Конспекты занятий по чтению
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспекты занятий по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_chteniyu.docx81.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: »В мире звуков»» Гласный звук [а] и  буквы Аа.”

Цель:

 Образовательная: - Познакомить детей со  звуком  [а],   буквами А а,    

                                    и их употреблением в речи, учить  выделять из слов

                                    на слух гласный звук [а] , узнавать графический  

                                    образ этих букв.

Развивающая:      -   развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

 Воспитательная:  - воспитывать культуру поведения, желание помочь  тем,  кто попал в беду.

Оборудование:  счетные  палочки, цветные   карандаши, книга  К. Чуковский "Айболит», касса букв.

                                      
  Ход занятия.
I. Организационный момент.

Учись читать !

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.(с.2)

II. Формулирование темы урока.

-Добрый день. Начинаем урок с игры.

1.Игра  называется «Подскажи словечко».

 Всех на свете он добрей,

 Лечит он больных зверей,

 И однажды бегемота

  Вытащил он из болота,

 Он известен, знаменит

  Это доктор………….(Айболит).

-Правильно!

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Правильно. Он лечит больных зверей.

-Скажи, какой звук слышится в начале слова Айболит?  (А)

 -Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?  (А-а-а!)

 - Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

  - С каким новым звуком мы  сегодня познакомимся на уроке?  (звуком А)

   - Молодец! Мы сегодня познакомимся со звуком [а] .

-Аня, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят:»Ай болит!»)

-А каких зверей он лечил? Назови только тех из них, в название которых слышится звук [а](обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

-Очень хорошо!

- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Правильно!

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята  и т.д.)  (с.6)

-Молодец!

-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?

-Молодец!

-, звук  [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно ты узнаешь об этих правилах русского языка.

2. Чтение учителем стихотворения.

-А теперь послушай стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.(с.8)

III. Изучение нового материала.

1.– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)(с.9)

Звук [А] – гласный.(с.10)   Его можно спеть. Попробуйте. Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.(с.11)

2.Разминка.

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.(с.12)

-Очень хорошо!

3.Аня, назови что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].

- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодец!  А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

4.»Доскажи словечки».

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

     Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый все довольны.

     Так приятен он на вкус,

     И зовут его….(арбуз)(с.14)

-Правильно, арбуз.

     Чтоб тебя я повез,

     Мне не нужен овес.

     Накорми меня бензином,

     На копытца дай резины.

     И тогда, поднявший пыль,

     Побежит …(автомобиль)(с.15)

 -Правильно , автомобиль.

     Вот два столба наискосок,

     Между ними поясок.

     Ты эту букву знаешь ? А?

     Перед тобою буква…  (с.16)

-Молодец! С заданием справилась.

   

    - Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрась букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной. .           Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Ножка, ножка и черта-

Получилась буква «А».

С этой буквой подружись

И скорей читать учись!

Тема: »Выделение звука А из начала слова.»

Цель:  продолжать знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 - знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

 - давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

 - познакомить с отличием звука от буквы;

 - учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Коррекционно – развивающие:

 - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

 - развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

 - воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

 - Здравствуйте.

Артикуляционная гимнастика.

 - А сейчас давайт подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьми зеркало, поставь их перед собой и начнем делать упражнения.

 - «Улыбка» – «трубочка»

 - «Лопаточка»

 - «Иголочка»

 - «Лопаточка» – «Иголочка»

 - Молодец. Отложи зеркало в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

 - Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

 - Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

 - Посмотри на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

 - Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

 - Давай вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давай еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодец.

 - Теперь посмотри, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

 - Так,нам нужно будет поймать звук [а]. Когда  его услышишь, хлопни в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин.                          Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас,                                            Показывают 10 пальцев.

А он один.                                            Показывают один палец.

Эта долька – для ежа.                         Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа.                 начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.                       Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!!                Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда!                  «Бегут»  пальцами по столу.

Итог занятия.

 - Аня, кто приходил сегодня к нам на урок? (кукла Аня)

 - Назови первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])

 - Каким цветом обозначается звук [а]?

 - Что понравилось больше всего?

Тема: «Знакомство со звуком «у» и буквой «У»

Цель: Познакомить со звуком и буквой «У».

Задачи:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».

2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.

3. Развивать слуховое внимание. Развивать мелкую моторику.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У»

(из азбуки), палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

- назови с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

- назови какое сейчас время года.

