Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме "Гномы".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Павлова Елена Николаевна

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний  о гласных и согласных звуках  по теме " Гномы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:          «В гостях у гномов»

                     «Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках»

                     «Закрепить правильную артикуляцию гласных звуков и уметь давать  характеристику согласным звукам»

Цели:  

  1. Закрепить знания детей по разделам:
  • Гласные звуки и буквы, их роль
  • Согласные звуки, их характеристика
  • Однокоренные слова, корень
  • Составление предложений с заданным словом
  • Составление предложений по схеме, нахождение главных членов предложения
  1. Развитие звуко-буквенного анализа
  2. Развитие фонематического синтеза и представлений
  3. Развитие психических процессов: зрительного и слухового внимания, логического мышления.
  4. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:         большая картина с изображением замка, 7 фигурок гномов, символы гласных и согласных звуков, картина с изображением гостиной гномов, 2 картины с изображением деревьев, карточки с однокоренными словами, 7 «рыб-слов» 9 из них 4 с ребусами), карандаши и бумага на каждого ребенка.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Орг   момент.

Сегодня, дети, у нас необычное занятие, потому что у нас гости. Обернитесь назад и посмотрите на них. А сейчас все посмотрите на меня.. Гости хотят увидеть не только то, как вы за год научились красиво и правильно отвечать, четко произносить все звуки, но и как красиво научились себя вести. Покажите, как вы бесшумно и быстро научились садиться.

  1. Сообщение темы.

Сегодня мы побываем в гостях у гномов. Сосчитайте, сколько их.

  1. Закрепление  знаний детей о гласных звуках и буквах. Развитие оптико-пространственного гнозиса.
  • Найдите среди них 2 одинаковых. Какие они по счету?
  • У каждого гнома есть имя, к-рое состоит всего лишь из 1 гласного звука. Догадаться кого как зовут вам помогут символы  звуков, которые изображены у них на колпачках.

Как зовут 1 гнома? Почему?

(аналогично с У,О, Э, Ы, И)

Почему 7 гному не хватило символа гл звука?

А сколько в русском языке гл букв?

Почему гл букв больше, чем гл звуков?

Звук а обозначается какими буквами?

Какими буквами обозначается звук О? Э?У?

  • Каждый гном живет в отдельной башне, на окне к-рой изображена буква, соответствующая его имени – звуку.

Как зовут гнома, к-рый живет

  • В правой верхней башне
  • В левой нижней башне тд

  1. Закрепить знания детей о согласных звуках. Развивать психические процессы.
  • У нас остался еще один гном. Его имя состоит из 1 согласного звука. Вы сможете отгадать, как его зовут, внимательно прослушав 3 слова. Этот звук есть в каждом из них: сук-оса-нос. Назовите мне этот звук.

Значит, как зовут гнома?

Проверим правильно ли вы отгадали. Какой из этих символов должен быть изображен у него на колпачке? Почему?

  • Гномы ходят друг другу в гости. Если гном О придет в гости к гному С. Какой слог получится?

К   А –С

К   С-У

К   Ы-С

  • Сейчас я вам покажу гостиную гномов. Внимательно посмотрите и назовите мне как можно больше предметов с буквой С.
  • Вы перечислили много предметов. И гномы хотят послушать, кто из вас составит самое красивое предложение с одним из этих слов.
  • А теперь кто сможет составить самое красивое предложение по схеме:

                        (картинка)                                                  .

                         

                         Назвать главные члены предложения.

  • Посмотрите, в комнату через окно проникает луч солнца. Найдите и исправьте ошибку в предложении: Солнце освещается комнатой.
  1. Физ минутка.
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Когда гномы уходят, они закрывают дверь на волшебный замок. Чтобы открыть его надо слово по 1 звукам названий картинок:

Зубы, апельсин, майка, обруч, клубника

А теперь поставив ударение на другом гласном звуке, произнесите новое слово. Во что превратился «замо’к»?

На какой гласный звук падает ударение в слове за’мок?

Если бы каждый гном закрывал дверь своей комнаты на замок, сколько бы замков понадобилось?

  • Закончите предложение:

В замке 7 замков, потому что….

  • Составить звуковую схему слова «замок»

  • Пальчиковая гимнастика «замок»:

«На двери висит замок

Кто открыть его бы мог?

Потянули, покружили,

Постучали и открыли!»

  • Около пруда плавают различные рыбы. Названия этих рыб вы узнаете, отгадав ребусы:       4231

СОК-К+М,  ПАРК,  (лев)'Щ

Проверка: какое 1 слово? 2? 3?

  • Рядом с прудами растут 2 волшебных дерева. Вместе с листьями на ветках растут слова. Прочитайте, какие слова растут на 1 дереве.

Назовите мне корень этих слов.

Прочитайте какие слова растут на 2дереве.

Назовите корень этих слов

Как называются слова, к-рые близки по значению и имеют один корень?

 

11. Дом задание.

Гномы дарят каждому из вас свой портрет. Дома вы должны будете его раскрасить, а шары заштриховать. Завтра мы сравним ваши работы и оценим, у кого получился самый красивый гном.

             12. У кого мы были в гостях?

Сколько было гномов?

Из какой сказки эти гномы?

Садятся

7 гномов

2 и 5

А. – губы в форме большого круга.

Гласных звуков 6.

10

Звуки А,О,У,Э обозначаются 2 буквами.

А-Я

О-Ё,Э-Е,У-Ю

Э

И

Звук С

С

Звук С – глухой согласный, к-рый может быть твердым и мягким.

ОС

СА

УС

СЫ

Перечисляют

Оценка детей своих ответов.

Составляют

Исправляют

Замок

За’мок

А

7

7 дверей, 7 гномов

1 у доски, остальные на листе

Ученик у доски проводит гимнастику для всех

Инд на листе

Сом, карп, лещ

Посадки, садик, садовник

Сад

Лесной, лесник, лесок

Лес

Однокоренные

У гномов

7

«Белоснежка и 7 гномов»