Конспекты занятий по звукопроизношению и обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Жохова Ольга Владимировна

Конспекты занятий составлены в порядке прохождения букв по букварю Н.С. Жуковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук А31 КБ
Microsoft Office document icon Буква А28 КБ
Microsoft Office document icon Звук У31.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква У29 КБ
Microsoft Office document icon Звук О31.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква О23.5 КБ
Microsoft Office document icon Звук И26.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква И28 КБ
Microsoft Office document icon Звук М28.5 КБ
Microsoft Office document icon Звук МЬ28.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква М27.5 КБ
Microsoft Office document icon Звук С31.5 КБ
Microsoft Office document icon Звук СЬ31.5 КБ
Microsoft Office document icon Буква С28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук А».

Цели: 1. подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения

                пространственно-временных представлений;

            2. учить определять позицию звука А в словах (начало, конец слова);

            3. знакомство с понятием «гласный звук»;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком А (начало слова и конец слова, обязательно: айсберг, зима, весна, аист, апельсин), слова-полоски, наборы для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук А.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком А в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука А.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук А – гласный звук.

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука А в слогах и словах (дети поднимают букву А, если в слоге или слове есть звук А):

- ам, ом, им, ма, са, ар, ур, ор, ра, па, хи, ха, хо, ах;

- автобус, зима, осень, антилопа, кот, кит, Аня, аптека, укроп, весна, аист, рука, нос.

5. Определение места звука А в словах (с помощью слов-полосок и буквы А).

а) Коллективная работа.

Ребенок у доски произносит слово со звуком А, ведя пальцем вдоль полоски (предварительно уточняем, где у полоски начало, а где конец). Остальные дети делают вместе с ним.

Слова: апельсин, зима, аист, весна, айсберг.

б) Самостоятельная работа.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А, АА, ААА, Ааа, ааА, АааА и т.д.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Алины».

На доске картинки с изображением слов, начинающихся на А, У, И, О, Э. Задание: «подарить» Алине картинки, начинающиеся на звук А.

8. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква А».

Цели: 1. знакомство с буквой А;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы А, лист с изображением буквы А в правильных и неправильных вариантах.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук А.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука А.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук А – гласный звук.

4. Знакомство с буквой А.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве А, рассматривание иллюстрации, буквы А;

Букву А узнать легко –

Ноги ставит широко.

б) на что похожа буква А;

в) рисование в воздухе буквы А – игра «Волшебная палочка»;

г) знакомство с кассами;

д) расположение буквы А в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

а) Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

А, АА, ААА, Ааа, ааА, АааА и т.д.

б) массаж рук карандашами.

6. Игра «Найди правильную букву» (А) – предупреждение дизграфии.

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы А в тетрадях.

9. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук У».

Цели: 1. подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения

                пространственно-временных представлений;

            2. учить определять позицию звука У в словах (начало, середина и конец слова);

            3. закрепить понятие «гласный звук»;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком У (начало слова, середина и конец слова, обязательно: утконос, укроп, улитка, кенгуру, какаду), слова-полоски, наборы для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающиеся на звук У.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком У в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука А.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук У – гласный звук.

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука У в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук У):

- ум, ом, им, му, су, ар, ур, ор, ру, по, хи, ха, хо, ух;

- автобус, умница, осень, улица, усы, кит, лук, кенгуру, укроп, какаду, туча, хочу.

5. Определение места звука У в словах (с помощью слов-полосок и красного круга).

а) Коллективная работа.

Слова: ухо, Ульяна, пух.

б) Самостоятельная работа.

Слова: иду, бегу, урок, дуб, умный, кенгуру, найду.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: У, уу, Ууу, уууУУ, УууУ и т.д.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Ульяны».

На доске картинки с изображением слов, начинающихся на А, У, И, О, Э. Задание: «подарить» Ульяне картинки, начинающиеся на звук У.

8. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква У».