1. – Молодец. Сегодня на уроке  мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:

Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла   Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.

Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                                      Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,                      Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.

II. Основная часть.

3. —  у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя?

Уля приготовила задание.

Послушай и назови  первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

- Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

- Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотри на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».

4. Артикуляция звука.

- Давай вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносит с разной силой голоса – тише, громче.)

- Повтори за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

- Какой звук слышно в стихотворение чаще других?

5. Работа в тетрадях– Посмотри на картинки внимательно и назови их.

- Обведи в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

- Молодец, названия этих картинок начинаются на звук «У».

– Задание выполнили. Вспомни, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

7. Игра «Один-много».

- Я буду называть предмет, а ты много. ( Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

8. Знакомство с буквой «У».

- Послушай стихотворение:

«У» — сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

- Посмотри, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

- Найди букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуй ее красным карандашом. Почему красным?

- Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

9. – потрудились и пальчики устали, давай их разомнем.

Нарисуй в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак».

10. Выкладывание буквы «У» из палочек.

- Сколько понадобилось палочек?

11. Напечатай букву «У» в своей тетради.

Ш. Итог занятия, оценка .

-  Вспомни с каким звуком мы сегодня познакомились на уроке?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем?

- Что понравилось больше всего?

- Молодец, хорошо занималась, слушала внимательно, отвечала на вопросы!

Тема: «Выделение звука У из начала слова.»

Цель: научиться четко артикулировать и произносить звук У; знать характеристику и артикуляционный уклад этого звука

Задачи:

  1. Выделять начальный ударный гласный звук У из слов;
  2. Познакомиться с буквой У, печатать букву У в тетрадях;
  3. Тренироваться в определении положения звука У в начале и середине слова;
  4. Учиться выделять 4 лишний предмет, находить общее в оставшихся предметах.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Предметные картинки (утка, удав, утюг, ухо, утенок, умывальник, паук, улей, буквы, петух, кухня, ива, дуб, будильник, автомат, туфли).
  • Зеркала.
  • Демонстрационная карточка с буквой У.
  • Тетради, карандаши.
  • Разрезная азбука.

Образователь-

ная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Коммуникация

Коммуникативная  деятельность

1. Отгадывание загадок.

Под дождем она гуляет, 

Щипать травку обожает, 

Кря кричит, Все это шутка, 

Ну конечно это - … (утка)

2. Беседа.

Одна – утка, а когда их много – то это …. (УТКИ)

А как зовут детеныша утки - … (УТЕНОК)

А когда их много, то это…. (УТЯТА) 

УУУУТКА – какой первый звук в этом слове ?    - У.

Мы сегодня будем повторять звук У и выучим букву У.

Физическая культура

Двигательная деятельность

3. Пальчиковая гимнастика. 

А утка – это кто? – Домашнаяя птица. 

Давайте вспомним пальчиковую игру про домашних птиц. 

Гуси, куры и индюшки

Наклевалися петрушки, 

Закусили лебедой 

Побежали за водой. 

(все пальчики попеременно «здороваются» с большим в такт стихотворения). 

4. Артикуляционная гимнастика. 

2 год обучения – гимнастика на верхний подъем языка.

- лопаточка

- чашечка

- грибок

- вкусное варенье

- лошадка

- качели и др.

Коммуникация, Социализация

Игровая деятельность

5. Игра «Четвертый лишний».

На экране (на доске) утка, корова, лошадь, свинья. 

- Кто лишний?  - Утка

Почему? Утка – домашняя птица, все остальные – домашние животные – млекопитающие. (не птицы). 

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

6. Ситуативный разговор, беседа. 

Выделение начального ударного гласного У из слова

УУУУУтка . Какой первый звук в этом слове?   - У .

Длительное произнесение звука У , хором и индивидуально, тихо и громко.,наблюдение за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом;

Характеристика звука У: 

поется голосом, тянется,

 губы трубочкой, 

звук гласный, 

обозначается маленьким красным кругом .

Так как гласный — фишка красная. (этот материал – для детей не новый, поэтому дети могут отвечать сами).

Коммуникация,

Социализация

Игровая деятельность

7. Игра «Поймай звук У» . 

а) из ряда звуков: У, И, А, У, О, А, У, С, У, Ш, А, О, У и т.п.

б) из ряда слогов и звукосочетаний: УА, АМ, АУ, ОП, СУ, МУ, АС, УИ и т.п. 

в) из  ряда слов: умница, аист, удочка, иволга, учит, август, паук, курица, кот, петух, гамак.

