Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с предложением"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Санькова Христина Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с предложением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_predlozheniem.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Занятие №_____

Тема «Знакомство с предложением»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с понятием «предложение», закреплять понятие «слово», учить детей дифференцировать понятия «слово – предложение».

Коррекционно-развивающие цели.   Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери).

Ход   занятия

1.  Оргмомент.

Пантомима «В лесу, саду и огороде». 

Логопед: Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.

Дети имитируют пребывание в огороде, саду.

2.  Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.

3. Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам.

Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».

Логопед: Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу?

Дети называют животных.

Словесная игра «Подскажите слово».

Логопед: Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.

Ор-ор-ор, сорвали красный... (помидор).

Ец-ец-ец, съели вкусный... (огурец).

Жан-жан-жан, лежит на грядке... (баклажан).

Бус-бус-бус, мы разрезали... (арбуз).

4.  Ознакомление с понятием «предложение»

Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Логопед заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они будут выполнять.

Логопед: Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)

Вызывается другая группа детей.

Логопед: Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)

Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Логопед: Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово лиса уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» — разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили ... (предложение). В предложении все слова ... (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

5.  Физминутка

Подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед — сердитую хозяйку.

—  Зайки, где вы пропадали?

—  Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

—  А капусту вы не ели?

—  Только носиком задели.

—  Вас бы надо наказать.

—  Так попробуй нас догнать.

6.  Дифференциация понятий «слово», «предложение».

Логопед называет вразбивку слова и предложения, дети определяют.

Логопед: Наша речь состоит из предложений.

7.  Коллективный рассказ «В лесу».

Логопед: Скажите по одному предложению, о том, что вы видели в лесу. Наступила осень. Мы ... (пошли в лес).

Дети продолжают рассказ.

8. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Путешествие в заколдованный лес» (автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях).

Этап: Автоматизация звука [ш]  в слогах, словах, предложениях.Тема: «Путешествие в заколдованный лес».Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш]  на материале слогов, слов, предл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста. Тема: «Предложение»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамотедля воспитанников старшего дошкольного возрастаТема: «Предложение»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности " Прогулка с Владиком и Милой" Автоматизация звука Л в предложениях, стихотворениях и скороговорках"

Конспект логопедического занятия с подгруппой детей, имеющих нарушение произношения звука Л. В данной разработке использованы активные методы обучения (АМО-технология)...