МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Дикие животные"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Климова Ольга Владимировна

Знакомство воспитанников с жизнью диких животных весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

оКонспект НОД формированию лексико-грамматического строя речк у детей старшей логопедической группы «Дикие животные».

Программные задачи: 1. Активизировать словарь существительных по теме;учить употреблять уменьшительно- ласкательные формы сущ-х(заяц- зайчик- зайчишка; солнце - солнышко);учить употреблять род.падеж мн. числа сущ-х{волк- волки- волкев); гШн^ошггъс формой притяж. прилаг( хвост лисы - лисий хвост)

2.Закреплять умение употреблять предлоги «под», «на»,»в», «за» при составлении фраз и предложений.

3. Продолжать активизацию в речи предложений с однородными определениями( у лисы шерсть (какая?) пушистая,рыжая, густая)

Словарь: 1 .Закреплять названия зверей русского леса,знать обобщающие слова- «дикие животные»

  1. Называть        их детенышей,правильно подбирая суффиксы,
  2. Называть,кто чем питается жора, трава, мох, мед,грибы, ягоды.
  3. Называть,кто где живет; нора,дупло, гнездо,берлога, логово.
  4. Уяотреблять прял^ательные и глаголы,согласованные с сущ-ми (белка(белки) - прыгает(прыгают)

Воспитательные задачиЛ. Прививать интерес и любовь к родной природе, пробуждать познавательные способности; побуждать к самостоятельной речевой активности пассивных детей.

ХОД;

I. OPI МОМЕНТ.

Логопед собирает вокруг себя детей,вдали от рабочих столов,призывает лр$|слушаться( Включается звукозапись «Шумы леса»- птичьи голоса).

  • Что вы слышите? - Птицы поют.
  • Почему мы слышим так много птичьих голосов ? - Пришла весна.
  • А что происходит с птицами весной?- Птицы возвращаются из теплых краев, начинают вить гнезда.

-А какие перемены происходят весной с лесными обитателями?-Медведь просыпается, у него появились медвежата, просыпаются еж,змея, барсук... Белка,заяц меняют зимнюю шубку на летнюю, у зверей начинается линька...

  • Правильно. Вы сейчас перечислили много зверей. А каким общим словом мы их все* можем назвать?- Дикие животные русского леса,
  • Молодцы Jf^ffa? вы так много знаете, я хочу предложить »ам путешествие в "еовнний пес Но л «я этот нам нужно подготовиться и пчятк r се необходимое Я буду читать веселый стишок- помогадку, а вы выполняйте нужные движения

7 ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ Л ОГ О РИ ТМИКИ; ^ПК^дипттшп. ото сна к нам опять пришла веша. ■w,Ш на ножки резиновые сапожки ... (показ)

Шубы сняли... (пока?}. а взамен курточки раздам я всем! Не боимся мы дождя,зонт с собой возьмем,друзья .'(показ)

Чтоб ладошки быии гладки- надеваем мы перчатки(показ) Заведем моторшшины (Р-Р-Р-Р) Бак заправилй бензином {Ш-Ш-Ш-Ш) На сиденья дружно сели (дети садятся на свои места) И в окошко Носмотрели{ показ) 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

  • Здесь в лесу живут зверюшки: не коровы и не хрюшки,

Не собаки,не коты... Ну а кто? Ответь мне... ты! (Выборочно ) (Употребление мн.числа сущ-х: волки, лисы,лоси,белки...) ilo мере того,как дети называют животных,Л. Выставляет изображение их на доске.

  • Что-то звери заскучали! Вы,конечно,их назвали. Только попрошу вас я назвать их ласково, друзья!

(Л. показывает и называет соответствующую картинку в диалоге с детьми методом «цепочка»: лиса - лисичка, лисонька, заяц- зайчик, зайчишка....

  • Молодцы! А сейчас я дам вам задание,будет для вас оно испытанием.

Если тех,кто нарисован со словом «много» соединить, То названия зверей нужно по-другому говорить! Дети получают карточки с изображением зверей одной группы( много лис, много оленей, много медведей...)

Кто справился с заданием- получай орех иль грибок. А кто не справился - будет вам урок.

  1. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. Приоткрывается дверь,показывается лисий хвост.
  • Чей это хвост промелькнул и исчез?