Цели: 1. знакомство с буквой У;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы У, лист с изображением буквы У в правильных и неправильных вариантах.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук У.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука У.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук У – гласный звук.

4. Знакомство с буквой У.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве У, рассматривание иллюстрации, буквы У;

У – как у зайчонка ушки,

Эти ушки на макушке.

б) на что похожа буква У;

в) рисование в воздухе буквы У – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы У в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

а) Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: У, УУ, УУУ, Ууу, ууУ, УууУ и т.д.

б) массаж рук шариками су-джок.

6. Игра «Найди правильную букву» (У) – предупреждение дизграфии.

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы У в тетрадях.

9. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук О».

Цели: 1. подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения

                пространственно-временных представлений;

            2. учить определять позицию звука О в словах (начало, середина и конец слова)

            3. закрепить понятие «гласный звук»;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком О (начало слова, середина и конец слова), слова-полоски, наборы для звукового анализа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающиеся на звук У.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком О в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука У.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук О – гласный звук.

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука О в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук О):

- ум, ом, им, му, су, ар, ур, ор, ру, по, хи, ха, хо, ух;

- автобус, умница, осень, улица, усы, кит, лук, окна, пальто, кенгуру, укроп, какаду, туча, хочу.

5. Определение места звука О в словах (с помощью слов-полосок и красного круга).

Слова: пальто, окна, окно, дом, обувь, эскимо, тепло, овощи.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

Ход игры.

Дети и логопед садятся в круг. Логопед произносит гласные звуки, отхлопывая ритм в ладоши. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: О, Ооо, ооО, оОООо и т.д.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Оли».

На доске картинки с изображением слов, начинающихся на А, У, И, О, Э. Задание: «подарить» Оле картинки, начинающиеся на звук О.

8. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква О».

Цели: 1. знакомство с буквой О;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы О.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук О.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука О.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук О – гласный звук.

4. Знакомство с буквой О.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве О, рассматривание иллюстрации, буквы О;

О похожа на кольцо,

Или, может, на яйцо..

б) на что похожа буква О;

в) рисование в воздухе буквы О – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы О в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

а) Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

б) массаж рук шариками су-джок.

6. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

7. Печатание буквы О в тетрадях.

8. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук И».

Цели: 1. учить определять позицию звука И в словах (начало, середина, конец слова);

            2. закрепление понятия «гласный звук»;

            3. развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком И (начало слова, середина и конец слова, обязательно – ирис, иволга), звуковой поезд.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающиеся на звук О.

2. Уточнение пространственно-временных представлений.

На доске – ряд картинок (со звуком И в начале слова).

- Какая картинка первая? Назови.

- Какая картинка последняя?

- Какая картинка вторая?

- Какая картинка стоит между … и … ?

- Какая стоит после …?

3. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука О.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук И – гласный звук.

- Какие еще гласные звуки вы знаете?

4. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука И в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук И):

- ум, ом, им, ым, мо, си, ар, ур, ир, ру, по, их, ох, лы, ли;

- иголка, ананас, какаду, игрушка, стекло, ива, Ира, лук, сапоги, метро, иволга, кит, утюги, шары, шарики, был, бил, Игорь.

5. Определение места звука И в словах (с помощью слов-полосок и красного круга).

Слова: иду, сапоги, испугался, кит, иголка, туфли, Тима, интересный.

6. Динамическая пауза.

Игра «Стучалочка» - тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

- Звуки я сказать хочу и в ладоши постучу.

И, ИИ, иИИ, ИИи, иииИ, иИиИ, ИиииИ.

7. Развитие фонематического слуха – игра «День рождения Иры».

8. Определение места звука И в словах – игра «Звуковой поезд».

Дети размещают картинки со звуком И в три вагона:

- И в начале слова;

- И в середине;

- И в конце слова.

9. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква И».