8. Игра «Подари картинку со звуком У Ульяне»: (с куклой):

На экране (доске) картинки: утка, гусь, апельсин, иголка, улей, дуб, окна, облако, удав, умывальник, осы, ананас и др. (сколько есть)

Найти: утка, гусь, улей, дуб, удав, умывальник. 

Коммуникация

Коммуникативная деятельность

9. Ситуативная беседа. 

Где спрятался звук У в словах – утка, улей, удав, умывальник?  - в начале слова. 

А в словах – гусь, дуб?  - в середине слова 

(возможна работа с полосками для определения места звука в слове). 

Прохлопать слова, поделить их на слоги. 

Физическая культура

Двигательная деятельность

10. Физкультминутка. «Утята»

Возле речки пять утят в ряд на камешке сидят,
В воду пять утят глядят, а купаться не хотят.

Речетатив произносит учитель-логопед, дети только выполняют упражнения.

1. И. п. – стойка ноги вместе, руки, согнутые в локтях, перед грудью.  Имитация плавания стилем брасс на груди, затем на спине – темп медленный.2.  И. п. –  Имитация ныряния солдатиком (приседание, руки через стороны вверх - темп средний.

Коммуникация,

Социализация

Чтение художественной литературы

Социализация

Игровая деятельность

Коммуникативная деятельность 

Двигательная деятельность

11. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось», «Чего не стало» с картинками на звук У (смотри оборудование)

12. Знакомство с буквой У:

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Рассматривание карточки с буквой У,

отыскивание ее в разрезной азбуке, обведение контура. Печатание буквы на доске и в тетрадях.

Тема: «Чтение звукосочетаний АУ-УА.»

Цель:   

  • Произнесение и сопоставление звуков А—У.
  • Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА,
  • Воспроизведение звуковых рядов АУ, УА, АУА, УАУ, ААУ, АУУ...
  • Подбор картинок на изучаемые звуки.

Ход урока:

  • Повторяй за мной:Кукла Маша громко плачет: а-а-а, а-а-а.

          Покачать ее пора: а—аа, а—аа.

  • Малыш кричит:  уа-уа, кушать мне давно пора! Уа-уа. Уа-уа!
  • Паровоз гудит: у-у, у-у! Я ребят домой везу! У-у, у-у!
  • Ослик наш кричит: иа-иа, иа-иа! Мне домой идти пора! Иа-иа, иа-иа!
  • Мышка кошку увидала, громко мышка запищала: и-и-и, и-и-и.

          Ну-ка, кошка, уходи! И--,и--,и--!

  • Заблудился кот в лесу и кричит: ау, ау!

     Помогите мне, ребята,

     я  домой  уже хочу. Ау - ау, ау - ау!

  • Заблудился еж в лесу и кричит: «Ау-ау!»

          Мы ежонка повстречали, путь дорожку указали.

  • Не шумите, мыши, кошечка услышит!

          Тише, тише, тише! Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш!

  • Говорит жучок ежу: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

          Только выпустишь иголки, накажу, накажу!»

  • Гусь гогочет: «Га-га-га! Встала радуга-дуга!

          Ох, достать я не могу эту радугу-дугу!»

  • Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко!»

          Вот кукушка на суку говорит: «Ку-ку! Ку-ку!»

          Повторим с тобой легко: «Ку-ку-ку!» да «Ко-ко-ко!»

Прочитай слоги:

АУ-УА-АУ

Итог:

Какие слоги запомнила?

Что самое сложное на уроке?

Тема: «Звук о и буква о»» Выделение звуков О,А,У из начала слова.»

Задачи:

1. Познакомить с буквой «О». Вырабатывать навык четкого произношения звука «О».

2. Учить выделять звук «О» из ряда других гласных,учить выделять звук «О» в начале, середине и конце слов

3. Развивать фонематический слух. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление

Материалы:

красный круг, карточка с буквой «О» (из азбуки), картинки на звук «О», фишки красного и синего цвета, карточки для определения места звука в слове,  рабочие  тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

-  назови слова на звук «О».

1. – Молодец. Посмотри на картинки. Назови их:

Осень, овощи, облако.

- Какой звук слышится в этих словах в начале слова?

- С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться со звуком  «О».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

- Давай вместе произнесем звук «О».

- Это какой звук?

- Почему?

- А какие звуки ты уже знаешь?

- Какие они?

