Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область : «Коммуникация» Раздел; Обучение грамоте Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Дубгорн Ольга Андреевна

Цели:

- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;

Задачи:

1. Обучающие:

- определять позицию звука в слове;

- упражнять в звукобуквенном анализе слов;

- обогащать словарный запас.

2. Развивающие;

- развивать функции фонематического слуха;

- развивать воображение, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;

3. Воспитательные:

- вырабатывать положительное эмоциональное состояние; усидчивость и интерес к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

г Экибастуз

КГПК Я/С № 22 «Балбобек»

Предшкольная группа «Балдырган»

Воспитатель второй категории

Бельгубаева А.К

Образовательная область : «Коммуникация»

Раздел; Обучение грамоте

Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.

                           Знания в волшебном сундучке

Цели:

- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;

Задачи:

1. Обучающие:

- определять позицию звука в слове;

- упражнять в звукобуквенном анализе слов;

- обогащать словарный запас.

2. Развивающие;

- развивать функции фонематического слуха;

- развивать воображение, память, логическое мышление через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;

3. Воспитательные:

- вырабатывать положительное эмоциональное состояние; усидчивость и интерес к занятию.

Ход занятия:

1. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! К нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

•  Круг радости:.

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг и ты- мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Игра «Задавалки»

*Что такое звук? (звуки мы слышим и произносим) .

*Какие бывают звуки? (гласные и согласные) .

*Расскажите мне о гласных звуках? (они поются, воздух выходит свободно не встречая преград) .

*Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (губы, зубы, язык) .

*Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими)*. А как мы определяем глухой или звонкий звук? (Кладём тыльную сторону ладошки к горлышку и смотрим, голос песенки «поёт «и стенки домика дрожат или голос спит) .

*Ребята, а почему звуки :Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С - живут парами? (произносятся одинаково, но один произносится с голосом, другой без) .

*Что такое буква? (буквы- пишем и видим, это значок для записи звука).

Молодцы!

Сюрпризный момент. Пришло письмо. Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»!

 «Дорогие дети!

До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!  Дед Грамотей. »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Справимся с этим заданием -  один замок откроем!

Ключ№1 Задание  " Ромашка"

- На какие две большие группы можно разделить звуки и буквы (гласные и согласные) Как мы можем это определить (гласные можно петь, а при произнесении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие.

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Ключ№2 Задание «Весёлый поезд» .Помогите пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назовите каждого пассажира, прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет. Из чего состоит слог? (Из букв). Ребята, из чего состоят слова? (из слогов). А как мы определяем с вами сколько слогов в словах? Какое золотое правило нам помогает? (сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый). Если в слове один слог, значит в первом вагоне, 2- во втором, 3-в третьем и 4- в четвёртом. Понятно задание, приступим?

 Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

                           (Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

Ключ№3 Задание Математические примеры.

А решив эти примеры,вы узнаете, какие предметы вам понадобятся в школе а какие нет.

ПЕРО-РО+НАЛ=

РУКА-КА+Ч+КА=

КАША-ША+РАНА-А+ДАШ=

АЗУ-У+БУСЫ-СЫ+КА=

ТЕТ+РАК-К+ДЬ=

ЛИСА-СА+ИНЕЙ-И+КА=

ДНЕКА-КА+ВСА-СА+НИЛ-Л+К=

ИГИН-ИН+РУШМИ-МИ+КАША-ША=

ШАБИС-БИС+РИКНИ-НИ=

МОНА-НА+РО+ЖЕНА-НА+НОЕДА-ДА=

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши

Ключ№4 Задание «Раскрась звуковую схему». Используя цветные карандаши, раскрасьте звуковую схему каждого слова. А каким цветом мы обозначаем твёрдые согласные звуки- синим, мягкие согласные звуки- зелёным, гласные – красным. Если кто-то не справился, помогаем вместе. 

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Ключ№5 Задание  «Подбери слова на слоги». Прочитайте слоги и назовите картинки, которые начинаются на эти слоги, вам помогут стрелки, сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог.  (чайник, чулки, чашка, Чеснок, Чучело, чемодан)

Воспитатель: Вот и предпоследний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Ключ№6 Задание  «Матрёшки». Послушайте стихотворение:

«Много с буквами хлопот

Уж, такой они народ,

Но когда с умом толково

Их построить в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят».

Давайте «расставим» матрёшек по росту, отгадаем и прочитаем слова, которые они загадали. (Малина, Огурец).

Ключ№7 Задание (Использование кругов Эйлера)

Воспитатель: Слушайте последнее,седьмое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин.  Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! 

Рефлексия: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал: (подготовительная группа) Тема: Образовательнвя область "Коммуникация" по обучению грамоте «В стране Азвукварии»

Тема: "В стране Азвукварии"Программные задачи: Закреплять знания о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Упражнять в членении предложений на слова и графическ...

Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область: Здоровье Раздел: Валеология Тема: “Путешествие за лепестками здоровья”

Программное содержание1.     Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.2.      Формировать представления детей о зависимости здоровья, от дви...

Конспект ОД По образовательной области «Речевое развитие » (обучение грамоте) Тема «Уроки тётушки Совы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Речевое развитие»( подготовка к обучению к грамоте)Возрастная группа - подготовительная к школеТема занятия  «Уроки Тётушки  Совы»Интеграция ...