Материал из опыта работы "Адаптация детей к ДОУ"
статья (младшая группа) по теме

Решетникова Алла Олеговна

Статья раскрывает систему работы по адаптации детей раннего возраста от1,5 до 3 лет к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптация детей к ДОУ102.55 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 166 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей к ДОУ

...Твердо убежден, что есть, качества души без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.

                                           Сухомлинский В.А.

Эти качества души в полной мере раскрываются в воспитателях муниципального образовательного учреждения детского сада № 5 города Кропоткина муниципального образования Кавказский район.

Открытие ДОУ состоялось в 1964 году и вот уже более сорока лет приоритетным направлением работы является воспитание и обучение детей раннего возраста. Педагогический коллектив, состоящий из 10 педагогов, обладающих высокими профессиональными качествами, создает все необходимые условия для гармоничного развития наших воспитанников. Большинство воспитателей имеют высшую квалификационную категорию и стаж работы, превышающий 20 лет.

В настоящее время нашими воспитанниками являются 45 малышей в возрасте от 1 года до 3 лет и 42 дети младшего дошкольного возраста.

Осознавая важность раннего развития ребенка, мы особое внимание уделяет работе с детьми ясельного возраста, так как ежегодно в образовательное учреждение поступает около 40 малышей в возрасте от 1 года до 3 лет.

Основные направления работы нашего коллектива заключаются в следующем:

  • Создание условий, способствующих  их сохранению и укреплению здоровья детей, их физического и психического совершенствования.
  • Использование новых способов полного и целостного развития личности ребенка в рамках базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», центра «Дошкольное детство» имени А.Запорожца.
  • Обеспечение психического, медицинского и педагогического сопровождения процесса успешной адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания.

       Восточная мудрость гласит « после трех уже поздно». Именно  этот период ребенок – гениальный лингвист, почемучка, автор  необычайных высказываний. В ясельном возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребенка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему лишь не хватает знаний, которыми обладаем мы с вами. В этом возрасте ребенок фактически в основных чертах проходит путь всего человечества. Это период активного познания мира. Объем знаний, умений и навыков полученных в первые три года жизни превышают, все то, что предстоит освоить ребенку в будущем.

Интерес к проблемам воспитания и развития детей раннего возраста помог нам глубоко изучить и систематизировать знания по таким направления работы с детьми ясельного возраста как:

  • Предметная деятельность детей от 1 года до 2 лет, как фактор умственного развития;
  • Развитие речи и речевого общения детей 2-3 лет;
  • Познавательное развитие в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста;
  • Формирование предпосылок эстетического восприятия у детей второго года жизни;
  •  Нетрадиционные подходы к организации двигательного режима детей раннего возраста  и многие другие.

А работа над вопросом эмоционального благополучия ребенка раннего возраста в условиях общественного воспитания, еще раз вернула нас к проблеме адаптации.

      При  поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, частым заболеваниям. Наши многолетние наблюдения показывают: положительное прохождение периода адаптации в значительной мере влияет на дальнейшее физическое и нервно-психическое развитие ребенка

  Эта проблема очень актуальна для педаго гического коллектива нашего детского сада.

   Для того чтобы процесс адаптации ребен ка к новым условиям проходил в щадящем режиме, в ДОУ организована группа кратко временного пребывания, которую посещают дети от 1г 6 месяцев до 3 лет. 

 Наш коллектив  ставит переда собой следующие  задачи воспитания в период адаптации:

1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

    Работу по адаптации детей педагоги и спе циалисты ДОУ проводят в несколько этапов.

Первый этап.

• Сбор информации о ребенке от родите лей и других близких ему людей, а также вы явление уровня их педагогической компетентности.

Родителям предлагают заполнить анкету 'Знакомство", написать сочинение на тему 'Мой ребенок, его индивидуальные особенности, в котором они рассказывают о про блемах, с которыми сталкиваются. Затем ро дители получают подборку "Памяток", в ко торых освещены ключевые моменты воспи тания и развития детей раннего возраста. При необходимости проводятся индивиду альные беседы.

•        Работа с педагогами, направленная на
углубленное изучение особенностей ранне го возраста.

Второй этап.

•        Включение ребенка в группу кратковре менного пребывания.

•        Медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка.

Группу кратковременного пребывания де ти посещают в течение учебного года 3 раза в неделю по 2 часа вместе с мамой (или други ми близкими ему людьми). Малышей приво дят в первой половине дня - с 9.00 до 14.00 или во второй половине - с 15.00 до 19.00; питание и сон  не предусмотрены. Группа раз делена на четыре подгруппы по 10 человек.

