Анаграммы как средство формирования познавательных процессов у дошкольников
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Прохорова Ольга Ивановна

В статье рассмотрен вопрос значимости анаграмм для развития устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_anagrammy_dlya_ines.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Анаграмма как средство формирования познавательных процессов у дошкольников

О.И. Прохорова, учитель-логопед

ГБДОУ №25, Петродворцового района

г. Ломоносов

В статье рассмотрен вопрос значимости анаграмм для развития устной и письменной речи, познавательных процессов у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

Общеизвестен тот факт, что овладение правильным чтением и грамотным письмом невозможно при нарушениях устной и письменной речи.

Зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний, была установлена в специальных исследованиях, проводимых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН.

Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи – это, прежде всего дети с недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонематическом развитии, а именно неправильное овладение звуковым составом слова, создаёт серьёзные препятствия для овладения чтением и письмом. Поэтому, создание условий для активного вовлечения дошкольников в развитии познавательных процессов и раннее начало коррекции процессов фонематического восприятия, приведёт к профилактике нарушений чтения и письма.

 Среди интеллектуально-развивающих игр особенно популярны игры в загадки. Процесс отгадывания загадок вызывает у детей интерес. Загадки знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, развивают и обогащают речь.   Одним из вариантов игр-загадок являются анаграммы. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие, которое хорошо развивает комбинаторное мышление и грамотность. Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать свою успешность после разгадывания очередной анаграммы. Постепенно от отдельных слов – анаграмм можно переходить к целым предложениям.

Игра в АНАГРАММЫ очень древняя. Авторство этой игры приписывается древнегреческому философу и грамматику ЛИКОФРОНУ, жившему в 3 веке до н.э.

Использование анаграмм решает следующие задачи:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Расширение лексического запаса.
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов,

(фонематических  представлений).

  1. Воспитание положительной мотивации обучения.
  2. Создание обстановки эмоционального подъёма, комфортности для каждого воспитанника.
  3. Предупреждение нарушений чтения и письма.

Решение этих задач поможет устранить фонетико-фонематическую недостаточность  и сформировать навыки звукового анализа у будущих учащихся начальной школы, а также будет способствовать выработке у детей навыка продуктивной учебной деятельности  и формированию мотивации учения.

Важным условием для успешного разгадывания анаграммы является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Формирование этого действия происходит постепенно, и требует комплексного и систематического специального обучения дошкольников. Поэтому,  перед тем как начать работать с анаграммами, дети должны овладеть следующими понятиями.

  1. Понимать, что «слово» - это определенное сочетание звуков, которое  

имеет смысл.

2. Уметь дифференцировать слова, обозначающие разные части речи.

3. Подбирать слова к определённому смысловому ряду, учитывая:

- опорные признаки

например: полосатый, крупный, сочный (арбуз),

серый, колючий, маленький (ёж);

- обобщающие понятия:

«Какое слово лишнее и почему?» (понедельник, вечер, вторник, среда)

 «Добавить нужное слово» (трамвай, автобус, троллейбус и  …)

- «Назови одним словом» (чашка, тарелка, ложка, вилка – это …).

4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.

5. Подбирать слова к слоговым схемам.

6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подбирать слова.

7. Подбирать к слову однокоренные слова.

8. Уметь находить лишнее слово, похожее по звуковому составу.

например: лес, лесной, леска, лесничий.

9. Составлять слова из заданных слогов.

например: ЧАШ – КА – ЧАШКА; КРА – ПИ – ВА – КРАПИВА;

10. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например: локоть, улитка, кровать (лук).

Составлять слова по последнему звуку других слов:

Например: торт, колесо, мак (ток).

11. Заменять в слове звук или букву (в начале, середине или конце) для получения нового слова

КОМ – ТОМ – ТАМ – НАМ - НАС

12. Читать слова в обратном порядке.

13. Находить пропущенный звук на слух. (Игра «Звук потерялся»).

СО. -  СОК, СОМ

СТУ. – СТУК

Б . К   - БОК, БЫК

К . М –  КОМ, КУМ

14. Из букв данного слова составлять новые слова.

Например: КОРАБЛЬ – кора, краб, бок, кобра…

15. Составлять из заданных букв слова (игра «Слово рассыпалось»).

 Например: Т, О, К - ТОК; С, Т, У, К – СТУК; К, О, Ш, К, А – КОШКА.  Такая работа развивает фонематический слух.

16. Подбирать пропущенные гласные так, чтобы получились слова с названиями на заданную тему. «Буквы потерялись».

За определённый промежуток времени дети подбирают гласные буквы так, чтобы получились слова с названиями на данную лексическую тему. (В данном упражнении может быть 2 уровня сложности.) Такое задание совершенствует фонематический анализ, развивает зрительное восприятие и словарный запас.

Овощи

Первый вариант

Л . К                 Р . П .                     Ч . С Н . К

Т . К В .            К . П . С Т .            . К Р . П

П . Р . Ц            Б . К Л . Ж . Н       К . К . Р . З .