Цели: 1. знакомство с буквой И;

            2. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,

                мелкой моторики.

Оборудование: кассы букв; тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы И, лист с изображением буквы И в правильных и неправильных вариантах, ослик Иа.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто придумает слова, начинающееся на звук И.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звука И.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком.

Звук И – гласный звук.

4. Знакомство с буквой И.

- Мы сегодня познакомимся с буквой И.

- Чем отличаются звук от буквы? (звуки слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

а) чтение и заучивание стихотворения о букве И, рассматривание иллюстрации, буквы И;

Два столба на пути.

Чтобы вышла буква И,

Ты от левого столба

Вверх дорожку проведи.

б) на что похожа буква И;

в) рисование в воздухе буквы И – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы И в кассах (гласные располагаем справа).

 

5. Динамическая пауза.

Массаж рук пружинками.

6. Игра «Найди правильную букву» (И) – предупреждение дизграфии.

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Звукобуквенный анализ сочетания: ИА.

- Ребята, к вам пришел ослик Иа. Он просит вас написать его имя.

9. Печатание буквы И в тетрадях.

10. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук М»

Цели: 1. четкое произнесение и характеристика звука М;

           2. определение места звука М в слове;

           3. закрепление понятия «твердый согласный»;

           4. развитие мелкой моторики, фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуком М, наборы для звукового анализа, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: ам-ом-им

                                   ом-им-ум

                                             ум-им-ам и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

а) отгадывание звуков А, И, У, О по артикуляционной позе;

б) произнесение: тихое – громкое;

в) характеристика этих звуков, обозначение;

г) игра «Эхо» (назвать последний звук): весна, тепло, бегу, иду, смотри, мухи, шуба, какаду, стекло, хочу, метро, девочки, ложка.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: дым, дом, гном, альбом, аквариум.

4. Знакомство со звуком М.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы сжаты, воздух частично идет в нос (вибрация);

   - характеристика: согласный (почему), твердый, обозначение.

5. Игра «Живые звуки» (АМ, ОМ, ИМ, УМ).

6. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука М в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук М):

- ум, ом, им, ым, мо, ми, ар, ур, ир, ру, мо, их, ох, лы, ми;

- иголка, дом, молоко, сок, помада, стекло, мёд, мышка, лук, альбом, метро, утюги, мак, шарики, дым, малыш, нос, сумка

7. Динамическая пауза.

С мячом – «Посчитай» (дом, гном, альбом).

8. Определение места звука М в словах – игра «Звуковой поезд».

Дети размещают картинки со звуком М в три вагона:

- М в начале слова;

- М в середине;

- М в конце слова.

9. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком М.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук МЬ»

Цели: 1. определять позицию звука МЬ в словах (начало, середина и конец слова);

            2. закрепление понятия «согласный мягкий звук»;

            3. дифференциация звуков М и МЬ;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком МЬ, наборы для звукового анализа, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: ми-ме-мя

                                   ме-мя-мю

                                             мя-мю-мё и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

а) активизация знаний о гласных звуках; их обозначение;

б) – С каким согласным звуком мы уже познакомились? (М)

Уточнение артикуляции, характеристика, обозначение.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: мел, мёд, мишка, мясо.

4. Знакомство со звуком МЬ.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы сжаты, воздух частично идет в нос (вибрация);

   - характеристика: согласный (почему), мягкий, обозначение.

5. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука МЬ в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук МЬ):

- им, ми, мо, ми, ас, ум, мя, ру, ме, их, ох, лы, ми;

- камень, дом, молоко, сок, помада, стекло, мёд, мышка, мишка, альбом, метро, утюги, мак, шарики, дым, малыш, нос, сумка

6. Динамическая пауза.

Массаж пальцев пружинками.

7. Дифференциация звуков М и МЬ – игра «День рождения Маши и Миши».

8. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком МЬ.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква М».