- Почему их называют гласными?

- Каким цветом обозначаем звук «О»?

3. «Подними красный кружок, если услышишь «О»

А  У  О  И  Э  О  У  У  И  О  А  О

4. Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережком,                    «Идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому.                   
переваливаясь.
Вела детей за собою,
И малого, и большого,          
Загибают безымянный и большой палец.
И среднего, и меньшого,       Загибают средний палец и мизинец. 
И самого любимого.             Загибают указательный палец.

5. Игра «Запомни и назови»

 4 картинки с изображением птиц: утка, лебедь, аист, ласточка.

- посмотри на картинки. Кто это? Давай назовем каждую картинку. А теперь я убираю картинки, а вы мне скажи какие картинки мы только что рассматривали и называли.

6. Работа в тетрадях

- Найдите букву «О» в своей тетради, в правом верхнем углу. Проведи по ней пальчиком (обведи).

- На какую геометрическую фигуру она похожа?

7. Упражнение «Сосчитай и назови»

- Сосчитай и назовите звуки в слогах:

ОМ             МО             МУ             МА            АМ             ИМ

- Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

8. Чтение слогов в тетрадях.

9. Игра «Много — один»

Кольца – кольцо           седла – седло                колеса — колесо

Зерна – зерно                крылья – крыло            окна — окно

Стекла – стекло          перья — перо

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «О», «А», «У», «И».

11. Игра «Где спрятался звук?»

- Я буду называть слова, а ты скажи, где в этом слове встречается звук «О» и на карточках обозначит: в начале, в середине или в конце слова.

Окна, сон, кол, крыло, бор, осень, перо.

Ш. Итог урока, оценка.

- вспомни, о каком звуке мы сегодня говорили на уроке?

-Какой это звук?

- Каким цветом обозначаем?

- Что понравилось больше всего?

Тема: «Звуки [ м ],[ м ’]. Буква М, м.

Цель: Познакомить со звуками [м], [м’], буквой М ,м.

Задачи: * Развивать логическое мышление, память.

         * Прививать умения слушать друг друга, дружить.

         * Воспитывать бережное отношение к животным.

Знакомство с буквой:

   а) согласные звуки[м], [м’] – на письме обозначают буквой М, м (-эм)

   б) печатание буквы. М, м:

    *На что похожа буква М?

   В нашем классе тоже есть мальчик МИША и девочка МАША.

   Они познакомят вас с буквой М, м:

  Игра. “Живые буквы” ( Дети показывают букву М).

    Взялись за руки друзья

    И сказали: ты да я –

    Это мы.

    А между тем.

    Получилась буква М.

    Взявшись за руки, мы встали,

    И на М (эм) похожи стали.

                            (В. Степанов)

    Палочка и палочка,

    Между ними галочка.

    И понятно сразу всем:

    Получилась буква М!

                (Г. Ванюхина)

6. Чтение слогов ( учебник с. 62 ):

   МА---МЯ---МО---МЁ---МУ---МЮ---МЫ---МИ

   МЭ---МЕ---МУ---МЮ---МА---МИ---МЭ---МЁ

   МО-МЯ—МЫ-МИ

7.Вставь недостающую букву в слово ( Презентация « Веселый зоопарк». Слайд 1,2)

8. Игра “ Доскажи словечко” ( Презентация « Весёлый зоопарк». Слайд 3-11 )

9. Работа с учебником с.63:

а) чтение слов в столбиках:

ум        умы        мама

мы        яма        мимо

– Какое слово из прочитанных называют самым дорогим и родным для любого человека ? (мама)

б) составление предложений:

Моё имя…

Имя моей мамы…

   

 в) соотнесение предметной картинки и слов:

блузка - моя; велосипед – мой; ведро – моё; платье – моё; кубики – мои

   

 г) работа с текстом:

 *  чтение стихотворения В. Орлова  Кто кого

– Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил певый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили!

– Я дружил.

– И я дружил.

– Что же вы не поделили?

– Я забыл.

– И я забыл.

∙        Чему  учит нас это стихотворение ? (  Не ссориться по пустякам. Уметь дружить)

4. Итог урока.

Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие.

Давайте подведем итог этого путешествия.

– Что нового узнали на уроке? ( Познакомились с новыми звуками [ м ] [ м ’],буквой М, м).

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Тема: «Чтение прямых слогов с буквой М.» Чтение слогов-слияний с буквой М.»

Цель: 

  • Четкое произнесение и характеристика звуков.
  • Выделение первого и последнего согласного звука  М.
  • Побор картинок на изученные звуки.
  • Звуковой анализ и схемы слогов типа , АМ,МА, МУ,УМ,ОМ,МО…
  • Работа с букварём.

Ход урока:

     Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий:

                         а) Наша Таня громко плачет

                          Уронила в речку… (мячик),[ м’ ]

                       б) Руки мыть пошла Людмила,

                         Ей понадобилось… (мыло) [ м ]

                       в) Без работы хоть убей

                          Жить не может… (муравей) [ м ]

                       г) На полу скребется… (мышка)

                         Спит в берлоге бурый … ( мишка) [ м’ ]

                      д) Мальчик мал и очень мил.

                         Он водичкой руки… (мыл) [ м ]

     * Чему учит нас этот мальчик Миша? ( Быть чистоплотными и аккуратными). 

Физ. минутка

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание – руки вверх).

Ей не просто жить на свете

Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево).

Но рябинка только гнется,

Не печалится – смеётся.

(Наклоны в стороны).

 

Работа с кассой.Чтение слогов.

Итог.

Тема: Звук «с» и буква «С»

Цели и задачи урока:

- Познакомить учащихся  с буквами С,с.

- Формировать умение выделять звуки [с], [с’].

- Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения.

- Прививать интерес к чтению.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-  Если хочешь много знать,
   Многого добиться

   Обязательно читать

   Должен научиться! (С. 2)

_  , посмотри Аня внимательно, кто у нас сегодня в гостях? (Мудрая сова).

-Молодец!

II. . Сообщение темы и цели урока.

-Она пришла к нам на урок с интересными загадками. Будем отгадывать загадки? А теперь слушаем ее внимательно.

1.Отгадывание загадок.

Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)

Верещунья белобока,  а зовут её … (сорока)

Ответы правильные.

-Какой звук встречается во всех этих словах? (с)

-Какой воздух выходит из шарика?(С-с-с…)

-Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (о звуках с, с').

-Правильно!

Правильная артикуляция звука «С».

-Когда мы произносим этот звук:

-губы принимают положение следующего гласного;

-зубы сближены на расстояние около 1 мм;

-кончик языка упирается в нижние резцы;

-спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому   выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам;

- боковые края языка прилегают к внутренней стороне   верхних коренных зубов;

- нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке   глотки, так что образует препятствие для выхода    воздуха через нос;

-голосовые связки разомкнуты.

-Звук [с] бывает мягкой и твердой.

-Что мы узнали о звуках с - сь?

(с) – согласный, глухой, твёрдый.

(сь) – согласный, глухой, мягкий.

III. Работа над новым материалом.

1. Игра «Узнайте звук».

-Хлопай, если услышишь в слове звуки [с], [с’]: слон, семечки, корова, миска, фара, лисица, нора, автобус, малина, Карлсон.

- Объясните, где находится звук: в конце, начале, середине слова.

2. Знакомство с новыми буквами.(С.7)

(показ букв С с)

- На что похожа буква? (С.8)

(Чтение учителем стихотворений)

Радугою до небес                                   Полумесяц в небе темном

Изогнулась                                              Буквой С повис над домом.

Буква «С».

Напрягла

Свои бока -

Подпирает

Облака.

2.Речевая зарядка.

Са-саса — в лесу бегает лиса.

Со-со-со— у Вовы колесо.

Усь—усь—усь — на лугу пасется гусь.

Су-су-су — холодно в лесу.

Си—си-си — сук в руке неси.

3.»Доскожите словечко».

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки.

Дайте снег! Готовы…(санки)

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …(собака)

На шесте-дворец,

Во дворце-певец,

А зовут его…(скворец)

-Какой звук слышится вначале у этих слов?

-Молодец!

IV. Физкультминутка.

Разминка с музыкальным сопровождением.

(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим

(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни. 
2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»). 
3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют текст

V. Закрепление изученного материала.

1.Развитие навыков звукового анализа.

Определи, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале ,в середине или в конце слова.

Стул, собака, самолет, сирень, сосиска, стрекоза, снеговик, слон. 

2. ) Выбери предмет  в названии которого есть звук [cь] ? ( раздаются картинки)

3.Запомните слова со звуком [с] , которые встретятся вам в сказке.

“Свинья в гостях”.