С В . К Л .        П . Т Р . Ш К .        К . Р Т . Ф . Л Ь

Второй вариант

Л К             Р П                 Ч С Н К

Т К В          К П С Т           К Р П

П Р Ц          Б К Л Ж Н       К К Р З

С В К Л       П Т Р Ш К       К Р Т Ф Л Ь

Фрукты

Первый вариант

Л . М . Н                С Л . В .                      Б . Н . Н

Г Р . Ш .                 П . Р С . К                  . П . Л Ь С . Н

М . Н Д . Р . Н        . Б Р . К . С                . Н . Н . С

В . Ш Н .                 Г Р . Н . Т                   М . Н Г .

Второй вариант

Л М Н                   С Л В                  Б Н Н

Г Р Ш                    П Р С К              П Л Ь С Н

М Н Д Р Н             Б Р К С              Н Н С

В Ш Н                    Г Р Н Т              М Н Г

Домашние животные

Первый вариант

К . Т              Б . К            Б . Р . Н    

С В . Н Ь .     К . Ш К .    Л . Ш . Д Ь

Второй вариант

            К Т              Б К            Б Р Н

            С В Н Ь       К Ш К      Л Ш Д Ь

Составляя анаграммы, мы классифицируем их по лексическим темам и адаптируем  для детей с ТНР подготовительного возраста. Задания несут развивающую, а также коррекционную направленность и соответствуют основным принципам дидактики. Таким образом, данная работа может быть использована как на занятиях по обучению грамоте, так и на любых занятиях по развитию речи.

В нашей работе используются анаграммы по лексическим темам. Предлагаем некоторые из них.

  1. Животные

ДАР + ПОЛЕ  = ЛЕОПАРД

НОТА + ЛИПА =  АНТИЛОПА

РАЙОН + СТОГ = ГОРНОСТАЙ

ЗОБ + И + КАДР = ДИКОБРАЗ

СОН + УТОК = УТКОНОС

  1. Птицы

      КОРОВА + НОЖ = ЖАВОРОНОК

      БОЛЬ + АСТРА = АЛЬБАТРОС

      ОВАЛ + КАМИН = МАЛИНОВКА

      СЕЛО + ВОЙ = СОЛОВЕЙ

      ЛИК + ПЕНА = ПЕЛИКАН

      ДЕКА + КРОВ = КЕДРОВКА

      КОМА + НАЛИВ = МАЛИНОВКА

      РУКА + КАПОТ = КУРОПАТКА

      КОМ + УХА + ВОЛ = МУХОЛОВКА

      УТРО + ЯК + ЗАГС = ТРЯСОГУЗКА

       ВЕК + БИСЕР + НУТ = БУРЕВЕСТНИК

  1. Цветы

ИДОЛ + СЛУГА = ГЛАДИОЛУС

ВОИН + ЧУДАК = ОДУВАНЧИК

ШАР + КОМА = РОМАШКА

ДЕКА + ЗУБАН = НЕЗАБУДКА

  1. Ягоды

ШРАМ + ОКО = МОРОШКА

ИРАН + ЧЕК = ЧЕРНИКА

ДОН + ГРИВА = ВИНОГРАД

КУРС + БАНИ = БРУСНИКА

БУКА + КЛИН = КЛУБНИКА

ЛИКО + ГУБА = ГОЛУБИКА

ТИНА + КОСЯК = КОСТЯНИКА

МИНОР + СОДА = СМОРОДИНА

ЛЕК + НИЗ + ЯМА = ЗЕМЛЯНИКА

  1. Грибы

БЕК + ДИВО + ПОЗЁР = ПОДБЕРЁЗОВИК

ПОВОД + ИНОК + СИ = ПОДОСИНОВИК

ЛИК + И+ ЧАС = ЛИСИЧКА

ЛЁС + КАН + ОМ = МАСЛЁНОК

ВОР + И + БОК = БОРОВИК

ХОР + ОМ + УМ = МУХОМОР

            Используя анаграммы в нашей работе, мы добились положительной динамики в развитии познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Создавая условия для активного вовлечения воспитанников в процесс обучения, способствовали формированию коммуникативной, информационной и общекультурной компетенций, которые создадут положительную мотивацию обучения в школе.

Данный опыт может быть использован в работе педагогами (логопедами, воспитателями, учителями начальных школ), а также родителями.

Список литературы:

  1. Голубовский М. Анаграммные вариации: состукивание слов. Журнал Вестник online № 24 (335) 26 ноября 2003г.
  2. Мельников С. Журнал «Весёлый затейник» № 2 1998г.
  3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М., 2005г.
  4. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр. «Интеллект- Центр» Москва 2002г.
  5. Яворовская И.А. Парад шарад: анаграммы, шарады, викторины, загадки. «Феликс» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника как средство развития познавательных процессов у дошкольников.

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие внутренних психических процессов и расшир...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Известно, что многие дети испытывают за­труднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. ...

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Мягкая развивающая книжка. "Умная книга" - средство развития познавательных процессов младших дошкольников

В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдержит книга из обычной бумаги. Мягкая развивающая книжка - это комплексная игрушка из разноо...

проект "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

педагогический проект по тем е "Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников"...

Выступление для педагогов на тему: Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад ...