КОНСПЕКТ НОД по формированию учебной деятельности в подготовительной к школе группе (нарушения зрения) ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ" фронтальное занятие
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Чекинева Татьяна Николаевна.

Конспект НОД по формированию учебной деятельности в подготовительной к школе группе (нарушения зрения) разработан как контрольно-итоговое занятие. В ходе занятия дети оценивают выполнение игровых тематических заданий самостоятельно на оценочных листах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tema_yai_moya_semya_.docx131.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 21 «РОСИНКА» комбинированного вида

городского округа город Кумертау РБ

КОНСПЕКТ

НОД по формированию навыков учебной деятельности у детей подготовительной группы с нарушениями зрения

Тема: «Я и моя семья»

фронтальное занятие

Разработано:

учитель-дефектолог

высшей категории

                                          Чекинева Татьяна Николаевна

г. Кумертау, 2014

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

I.Образовательные задачи:

  • 1.Продолжать учить ориентироваться в окружающем мире, осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых.
  • 2.Учить конкретизировать обобщающие понятия по темам: «Семья», «Инструменты», «Овощи», «Школа», развивать  активную речь (контекстную и объяснительную); актуализация словарного запаса по темам.
  • 3.Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентироваться  в пространстве, классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: виду, цвету, величине.
  • 4.Формировать основные элементы познавательной и учебной деятельности:

-умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно;

-умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;

-способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения

поставленных задач.

II.Развивающие задачи:

  • 1.Развитие произвольности и активности познавательных процессов:

-пространственных и временных представлений (ориентировка на  

            листе,

          -в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во

            времени)

          -слухового внимания и памяти с опорой на символы,

          -словесно-логического мышления (мыслительных операций)

          -совершенствование зрительного запоминания,

          -зрительно-моторной координации,

          -мелких, тонких, дифференцированных движение пальцев и кистей рук.

  • 2.Активизировать и энергетизировать работу стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария и межполушарного взаимодействия.
  • 3. Способствовать снятию рефлекса периферического зрения, развитию глазомера.

III.Воспитательные задачи:

  • 1.Воспитание  самостоятельности и активности на занятии.
  • 2.Воспитание дисциплинированности и положительного отношения к учебной деятельности.
  • 3.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, доброжелательности.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

предметные картинки членов семьи: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка, сын;

оценочный лист (образец); наборы: цифр от 0 до 9; геометрических фигур для игры «Цветные слова»; «Соедини по точкам»; к игре «Стираем и сушим белье»; «Расшифруем слова»; «У кого какой шарик?», лазерная указка

Раздаточный:

на каждого ребенка: простой и цветные карандаши; фломастеры; оценочный лист; набор цифр от 0 до 9

Наборы: геометрических фигур для игры «Цветные слова»; индивидуальные листы к игровым упражнениям: «Соедини по точкам»; к игре «Стираем и сушим белье»; «Расшифруем слова», «У кого какой шарик?».

Предварительная работа:

  • 1.Рассматривание и обследование объектов по темам: «Семья», «Овощи», «Инструменты», «Школа и школьные принадлежности».
  • 2.Работа с фотографиями членов семьи в книжке-альбоме «Генеалогическое древо семьи» .(индивидуальная работа с каждым ребенком)
  • 3.Д/у «Что ты видишь?» - развитие пространственного восприятия, формирование избирательности восприятия.
  • 4.Д/у «Кто кем был?» - развитие восприятия времени, обучение умению устанавливать последовательность событий и видеть обратимость этих процессов.
  • 5.Д/у «Старые фотографии» - цель та же.
  • 6.Д/у «Обведи овощи» «Инструменты» «Школьные принадлежности» -развитие зрительно-двигательной координации и тонкой моторики руки.
  • 7.Д/у «Разрезные картинки», «Зашумленные картинки», «Наложенные контуры»- по вышеуказанным темам – на развитие целостности и избирательности зрительного  восприятия объектов.
  • 8.Д/у с математическим содержанием «Покажи и назови цифру», «Разложи по порядку», «Найди такую же фигуру», «Сложи из геометрических фигур».
  • 9. Чтение художественных произведений по избранным темам, загадывание загадок.

Диагнозы детей:

сходящееся и расходящееся косоглазие;

при проведении фронтального занятия вид косоглазия не учитывается; использованы упражнения на укрепление, расслабление мышц глаза, а также на активизацию зрительного восприятия и фиксации взора на представленных объектах.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

ПЕДАГОГ                                                   ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

   Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в игру.

- Ребята! Поиграем в игру «Расскажи мне о семье»  игра с мячом.

- Настя! Как зовут твою маму?            Мою маму зовут Алина Владимировна.

-Данил! Что любит делать твой папа?       Мой папа любит собирать мебель.

-Катя!  Кто младше ты или твоя сестра?    Я младше сестры.

-Артем! Кто старше дедушка или папа?    Дедушка старше папы.

-Саша! Какая у тебя мама?                  Моя мама добрая, ласковая, заботливая.

-Ребята! Вы все ответили верно.