Для полноценной работы группы созданы специальные условия:

  • приемная, в которой оборудованы шкафчики для одежды детей и взрослых;
  • стенды для хранения популярной педагоги ческой литературы, медико-психолого-педагогических рекомендаций;
  • умывальная; игровая, где находится необходимый материал и оборудование для формирова ния игровых навыков малышей;
  • комната для совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой имеется ди дактический материал и пособия для разви тия познавательных способностей детей.

Цель работы педагогического и меди цинского персонала в группе кратковремен ного пребывания - социализация детей раннего возраста, нормализация поведения в период адаптации.

Основные задачи.

  •  Сохранение, укрепление здоровья ре бенка путем создания соответствующих ус ловий (оптимальная организация педагоги ческого процесса).
  • Формирование у ребенка положитель ного отношения к окружающей действи тельности на основе активной познаватель ной деятельности.
  • Передача социального опыта игры.
  • Создание единого воспитательно-образо вательного пространства на основе формиро вания доверительных, партнерских отноше ний сотрудников ДОУ с родителями.

Работа с детьми.

  • Формирование культурно-гигиеничес ких навыков.
  • Развитие речи и ознакомление с окру жающим миром.
  • Сенсорное воспитание.
  • Развитие движений.
  • Формирование игровых умений и навы ков, предпосылок сюжетной игры.
  • Музыкальное воспитание.
  • Изобразительная деятельность.


      Первые две недели пребывания детей с родителями в группе одновременно работа ют два воспитателя. Они организуют совме стную деятельность взрослого и ребенка, разные виды игр, знакомят с педагогами ДОУ, другими детьми.

Затем функции воспитателей разделяют ся: один организует совместную деятель ность ребенка и взрослого по направлениям работы; другой проводит индивидуальные занятия с детьми по развитию речи и сен сорному воспитанию.

Занятия по лепке, рисованию, музыкаль ные, а также направленные на развитие движений, проводят специалисты детского сада.

В случае возникновения сложностей в общении ребенка с педагогом воспитатель ное воздействие осуществляется через ма му, присутствующую на занятии.

Воспитатели в течение всего периода по сещения ребенком группы заносят результа ты своих наблюдений в "Индивидуальную карту развития", что помогает своевремен но корректировать направленность психо лого-педагогического воздействия.

Работа с родителями.

  • Передача родителям педагогических,
    психологических, медицинских знаний.
  • Формирование положительного образа ребенка.
  • Создание мотивации,  для сотрудниче ство с педагогами ДОУ. Специалисты дет ского сада организуют семинары-практи кумы, индивидуальные беседы в соответ ствии с планом работы "Школы раннего развития", а также по запросам родите лей.

Воспитатели постепенно включают роди телей в совместные с детьми игры, занятия: учат использовать игрушки, предметы, игро вое пространство, обсуждают с ними собы тия, происходящие в группе.

Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе происходит по схеме: наблюдатель - помощник - активный участник - организатор деятельности.

В результате занятий в группе кратковре менного пребывания ребенок должен быть готов к переходу в группу полного дня. Та кая готовность складывается из нескольких компонентов.

Коммуникативная готовность - кон тактность; умение выразить свои потребно сти и желания; адекватное реагирование на оценки взрослых.

Познавательная готовность - актив ность на занятиях, в играх; умение доводит начатое до конца.

Самостоятельность - в выполнении иг ровых действий; в применении гигиеничес ких навыков; в самообслуживании.

Эмоционально-положительное отноше ние к детскому саду.

Третий этап.

  • Комплексная оценка готовности ребен ка к переводу в группу полного дня.
  • Организуется "Круглый стол" с привлечением специалистов детского сада, участвую щих в работе группы кратковременного пре бывания. Обсуждаются результаты проведенной работы.
  • Если ребенок недостаточно адаптировался, родителям рекомендуют продолжить посещение группы.
  • При положительном прогнозе рекомендуют перевести ребенка в группу полного дня.
  • Педагоги знакомятся с будущими воспитан никами и их родителями.
  • Для родителей проводятся "Дни открытых дверей".

Четвертый этап.

Перевод детей из группы кратковремен ного пребывания в группы полного дня. На этом этапе используются:

-        программа психологического сопровождения "Комфорт";

-        программа "Здоровый малыш".

Пятый этап.

  • Итоговый анализ адаптации детей, по ступивших в группы полного дня.
  • Беседы с родителями.
  • Проведение медико-педагогического совета. Коррекция планов работы с учетом полученных результатов.

Использование представленной техноло гии приводит к адекватному, почти безболез ненному приспособлению детей к условиям ДОУ: они быстрее входят в жизнь группы, про являют самостоятельность в общении с взрослыми и сверстниками.