Цели: 1. знакомство с буквой М;

            2. закрепление понятий «твердый и мягкий согласный»,

            3. дифференциация понятий «звук – буква»,

            4. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,  

               мелкой моторики.

Оборудование: кассы, наборы для звукового анализа, тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы М.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: мука, молния, мечта, мышка, мишка, мелкий, молоко, мусор, милый, мёд, медсестра, машина.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звуков М и МЬ.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком. (А, О, И, У)

Звуки, которые нельзя петь, тянуть и громко крикнуть – согласные звуки.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки означаем синим цветом, мягкие – зеленым.

М – твердый согласный, МЬ – мягкий согласный.

Звуки М и МЬ «дружат» и обозначаются одной буквой – М.

4. Знакомство с буквой М.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве М, рассматривание иллюстрации буквы М;

Мостик в речку провалился,

В букву М он превратился.

б) на что похожа буква М;

в) рисование в воздухе буквы М – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы М в кассах (согласные располагаем слева).

 

5. Динамическая пауза.

Массаж рук шариками су-джок.

6. Анализ у доски слогов: АМ, ИМ, МИ (дети выполняют на месте)

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы М в тетрадях.

9. Итог.



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук С»

Цели: 1.четкое произнесение и характеристика звука С;

           2.определение места звука С в слове;

           3. закрепление понятия «твердый согласный»;

           4. развитие мелкой моторики, фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуком С, наборы для звукового анализа, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: ас-ос-ис

                                   ос-ис-ус

                                             ус-ис-ас и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

- Давайте вспомним, какие вы знаете гласные звуки (А, О, У, И)

- Каким цветом мы их обозначаем?

- А какие вы знаете твердые согласные? (М)

- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?

- Придумайте слова со звуком М.

- Какой вы знаете мягкий согласный? (МЬ)

- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?

- Придумайте слова со звуком МЬ.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: сок, сом, сухари, санки, сыр.

4. Знакомство со звуком С.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы в улыбке, язычок внизу, зубы почти сомкнуты, голосок спит, хол. струя воздуха;

   - характеристика: согласный (почему), глухой (голосок спит), твердый, обозначение.

5. Игра «Живые звуки» (АС, ОС, ИС, УС).

6. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука С в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук М):

- ус, ом, ис, ыс, мо, пи, ас, са, зы, ир, су, зо, ис, ох, сы, си;

- каска, сом, молоко, стол, зубы, стекло, мышка, нос, осы, альбом, стекло, Зоя, матрос, шарики, кокос, малыш, сумка, семечки

7. Динамическая пауза.

С мячом – «Посчитай» (сом, кокос, сумка).

8. Определение места звука С в словах – игра «Звуковой поезд».

Дети размещают картинки со звуком С в три вагона.

9. Игра «Исправь Звукоежку»

- Звукоежка съел последний звук С. Добавь его и скажи, что у тебя получилось:

НО… - ребенок: С, НОС

КОКО…-

АРИКО…-

МАТРО…-

ЛЕ…-

ПЁ…-

РИ…-

ПАРУ…-

ВКУ…-

КВА…-

ГОЛО…-

ТРУ…-

АРБУ…-

10. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это глухой звук или звонкий?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком С.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук СЬ»

Цели: 1. определять позицию звука СЬ в словах (начало, середина и конец слова);

            2. закрепление понятия «согласный мягкий звук»;

            3. дифференциация звуков С и СЬ;

            4. развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки со звуком СЬ, наборы для звукового анализа, кассы, зеркала.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто повторит: си-се-ся

                                   се-ся-сю

                                             ся-сю-сё и т.д.

2. Закрепление ранее пройденного материала.

 – С каким твёрдым согласным звуком мы уже познакомились? (С)

Уточнение артикуляции, характеристика, обозначение.

3. Введение в тему – отгадывание изучаемого звука после выделения из слов: сел, сядь, сильный, сироп.

4. Знакомство со звуком СЬ.

   - произнесение звука логопедом, детьми хором и каждым индивидуально;

   - уточнение артикуляции: губы в сильной улыбке, язычок внизу, зубы почти сомкнуты, голосок спит, хол. струя воздуха;

   - характеристика: согласный (почему), глухой (голосок спит), мягкий, обозначение.

5. Игра «Внимательные ушки» - развитие фонематического слуха.

Определение наличия звука СЬ в слогах и словах (дети хлопают в ладоши, если в слоге или слове есть звук СЬ):

- ис, си, со, си, ас, ум, мя, ру, се, ся, ось, зы, зи, усь, ша, сю;

- синий, стекло, шапка, зима, нос, носик, метро, золото, красивый, шарики, Сима, малыш, нос, сюда

6. Динамическая пауза.

а) Массаж пальцев пружинками.

б) Игра «Кукла и Таня»

Таня куклу мыла и сама мылась.

Таня куклу причесывала и сама…

Таня куклу одевала и сама …

Таня куклу обувала и сама…

Таня куклу купала и сама…

Таня куклу умывала и сама…

Таня куклу катала и сама…

7. Дифференциация звуков С и СЬ – игра «День рождения Сани и Симы».

8. Игра «Исправь Звукоежку»

- Звукоежка съел последний звук СЬ. Добавь его и скажи, что у тебя получилось:

ЛО… - ребенок: СЬ, ЛОСЬ

ГУ…-

РЫ…-

БОЮ…-

ВЕ…-

МОЮ…-

БРО…-

БОРЮ…-

БРЫ…-

КУПАЛА…-

ОДЕВАЛА…-

ОБУВАЛА…-

9. Итог.

- С каким звуком мы познакомились?

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Это звук твердый или мягкий?

- Как обозначаем?

- Чем отличается звук от буквы?

- Припомните слова со звуком СЬ.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Буква С».

Цели: 1. знакомство с буквой С;

            2. закрепление понятий «твердый и мягкий согласный»,

            3. дифференциация понятий «звук – буква»,

            4. развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления,  

               мелкой моторики.

Оборудование: кассы, наборы для звукового анализа, тетради, карандаши, задания на листе, картинка с изображением буквы С.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: солнце, сяду, сироп, самовар, стул, седой, Сережа, Слава, семечки, светлый, светофор, сильный, сел, семь.

2. Повторение пройденного – характеристика и уточнение артикуляции звуков С и СЬ.

Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть – гласные звуки.

Гласные звуки обозначаем красным кружочком. (А, О, И, У)

Звуки, которые нельзя петь, тянуть и громко крикнуть – согласные звуки.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки означаем синим цветом, мягкие – зеленым.

С – твердый согласный, СЬ – мягкий согласный.

Звуки С и СЬ «дружат» и обозначаются одной буквой – С.

4. Знакомство с буквой С.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве С, рассматривание иллюстрации буквы С;

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

б) на что похожа буква С;

в) рисование в воздухе буквы С – игра «Волшебная палочка»;

г) расположение буквы С в кассах (согласные располагаем слева).

 

5. Динамическая пауза.

Массаж рук шариками су-джок.

6. Анализ у доски слогов: АС, УС, СИ (дети выполняют на месте)

7. Индивидуальная работа – выполнение заданий на листах.

8. Печатание буквы С в тетрадях.

9. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Презентация к лог. занятию по звукопроизношению и обучению грамоте."Звук <ЛЬ>. Гулливер в Лилипутии.

Цель данной презентации - не только выполнять обучающие задачи в игровой форме, но и расширить кругозор  детей, вызвать интерес к художественной литературе....

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Посвящение в следопыты"

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Посвящение в следопыты"...

Презентация к занятию по звукопроизношению и обучению грамоте "Звуки "З" -"С".

Игровые задания   с анимацией для дифференциации звуков "З"- "С"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Грамотеи спешат на помощь»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте«Грамотеи спешат на помощь»Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу « подготовка к обучению грамоте»; создать р...