Однажды собака пригласила свою соседку свинью на обед .Накрыла в саду стол, красивую скатетерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе- сосисок нажарила с салом.

Свинья была очень довольна за такое угощение.

-Спасибо тебе сосед! Приходи и ты к нам в гости.

-Какие слова запомнили в сказке со звуком  [с]?

Подведение итогов урока.

1.Найди все буквы С.

2.Работа над вопросами.

- С какой буквой сегодня  познакомились?

-Какой звук обозначает буква С?

- Чему научились на уроке?

- Что интересное было на уроке?

- Что осталось непонятным?

Тема: « Звук» и» буква И.»

Цели: 1.Рзвитие фонематических процессов.

             2.Обучение соотнесению звука с буквой.

Задачи:

Дидактические: 1.Формировать умение соотносить звук И, букву И, познакомить с артикуляцией и  характеристикой звука И.

 2.Обогащать словарь существительных, прилагательных по теме «Ягоды»,    активизировать словарь по теме «Домашние животные. Птицы».

Коррекционные: 1.Развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук И среди других звуков, в  слогах, в словах; фонематический анализ и синтез - на основе упражнений в определении места звука И в слове, в составлении слова из заданных звуков.

2.Развивать пространственно-временные представления.

3.Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную, слуховую, тактильную память.

Воспитательные:  работать над формированием положительной мотивации к занятиям.

Оборудование: презентация «Звук и буква И» - приложение 1, кассы букв, цифровой ряд,    зеркала, рис.1 – буквы И

Ход занятия:

Орг.момент:

Ответьте предложением:

-Какое сейчас время года? Какое сегодня число, месяц? Какой день недели? Будет завтра?

1.Речевая разминка, развитие пространственных представлений.

Работаем по правилу:

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

 Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.»

-Поставь на локоток правую руку, закрой правой рукой правый глазик, правое ушко; поставь на локоток левую руку –закрой левой рукой левый глазик, левое ушко …

2.Введение в тему, развитие навыков анализа и синтеза.

Мы оказались на звуковой дорожке

Назови картинки, выделите 1 звук из их названий: груша –г, овощи –о. самолёт –с, тигр –ть, индеец –и. Какое слово получилось?

3. Развитие пространственных представлений.

Действительно, к нам пришли гости: Ира, Игорь и бабушка Инна.

-Посмотри на их фотографии, найди и расскажи, пользуясь пространственными понятиями.(левый верхний угол…)

-Что общего в их именах?

Самый главный гость  -звук И.

4.Работа над артикуляцией. Развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.

Научим всех гостей правильно произносить звук И- зеркала, артикуляция И –проверка –

Произносим И громко, тихо, шёпотом. Характеристика  звука И.

Поймай для гостей звук И – хлопни в ладоши:

А,и,о,у,ы,и,э,ап,их,ан,ну,ни,ты,ти,дом,мир.

Соотнесём звук И с буквой И:

Руки – на локоток, взяли карандаш: «Пальцы дружно вверх глядят, превратиться в И хотят».

-На что похожа буква И? Откуда и куда идёт «поясок»?

Возьмите карточку,

Проверьте правильность выполнения – (слайд5).

5.Развитие внимания, памяти:

-прочтите для наших гостей слоговые цепочки, запомните и повторите их. (слайд6)

Сделайте вывод о том, как звучит согласный перед И.

6.Активизация словаря, развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ира и Игорь на летних каникулах были в деревне у бабушки Инны. Вышли Ира и Игорь на хозяйственный двор, а по двору гуляют-индюк, свинья, утки, куры, гуси.

Обобщите, исключите лишнее. (лишнее -2 варианта: свинья, куры)

-Возьмите цифровой ряд. Покажите место буквы И в оставшихся словах – названиях картинок.

7.Физкультминутка:

Отдыхаем вместе с гостями:

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая-

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядках сорняки

И друг дружку моют.

Две сестрицы. Две руки –

Правая и левая.

Воды моря и реки

Загребают, плавая.

-В каких словах услышали И?

- Что изменилось на хозяйственном дворе?

8.Обогащение словаря, развитие фонематического восприятия, соотнесение звука и буквы.

Ира и Игорь, когда гостили у бабушки, часто ходили в лес за ягодами.

Называем, если услышите звук И,

Ягоды: малина, клюква, смородина, земляника, черника, морошка, брусника, голубика. И. Вспомните, какие это были ягоды. Назовите, какое варенье сварила бабушка Инна из этих ягод: из малины –малиновое…   Молодец!