-Покажем пальчиковой гимнастикой, как трудится «Наша семья»

                    Мама лепит пирожки,                         Дети производят

                    Папа полку мастерит,                          имитационные движения

                    Дед в очках читает книжку ,               огласованно со словами

                    Шьет бабуля мне штанишки,

                    Моет пол сестричка Маша,

                    Трудится семья вся наша!

                    На лужок я побежал –

                    Всем большой букет нарвал!

II.РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Педагог дает указание проверить осанку.

-Ребята! О чем мы будем говорить, вы узнаете из стихотворения-загадки:

     Под кустом у реки

     Жили майские жуки:

     Дочка, сын, отец и мать-

     Как их всех нам назвать?                     Семья. Мы будем говорить о семье.

-Верно! Семья – это семь я. Мы сегодня с вами отправимся в гости в одну замечательную семью.

- Ребята! Посмотрите на доску внимательно.

   Вот семья.

- Назовите, кого вы видите на картинках.             Дедушка, бабушка, папа

                                                                                    мама, дочка, сын.

Дети отвечают по цепочке.

Затем педагог предлагает взять набор цифр и разложить их

 от 0 до 9перед собой слева направо.

- Сосчитайте, сколько всего человек живет

в этой семье, а ответ покажите,  цифрой                    Дети считают глазами и

                                                                                      показывают нужную цифру

-Ребята! Продолжаем отвечать по цепочке

-Каким по счету стоит папа? Мама? Дедушка?

 Бабушка? Дочка? Сыночек?                               Дети отвечают: первый папа

                                                                                вторая мама и т.д

-Ребята! Дедушка ушел на работу. Сколько

 осталось человек дома? Покажите цифрой.      Дети показывают цифру 5

                                                                                Дома осталось 5 человек.

-Папа тоже ушел на работу. Сколько человек

 осталось дома? Покажите цифрой.                     Дети показывают цифру 4.

                                                                                 Дома осталось 4 человека.

-Мама и бабушка ушли на рынок. Сколько человек

осталось дома? Покажите цифрой.                       Дети показывают цифру 2.

-Дочка ушла в школу. Сколько человек

 Осталось дома? Покажите цифрой.                     Дети показывают цифру 1.

-Настя! Кто остался один дома?                           Дома остался один сын.

-Верно. Сложите цифры в тарелочку.

 Поиграем с вами в игру.

III.ИГРА «Что изменилось?»

Дети запоминают картинки с членами семьи, их расположение. Педагог дает указание: положите руки на стол, они неподвижны, а глаза зажмурьте.

Педагог делает перестановки, спрашивая: Ч то изменилось?

При проведении игры идет одновременный отдых и расслабление глаз.

-Ребята! У каждого в семье много дел.

 Папа и дедушка часто что-то мастерят.

 Для этого им нужны инструменты.                  Дети называют инструменты

 -Назовите, какие вы знаете инструменты?       по цепочке: один инструмент

                                                                               и не повторяют уже названые.

-Молодцы! Правильно!

III.ИГРА «Соедини по точкам»

- А теперь вам задание от дедушки и папы:

  Нужно нарисовать пилу, соединив ее по точкам.    Дети выполняют задание

                                                                                         карандашом.

-Ребята! Оцените свою работу.                                  Дети закрашивают шарик

                                                                                    на оценочном листе – З.№1

Физминутка «Пила»

 -Ребята! Будем помогать папе и дедушке «пилить дрова», выходите на полянку.

Дети выполняют движения согласованно со словами. Дети подают друг другу сначала правые руки, затем левые. Сначала имитируют движения «пилят» правой рукой, затем левой и произносят слова.

                      Запилила пила, зажужжала, как пчела,

                      Отпилила кусок, наскочила на сучок,

                      Лопнула и встала, начинай сначала.                Повторить 2раза

Дети остаются в кругу. Педагог продолжает занятия

IV.ИГРА «Цветные слова»

-Бабушка ходила в овощной магазин. Она хозяйка в доме. Внимательно послушайте, что она купила:

    Хозяйка однажды с базара пришла.

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту, морковку, горох,

    Петрушку и свеклу. Ох!

Педагог на каждое название овоща показывает цветную карточку разной формы. Дает установку детям о том, что нужно это запомнить и при выполнении задания соотнести цвет, форму и слово.

-Ребята! Выполните у себя за столом задание:

Выбирайте фигуры, обозначающие овощи, которые принесла бабушка с базара и разложите их по порядку так как я называла их и показывала.                                                  Дети выполняют.

-Ребята! А теперь я вам напомню и покажу на доске как нужно правильно разложить карточки вы проверьте, сравните с образцом и оцените свою работу                                                                        Дети сравнивают с образцом

                                                                                    и оценивают – З №2

V.ИГРА «Стираем и сушим белье»

-Ребята! У мамы тоже много дел по дому. Представьте, что она решила постирать белье. Давайте вместе поможем маме развесить «белье» для просушки.

Дети вместе с педагогом выходят из-за столов к натянутой веревочке.

на веревочке расположены разноцветные прищепки. Педагог, показывая и называя предметы белья, изображенные символами, прикрепляет прищепка на веревочке (развешивает)

Затем дети «снимают» только то «белье», которое запомнили.