Дети,возможно с помощью Л.,произносят «лисий». Появляется Лиса.

Лиса:Я- русского леса краса, да, зовут меня Лиса. Не напрасно все зовут меня плутовкой. - Видите, как вас я обманула ловко!

  • Ничего не обманула.'Мы тебя сразу \~шали... Лиса: Ах так!Тогда я вам задачу посложней задам.

Уж этих зверей не узнать вам,друзья. Ведь только кусочек их есть у меня! Лиса показывает карточки с изображением медсежьих лап. волчьей головы, заячих ушей,оленьих ног, мышиного хвоста... Задача детей - правильно ответить на поставленный Л. Вопрос: ЧЕЙ?ЧЬЯ?

Лиса: Ох, и умная экскурсия мне попалась...Я даже проголодалась.

Ну, ничего, сейчас подкреплюсь и вас провести опять изловчусь. -Ребята, а чем в лесу питается лисица?- Мышами, зайцами, птицами.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Игра малой подвижности «ЛИСА И ЗАЙЦЫ»

Детям напоминается, сто места мало, поэтому бегать нельзя, а можно только прыгать. По сигналу «Лиса!» все должны присесть и замереть.Лиса латает того, кто ^шевелиться,не сохранив равновесие. г

Чтоб ладошки были гладки- надеваем мы перчатки(показ) Заведем мотор машины (Р-Р-Р-Р) . Бак заправили бензином ( Ш-Ш-Ш-Ш)        .

* На сиденья дружно сели (дети садятся на свои места) rit e-*-*-' и^л^шЛ Ь uJ ^ ищ

И В ОКОШКО ПОСМОТреЛИ{ ПОКаз)        S-ЛМ^Ч ИЛ^Я^ЦЖ&ГТС4САШ^ес

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ^cm^f^^ *MXt?trtiu

  • Здесь в лесу живут зверюшки: не коровы и не хрюшки,

Не собаки,не коты...Ну а кто? Ответь мне...ты! (ВыборочноА^^ Ju&lc^ ре^.се (Употребление мн.числа сущ-х: волки, лисы,лоси,белки...)        it \

Ло мере того,как дети называют животных,.'!. Выставляет изображение их на доске.        ;'*-■." - У- '

  • Что-то звери заскучали! Вы,конечно,их назвали. Только попрошу вас я назвать их ласково, друзья!

(Л. показывает и называет соответствующую картинку в диалоге с детьми методом «цепочка»: лиса - лисичка, лисонька, заяц- зайчик, зайчишка....

  • Молодцы! А сейчас я дам вам задание,будет для вас оно испытанием.

Если тех,кто нарисован со словом «много» соединить, То названия зверей нужно по-другому говорить! Дети получают карточки с изображением зверей одной группы( много лис, много оленей, много медведей...)

Кто справйлся с заданием- получай-орех иль грибок. А кк> не справйлся - будет вЖурок.

  1. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. Приоткрывается дверь,показывается лисий хвост
  • Чей это хвост промелькнул и исчез?

Дети,возможно с помощью Л. .произнося! «лисий» Появляется Лиса.

Лиса.Я- русского леса краса, да, зовут меня Лиса. Не напрасно все зовут меня плутовкой.- Видите, как вас я обманула ловко !

  • Ничего не обманула!Мы тебя сразу > знали... Лиса: Ах так!Тогда я вам задачу посложнен задам.

Уж этих зверей не узнать вамлрузья. Ведь только кусочек их есть у меня: Лиса показывает карточки с изображением медсежьих лап. волчьей головы, заячих ушей,оленьих ног, мышиного хвоста... Задача детей - правильно ответить на поставленный Л. Вопрос: ЧЕЙ?ЧЬЯ? ...с        7

Лиса: Ох, и умная экскурсия мне попалась...Я даже проголодалась.

Ну, ничего, сейчас подкреплюсь и вас провести опять изловчусь. -Ребята, а чем в лесу питается лисица?- Мышами, зайцами, птицами.

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Игра малой подвижности «ЛИСА И ЗАЙЦЫ»

Детям напоминается, сто места мало, поэтому бегать нельзя, а можно только прыгать. По сигналу «Лиса!» все должны присесть и замереть.Лиса латает того, кто пошевелиться,не сохранив равновесие.


Лиса: Шустрые ребята- настоящие зайчата] Но вы не радуйтесь -да,да,да Мне мой хвост мешал как всегда. (Пока проводилась игра, Л. поменял картину на доске) ^Uafj с ^ i сг 4

  • Лиса, ты перекусила, а вот звери в лесу ходят голодные. Мы с ребятами хотим их f ^ "' накормить. 11осмотрите,ребята, сколько я припасла для наших лесных жителей. с> ^^ Помогите мне разобраться,кого чем нужно накормить. и^-слллл-л-*- f \ ' Проводится игровая ситуащм «Кто чем питается». 7<й/гс«- < о^п-ч        tf( ( -Ребята, вот мы и еду разложили,и зверей угадали т лжздш картинкам, а где же сами звери?

Лиса: Где,где, да домам сидят,да иа вас глядят!

  • А разве у животных есть в лесу дома?        >
  • А как же! Вот я,например, живу... .где? ( в норе)
  • Погоди,погоди, давай спросим у ребят, может они знают! Проводится игровая ситуащш «Кто где живет»

6. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ « В»,»НА»,»ПОД»,»ЗА».

Заранее подготовленный ребенок одевает шапочку Ежа.Выходит на середину

комнаты.

ч

Еж: Спасибо вам, друзья, за угощение, ИйЛ^ *

■ < {

Хочу я попросить у вас прощения, Но с лисонькой водится нет желания, Пожалуй, побегу я, до свидания! Лиса: Нет,Ежик, ты не убегай,ты лучше с детками сыграй! Проводится игровая ситуация «Куда спрятался Ежик?»Дети должны правильно подобрать предлог при составлении фраз типа: ежик на пеньке, ежик под елкой, ежик в норке и т.д.

  1. УПОТРЕБЛЕНИЕ        ОДНОРОДНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Игра «Путаница».

- Ребята,я хочу проверить внимательно ли вы рассмотрели диких животных, >1 вас буду запутывать,а вы не попадайтесь, отвечайте правильно. А вы. Лиса и Еж, помогайте.( В процессе игры Еж действительно помогает. а Лиса еще больше путает ребят); У белки маленький белый хвостик(Нет,у белки длинный, пушистый,рыжий хвост)

Длинные вытянутые уши у волка (Нет,        уши у зайчика)

У медведя на ногах гладкие,твердые копыта( Нет, у него большие мохнатые лапы) И Т.Д. "<-. *        с        1 <• с-        f , t/ crpt. .<••

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Лиса: Какие вы умиыеднтрые да внимательные. Мне здесь делать нечего, побегу дальше в лес следы охотникам запутывать... (Уходит)

Да и нам,ребята, пора возвращаться в сад. Давайте больше не будем тревожить шщих братьев меньших- диких животных, а напоследок встанем в круг и расскажем »них ci ихогнорение

Позншсомилнсь сегодня звери с ребятами.        ' -f/rf

11риходили медведи с... .(медвежатами)        £ '<[ (

i {рискакали зайцы с        (зайчатами)

Приходили лисы... с(лисятами), Прибегали волки с ... .(волчатами)

iv^^s ^Uibd-yt-t-sC < С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "В стране Добрых Дорог".

Материал предназначен для детей  и родителей старшей группы.Знакомит  с появлением правил дорожного движения,светофором,понятиями: пассажир, пешеход, водитель, правилами поведения в обществе...

Материал из опыта работы "Адаптация детей к ДОУ"

Статья раскрывает систему работы по адаптации детей раннего возраста от1,5 до 3 лет к детскому саду....

Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"

От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....

материал из опыта работы

Тема опыта: «Воспитание детей дошкольного возраста при использовании технологий – здоровьесберегающих, и здоровьеформирующих».« Я не боюсь ещё, и ещё раз повторятся: Забота о здоровье – это важней...

Материал из опыта работы "Взаимодействие с родителями воспитанников детского сада"

Родители- первые педагоги своих детей. От характера взаимодействия воспитателей с родителями зависит успех образовательного процесса в ДОУ....

Материал из опыта работы "Мир животных"

Звучит запись голосов домашних животных (коровы, лошади, свиньи, козы)— голоса каких животных вы узнали? (ответы детей) .— как одним словом называются эти животные? (ответы детей) .Воспитатель предлаг...