Конспект открытого занятия «Вот какая буква Ч»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ищенко Ольга Викторовна

Закрепление произношения звука Ч, знакомство с буквой Ч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_ch.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Вот какая буква Ч»

Задачи: Воспитание у детей любви к родному языку. Продолжать  обучение грамоте детей.

Цель:    Закрепление произношения звука Ч, знакомство с буквой Ч. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов. Звуко – слоговый анализ и синтез слов. Составление слов и схем к этим словам. Словообразование отчеств мужского рода. Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

Оборудование: Предметные картинки на звук Ч, мяч, звуковые домики, карточки для чтения (с пропущенной буквой Ч), наборы для составления схем, разрезные азбуки, игрушки: козленок, ежик, зеркала, «султанчики», сигнальные карточки, домики для деления слов на слоги, Чипполино.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

    а)                                          На занятия хожу,

Выговаривать хочу.

Звуки разные друзья,

Пригодятся мне всегда.

Вверх язык я подниму,

«Ложка», «Ландыши « скажу.

Если дуну посильнее

«Р» получится скорее.

«Роза», «Радуга», «Картечь»,

Будет правильною речь.

– Ребята, вы хотите, чтобы у вас была правильная речь?

    б) Выполнение детьми артикуляционной и элементов дыхательной гимнастик для шипящих звуков.

II. Знакомство с темой занятия – отгадывание загадок.

Его бьют, а он не плачет,

Только еще выше скачет.

                                                                                        (мяч)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

ниточка в реке.

                                                                                        (удочка)

III. Произнесение, характеристика звука Ч:

согласный, шипящий, всегда мягкий, знакомство с буквой Ч.

IV. Выделение звука Ч:

    а) в слогах: чо, тя, сы, ти, ать, ся, та, чи, ись, си, ить, че.

    б) в словах: ситец, чаша, гречиха, петь, печь, ночь, сирень, теперь, щека, чувяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо.

    в) в словах по картинкам:

– Ребята, а вы знаете сказочных героев в именах, которых есть звук Ч?

(вносится картинка Чипполино)

Чипполино дает задание, отобрать картинки со звуком Ч и определить позицию этого звука в словах.

    г) игра (деление слов на слоги)

V. Упражнение в образовании и употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных:

    а) Выделение из потешки слов со звуком Ч.

Козлик ежика увидел

И лизнул его в бочок.

И лизнув его в бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

В рот не суй, что попадется!

                 (бочок, язычок, колючий)

    б) Игра «Назови ласково».

Мяч – мячик

Носок –

Чайник –

Ключ –

Собака –

Ложка –

Чашка –

Белка –

Пуговица –

Пенек –

Замок –

Стакан –

Кувшин –

VI. Звуковой синтез слов.

Наши уши слышат звуки

Леса, поля и реки,

Лай собак и тик мышат.

Ну а нам важней всего

Звуки речи: М, Я, Ч.

Звуки вы соединяйте, быстро слово получайте.

Ч, А, С.

Г, Р, А, Ч.

Ч, А, Й.

Ч, И, Ж.

М, Е, Ч.

Ч, А, С, Ы.

В, Р, А, Ч.

Д, А, Ч, А.

Л, У, Ч.

VII. Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

Есть у нас в садочке

Чудные цветочки.

(Ритмично хлопают в ладоши)

Солнце поднимается,

(Округлые ладони складывают вместе в  виде бутона цветка).

Цветочек распускается.

 (Ладони в низу сомкнуты, пальцы медленно раздвигаются в виде чаши цветка).

Дунул легкий ветерок

Тронул каждый лепесток.

(Быстро двигают пальцами обеих рук вперед – назад).

Солнце клонится к закату,

Вечер наступает

 (Ладони в низу сомкнуты, пальцы широко раздвинуты в виде чаши цветка).

Наш цветочек лепесточки

Тихо закрывает.

(Медленно сжимают пальцы и соединяют ладони в «бутон»).

Вот уснул он до утра,

(Ладони сложенные в «бутон», наклоняют в сторону.

Ну а нам домой пора,

Пока, пока, пока.

(Машут кистями рук)

VIII.Словообразование отчеств мужского рода – упражнение «Назови отчество сына».

У Глеба сын Глебович

Алексея –

У Ивана –  

Николая –

Петра –

Антона –

Анатолия –

Павла –

Михаила –

Владимира –

IX. Звуковой анализ, синтез, преобразование слогов, слов, упражнения с разрезной азбукой, составление схем:

ач             врач             грач

ча              час

чу              чудо  

Знакомство с правописанием ча, чу.

X. чтение слов по карточкам с пропущенной буквой Ч – игра «отгадай слово».

вра .  ,        гра .  ,        мя .  ,        тка .  ,        пе . ь ,        

. ашка ,        . ас,        . уб ,         ме .   ,        лу .   ,        . удо .

XI. Подведение итогов занятия.

Чипполино вручает детям  эмблемы.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»

Конспект занятия с презентацией.Цели и задачи:Расширение словаря и обобщение понятийДифференциация понятий звук – буква;Дифференциация ; П и Пь;Буква п; профилактика оптической дисграфии ;Развит...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на родительском собрании тема: «Звуки Л-Ль. Буква Л»

конспект непосредстенно образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7 лет по теме "Звуки Л-ЛЬ. Буква Л"...

Конспект открытого занятия по теме "Звуки П-ПЬ.Буква П"

Родной язык играет уникальную роль в становлении лично­сти человека. Язык и речь традиционно рассматривались в пси­хологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психичес...

Конспект открытого занятия по обучения грамоте в подготовительной группе по теме: «Буква У»

                                               Подготовила и провела...

конспект открытого занятия на тему "Какие птицы прилетают к нам зимой"

Цели: Учить внимательно, слушать, наблюдать; понимать и отвечать на заданные вопросы; побуждать подражать голосам птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое от...