-Настя! Называй «белье», которое ты запомнила, а  я буду снимать его.                                          

               Дети перечисляют по памяти то «белье», которое запомнили

Педагог снимает названное «белье» с веревочки

VI.ИГРА «Сложи из частей целое»

-Ребята! Подойдите к столу и сложите из частей целое (предметы белья)                     Дети индивидуально складывают.

-А теперь назовите предмет белья.        Дети называют каждый свой предмет.

-Ребята! Оцените выполнение этого задания.            Дети оценивают З-№3

Дети проходят на свои места за столы и оценивают выполнение задания.

Закрашивают шарики: самостоятельное выполнение: зеленый цвет,

с помощью взрослого- желтый, совсем не выполнил- красный.

VII.ИГРА «Расшифруем слова»

-Ребята! Дочке в школе задали интересное задание. Нужно помочь ей расшифровать слова. Посмотрите на доску: буквы обозначены символами.           (взор вблизь-вдаль)

Нужно на свое карточке расшифровать слова           Дети расшифровывают

                                                                                        слова самостоятельно.

-Саша! Прочти слово, которое ты расшифровала.   Дети по цепочке называют

                                                                                         расшифрованные слова.

-Ребята! Оцените задание № 4.                                    Дети оценивают З № 4

-Хорошо! Молодцы! Помогли дочке выполнить школьное задание. У нее осталось время поиграть с братом в «Жмурки». Давайте и мы вместе с дочкой и братом поиграем в «Жмурки»

Упражнение для глаз «Жмурки»

Педагог предлагает детям снять очки и  сделать несколько обычных морганий, затем плотно сжать веки и подержать так при мысленном счете «10». Затем широко открыть глаза и сделать несколько морганий и вновь сжать веки. Продолжить поочередное выполнение сжимание-разжимание век в течении 2 минут.

VIII.ИГРА «У кого какой шарик?»                               

-Молодцы! Наше занятие продолжается. Закончив все домашние дела. Семья пошла  погулять в парк. Они пригласили и нас с вами в парк.

-Ребята! Погуляем в парке!

Дети выходят из-за столов и отправляются в «парк».

Звучит музыка: пение птиц, шум листвы.

-Ребята! Как хорошо в парке! Выполним с вами дыхательное упражнение

Дыхательное упражнение

     Дышим только через левую, а потом через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки.  Дыхание медленное, глубокое 1-2 минуты

-Гуляя по парку папа купил для всех воздушные шары, но ниточки были длинные и все перепутались. И нам необходимо помочь семье распутать ниточки  и узнать какого цвета шар держит сын, мама, папа, дочь.

-Ребята! Поможем распутать ниточки!                                                        

                                                                                      Дети выполняют

                                                                                       задание за мольбертом

Ребята! Послушайте внимательно, как вы будете помогать нашей семье: Данил и Артем  помогут распутать ниточку сыну.

Саша – маме, Полина- папе, Катя и Настя –дочке.

Дети выполняют задание. Звучит музыка леса, пение птиц.

По окончанию выполнения задания педагог спрашивает у каждого ребенка

-Какого цвета держит в руках сын? Мама? Папа? Дочь?        

                                                                 Дети выполняют задание, отвечают  

                                                                 полным предложением: Папа держит в

                                                                 руке шарик зеленого цвета.

                                                                 

-Ребята! Верно. Вы здорово помогли семье распутать ниточки у шариков.

                                                                                    Оцените свои работы.

                                                                                     Дети  оценивают З № 5

IX. Анализ занятия.

-Ребята! Наше занятие завершено. Посчитайте сколько зеленых шариков у вас получилось?

Дети у кого 5 зеленых шариков получают по большой звездочке.

Дети у кого есть, и желтые шарики получают звездочку поменьше.

-Ребята! Выходите в круг и вместе вспомним

чем мы сегодня с вами занимались.

Педагог предлагает встать детям в круг и, бросая мяч детям,

задает вопросы по содержанию занятия.

Вопросы к детям:

1.Назови тему занятия?

2.Сколько человек живет в этой семье?

3.Какое задание было от папы и дедушки?

4.Какие овощи купила бабушка на рынке?

5.Перечисли название белья, которое стирала мама?

6.Какое задание было задано дочке в школе?

7.Какое слово ты расшифровал?

8.В какую игру играла сестра с братом?

8.Какого цвета был шарик у сына? Мамы? Папы? Дочки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"

Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные".  А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».

 Изучаем зимние явления природы;  знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы....

Конспект итоговой коррекционно – развивающей деятельности в подготовительной к школе группе «Буквоешки» по теме: «Поездка в цирк»

Цель: Закрепить знания, полученные в течение года. Задачи: Коррекционно – образовательные задачи:- Активизировать словарь по теме «Цирк».-   Совершенствовать лекс...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ФЦКМ,тема: "Народные промыслы"

ООД «Формирование целостной картины мира»Тема: «Народные промыслы». Цель: Дети закрепили знания о русском народном декоративно-прикладном искусстве; называют вид...