   Благодаря внедрению опыта работы по вопросам адаптации детей раннего возраста к ДОУ, наблюдается снижение показателей адаптированности детей к условиям детского сада. На протяжении трех лет большинство детей имеет легкую степень адаптации,  случаи  тяжелой степени адаптации к детскому саду отсутствуют.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИОННСТИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Параметры

Критерии

Методы

Эмоциональное состояние

  • Сохраняет хорошее настроение.
  • Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

Визуальная диагностика

Сон

  • Засыпает быстро, в течение 10 минут.
  • Характер сна спокойный.
  • Длительность сна соответствует возрасту ребёнка.

Визуальная диагностика

Аппетит

  • Аппетит хороший.
  • Съедает всё с удовольствием

Визуальная диагностика

Общение со взрослыми

  • Охотно идёт от матери к педагогу.
  • Улыбается, радуется, когда видит педагога.
  • Успокаивается от общения с педагогом.
  • Обращается за помощью к педагогу.

Визуальная диагностика

Ориентировка в новой обстановке

  • Знает расположение и назначение комнат.
  • Знает, где находятся предметы его личного пользования.

Игра: «Что, где находится», « Где живёт твоя одежда?» и т. д.

Новая организация жизни

  • Легко подчиняется режиму.
  • Сохраняет хорошее настроение во время игры.

Визуальная диагностика

Общение со  сверстниками

  • Охотно играет с детьми.
  • Спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он.
  • Вступает в контакт по собственной инициативе.

Визуальная диагностика

Проявление показательной активности

  • Проявляет интерес к игрушкам, предметам.
  • Интересуется действиями взрослых.
  • Внимателен, проявляет активность в речи(инициативность).

Визуальная диагностика, беседа

Игровая деятельность

  • Проявляет интерес к игре.
  • Может самостоятельно организовать игру с новыми игрушками.
  • Может без посторонней помощи найти себе занятие.
  • Эмоционально включается в игру и стремится к самостоятельным действиям.

Игровые ситуации, визуальная диагностика

Приложение 2

Адаптационный лист

Ф. И. О. ребенка__________________________________        

Дата рождения _______________Возраст_____________        

Дата поступления в ДОУ__________________________

Адаптационные

показатели

Дни наблюдений

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

128-й

Эмоциональное состояние

Аппетит: завтрак, обед, полдник

Сон: засыпание, длительность

Активность: в игре, в речи

Общение со взрослыми

Общение со  сверстниками

Новая организация  жизни

Проявление

познавательной

активности

Игровая деятельность

Вывод:

Приложение 3

АНКЕТА

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОУ.

  1. Ф.И.О.___________________________________________
  2. Дата рождения____________________________________
  3. Возраст ребёнка на момент поступления______________
  4. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

- Бодрое, уравновешенное – 3 балла

- Неустойчивое – 2 балла

- Подавленное – 1 балл

5. Как Ваш ребенок засыпает?

- Быстрое, спокойное -3 балла

- Долго не засыпает -2 балла

- Неспокойно -1 балл

6. Используете ли Вы дополнительные воздействия при засыпании ребенка?

- Укачивание, колыбельные и т.д.

Да – 1 балл

Нет – 3 балла

7. Какова продолжительность дневного сна ребёнка?

2 часа – 3 балла

1 час – 1 балл

8. Какой аппетит у Вашего ребёнка?

Хороший – 4 балла

Избирательный – 3 балла

Неустойчивый – 2 балла

Плохой – 1 балл

9. Как относится Ваш ребёнок к высаживанию на горшок?

Просится сам – 3 балла

Нет, он бывает сухой – 2 балла

Нет и ходит мокрый – 1 балл

10. Есть ли у Вашего ребёнка отрицательная привычка?

Сосёт палец, пустышку или другие – 1 балл ______________________(укажите какие)

Нет – 3 балла

11. Интересуется ли ребёнок игрушками?

Да – 3 балла

Иногда – 2 балла

Нет – 1 балл

12. Проявляет ли ребёнок интерес к действиям взрослых?

Да – 3 балла

Иногда – 2 балла

Нет – 1 балл

13.Как Ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Не играет сам – 1 балл

14. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт – 3 балла

Избирательно – 2 балла

Трудно – 1 балл

15. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт -3 балла

Избирательно – 2 бала

 Трудно – 1 балл

16. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да – 3 балла

Не всегда – 2 балла

Нет – 1 балл

17.Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Переносит разлуку легко – 3 балла

Тяжело – 1 балл

18.Есть ли у ребенка особенная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть -1 балл

Нет – 3 балла

Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ -55-40 баллов, условно готов - 39-24 балла, не готов 23-16 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"

Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...

Материал из опыта работы - презентация "Воспитание экологического мышления у детей, используя художественное слово"

Презентация из опыта работы воспитателя второй младшей группы Сухачевой Т.И....