9.Итоги

Долго Ира и Игорь вспоминали про отдых у бабушки Инны. Какую букву они больше всего полюбили? Возьми ручку, пропишем в воздухе И заглавную, и строчную.

Понравилось ли тебе на уроке? Почему?

Тема: Звуки [х], [х'], буквы Х, х.

Цель: изучить  Х, х (её внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание её по прописям, способы соединения с другими буквами); формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух; воспитывать  в духе уважения к труду хлебороба, бережного отношения к хлебу.

                                       

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв.

Давай отгадаем загадку.

  1. Чтение загадки

           Что за будильник:

Живой -  с гребешком,

Крыльями машет,

А ходит пешком. (Петух)

- Какой звук мы слышим на конце отгадки?

( Звук [х])

- Какой это звук?

( Согласный, глухой)

- Попробуем подобрать к нему парный.

- Какой же вывод мы можем сделать о парности звука [х] по звонкости – глухости? 2. Звуко – буквенный анализ слова петух.

- Произносим слово отгадку. Сколько слогов в слове? (Пе – тух 2 слога). ([п'итух] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога)

- А если петухов много, как мы их называем? (Петухи).

- Что можно сказать о новом звуке в словах петухи? (Согласный, мягкий [х'])

- А теперь сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звуки [х], [х'], буквы Х, х»).

Вывод.

- Значит, [х], [х'], которые мы сейчас выделили, могут быть мягкими, но непарными по звонкости – глухости (всегда глухие).

II.            Работа над буквами Х, х.

  1. Знакомство с буквами Х, х по азбуке.

- Мы познакомились со звуками [х], [х']. Эти звуки обозначаются буквами Х, х (ха).

- Как  думаешь, на что похожа буква Х? Послушай стихи об этой букве.

     На что похожа буква Х?

     Х – забавная игрушка,

     Деревянная вертушка –

     Ветру вольному подружка.

                               (В. Степанов)

     Не рогаты мы, не злы,

     Ко'злы мы, а не козлы'.

     Держим мы в руках бревно,

     Чтоб не выпало оно.

                            (Е. Тарлапан)

  1. Отработка навыка письма букв Х, х.

«Письмо» в воздухе; «Письмо» пальцем на ладошке; «Письмо» по образцам; Письмо по прописям Письмо букв Х, х.

  1. Письмо узора и слов с буквами Х, х
  2. Физкультминутка.

Хомя - хомя - хомячок

Полосатенький бачок …

   Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать. Если этого звука нет, быстро убегаем (на месте) от предмета.

   (Называю слова: холод, каток, хоккей, хитрая, самолет, машина, мох, пар, запах, шипеть, хруст, бревна, выход, халат, черепаха, хмель, хлопок).

IV.         Работа по теме: «Труд кормит».

  1. Слово учителя.

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.

  1. Беседа.
  • Кто растит хлеб? Как называют крестьянина, который растит именно хлеб? (Хлебороб)

Профессия хлебороба очень нужная и почетная. Она никогда не  устареет.

  • Что надо делать весной? (Весной важно пахать и сеять).
  • А летом? (Летом надо ухаживать за посевами).
  • Приближается осень. И что надо делать? (Надо собирать урожай).
  • Что приходит на помощь? (Тракторы, комбайны, машины). Комбайн и жнет, и молотит, и веет. А машины убранное зерно увозят на элеватор. На элеваторе делают муку. И на хлебозаводе пекут хлеб, батоны, сладости. Потом их направляют в магазины. И мы покупаем хлеб. Вот только после такой долгой дорожки хлеб появляется у нас на столе!
  • Слава хлебу на столе! В музее истории Ленинграда (Санкт- Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной в мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.

V.              Итог  урока.

- С какими звуками и буквами мы познакомились? О каком продукте мы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Коммуникация. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».

Конспект занятия. Коммуникация.  Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: Чтение рассказа  К. Ушинского «Петушок с семьей».Цель: Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводит...

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"

Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....

Конспект занятия по чтению художественной литературы "Чтение произведения В. Бакалдина «Стихи о хлебе».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе. Тема недели   &laq...

Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему " Чтение сказки К. Чуковского " Мой Додыр"

Конспект занятия Чтение художественной литературы Тема:"Чтение сказки К. Чуковского "Мойдодыр"Воспитатель: Соловьева Людмила АлександровнаЦель: Познакомить детей со сказкой К...