой вывешивается на доску). А теперь игра. У вас на столах лежат листочки с напечатанными на них буквами, цифрами и знаками. Вам надо найти на этом листочке буквы Ф и О. Букву Ф надо обвести простым карандашом , а букву О – подчеркнуть. Найти надо все буквы Ф и О. Кто будет самым внимательным, тот и молодец. Раз, два, три – игру начни (детям дается одна минутка, после чего подсчитывается количество  букв).

        Богатый урожай вырос в нашем саду и огороде. На наших вагончиках  доставим его домой, и. конечно же, расскажем всем, всем, что выросло на наших грядках.

Массаж пальцев «Овощи»

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

Наш друг – огород!

        Овощи и фрукты мы едим каждый день. Много вкусного и полезного можно приготовить из них. Расскажем об этом и поиграем в

игру «Какой, какая, какое?»

        На столах у детей лежат карточки-картинки с изображением тарелки с супом, банки с вареньем, пирожка с начинкой. Ребенок переворачивает карточку, проговаривая, суп (какой?), варенье (какое?), начинка у пирожка (какая?).

        И потрудились, и поиграли, и отдохнули, пора сказку послушать

Е.Бехлерева «Капустный лист»

Нес зайчик капустный лист. Лист был большой и круглый. Зайчик шел и радовался: - Ну и позавтракаю же я!

Вдруг он услышал жалобный писк:

 - Пить! Пить! Это под кустом лежал воробышек: злой мальчик подбил его камнем. Зайчик сразу побежал к реке, набрал в капустный лист воды и напоил раненого воробья. Воробей сказал «Спасибо», а зайчик пошел дальше, радуясь, что скоро полакомится капустным листом.

А в это время хлынул дождь. Снова зайчика кто-то окликнул: - Зайчик, спаси! Это была бабочка. – Если дождь намочит крылышки, я не смогу взлететь.

 - Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над головой. Когда дождь прошел, бабочка сказала «спасибо» и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше.

        Но тут он увидел в воде полевую мушку. Мышка еле держалась за тоненькую веточку и вода уже захлестывала ее. – Спасите, спасите, тону! – пищала мышка.

 - Вот тебе лодка, спасайся! – крикнул зайка и бросил мышке капустный лист. Мышка взобралась на капустный лист, приплыла к берегу. «Спасибо!» - пропищала мышка зайцу и убежала.

        А тем временем капустный лист подхватило водой, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.

 - Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул заяц – Но зато я напоил воробышка, помог спрятаться от дождя бабочке и спас полевую мышку.

  1. Почему сказка называется «Капустный лист»?
  2. О чем эта сказка?
  3. Что собрался сделать с капустным листом зайка?
  4. А что получилось вместо этого?
  5. Как помог зайчик воробышку? Хотите послушать, как об этом рассказано в сказке?
  6. Как помог зайчик бабочке? Послушайте, как об этот говорится в сказке.
  7. Что произошло, когда зайчик встретил мышку? Послушайте, как об этом говорится в сказке.
  8. Какими словами заканчивается сказка?
  9. Какими словами можно рассказать о зайке?

 - Давайте сыграем эту сказку! Кто хочет быть зайчиком, кустиком, воробьем, бабочкой, прутиком, мышкой, дождем, водой?

Выясняем с детьми,  какой у каждого персонажа характер, каким голосом и с каким настроением говорит, как можно изобразить в движении кустик, прутик, «дождь хлынул», «вода унесла» платок. Роль ведущего исполняет воспитатель, дети говорят слова героев. Если дети не помнят слов, воспитатель шепотом их подсказывает. В игру играем один раз.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

активизировать словарный запас, продолжать совершенствовать фонетический слух и слуховое внимание, учить детей делить слова на части....

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Осень.Цель: формировать  умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.Задачи:Обучающие:- Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенно...

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: • Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. • Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте пр...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....