Путешествие в страну звуков
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Коковина Любовь Борисовна

Кружок  "Грамотейка"   Формирование  необходимой готовности  к обучению грамоте в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_zvukov.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной  совместной деятельности  по  обучению грамоте

                                 Подготовительная группа

Тема: «Путешествие в страну звуков»

Программное содержание:

образовательные: 

1.-Закрепление умения  определять положение звука в слове (начало, середина, конец)

2.- Закрепление умения работать со  звуковыми схемами слов

3.- Упражнять  в составлении слов из данных слогов

4- Делить   на слоги  трех –  четырехсложные слова.

5- Развивать умение реконструировать буквы

6.-Закрепить умение детей придумывать предложения и составлять соответствующую схему.

7. Упражнять в отгадывании ребусов

8. Учить находить границы предложения, выделяя начало и конец.

Развивающие:

1..Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.

2.Продолжать развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом; оценивать результат работы с помощью педагога, исправлять допущенные ошибки.

3.Развивать коммуникативные умения: помогать друг другу при выполнении заданий, выражать свои действия в речи.

Воспитательные:

1.воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу

2.Прививать интерес к обучению в школе

Здоровьесберегающие:

-продолжать учить детей  следить за своей осанкой; развивать органы дыхания: межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, укреплять диафрагму; правильно выполнять движения при игре с мячом.

Материалы к занятию:

 Демонстрационный:  Карта для составления слов из слогов, схема – ребус слова (тетрадь). 

раздаточный: карты  с заданием для каждого ребенка (задание на определение место положения звука в слове, карты для подбора  звуковой схемы слова к определенной картинке), конверт с письмом, , мяч, фишки  красного, синего, зеленого цвета для звуко – буквенного анализа.  Ручки, карандаши.

                                             Ход занятия

Оборудование: перед доской столы, 4 мольберта  с обозначением  названия улиц и с заданиями справа и слева от доски.

Воспитатель: - Ребята, к нам на занятия приходили феи Гласа и Согласа, а сегодня  они пригласили нас к себе в гости  в свой город звуков.

Ну, что, готовы отправиться  в город звуков?.

(Ответы детей)

Воспитатель: - Сегодня  в путешествие я предлагаю отправиться на воздушном шаре! Но с начала его необходимо надуть.

Дыхательное упражнение:

Дети встают в круг на ковре и повторяют за воспитателем:

-  Воздух через нос легко вдыхается

   И животик, словно, шарик, надувается.

   Выдыхаем долго, сделав трубочкою рот

   И сдувается, как шарик, наш живот.

- Вот мы и надули свои шары, а теперь полетели. (Дети идут по кругу)

Воспитатель: - А теперь, подняли руки через стороны вверх, опустили со звуком Ш-Ш-Ш. Так наш  шарик сдулся и приземлился на землю.

Задание 1.

Воспитатель; Ребята, вот мы, и прилетели в страну звуков. (Дети осматриваются)

- Посмотрите, что это?

Дети подходят к мольберту, обращаю внимание на красный домик.

Воспитатель: - Мы попали с вами на улицу Гласная. Почему она так называется?

 Дети:  Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Воспитатель: - Да на этой улице в этом красивом доме живут звуки и фея Гласа.  Назовите звуки этого дома.

(Дети называют гласные звуки)

Воспитатель; - Молодцы, ребята! Идем дальше.

Дети переходят к следующему мольберту.

Воспитатель: - А теперь мы попадаем на другую улицу – Согласную, здесь живет фея Согласа. Здесь два домика. Ребята, как вы думаете, какие звуки  живут в синем домике?

Дети: В синем домике живут согласные твердые звуки.

- А какие звуки живут в зеленом домике?

Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки

Воспитатель: - Ребята, а чем звуки, которые живут на улице Гласная, отличаются от звуков улицы - Согласной?

Дети: гласные звуки поются, тянуться, а согласные произносятся коротко.

Воспитатель: - Каждый звук обозначается определенной буквой. Ребята, скажите, чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки - произносим и слышим, а буквы - видим и пишем.

Задание 2.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы скоро пойдете в школу и  Феи приготовили для вас  интересные игры и задания.

Зимою в школу он бежит,

а летом в комнате лежит,

Как только осень настает,

Меня он за руку берет.  (портфель)

Воспитатель: Портфель пока пустой. Сегодня мы с вами будем собирать портфель в школу, играть со звуками и буквами, словами и предложениями. Будем готовиться к школе.

 

Выкладывание звуковых схем.

Воспитатель: Подойдите к столам и выложите звуковые схемы названий тех предметов,  которые есть на картинках.  Девочки к столу, который справа от нас, а мальчики – к столу, который слева.

На столе у девочек:  - картинки с изображением куклы, мишки, карандашей, кубик

На столе у мальчиков:- автобус, робот, самолет, кораблик

(Во время работы дети объясняют, как они выкладывают)

Воспитатель: Молодцы! все сделали правильно. Положим эти предметы в портфель?

Дети: Нет, это игрушки.

Воспитатель: Почему нельзя, мне кажется, что кое – что нам в школе пригодится.

Дети: Карандаши (кладем карандаши в портфель)

Задание 3. Определение места звука в слове  (начало, середина, конец)

Воспитатель:  (работаем с этими же картинками, раздаю детям звуковые домики)

Ребята, возьмите звуковые домики. Девочки определяют местонахождения звука (К), мальчики звука (О)

Задание 4. Деление слов на слоги.

Воспитатель: А сейчас каждый берет  картинку с изображением игрушки и карандашей, и поселите их в слоговые домики.

   

         

----

    ----     ----      

     

 ---   ----   ---

 

     

Задание 5.

Восстановление букв по элементу. Замена в слове одной буквы.

 Воспитатель:

Крошки – птички сели в ряд,

И словечки говорят   (буквы)

Буквы вам пригодятся в школе?

Дети: Да,

Воспитатель: Положим их в портфель? Только с ними что-то случилось. Стирательная резинка (ластик)  стерла часть букв. Помогите их восстановить. Возьмите карандаши и почините буквы.

(Вопросы  детям)

- какие буквы ты починил?

Дети: Я починил буквы Д и Т. (Б и П, В и Ф, Ш и Ж, К и Г, С и З)

Воспитатель: Резинка испортила не только буквы, но и слова. Догадайтесь, какую букву стерла резинка?

(Детям предлагаются слова:  ко..ы, ..ости, ..очка, ..ата, у..и.)

Ну, что кладем буквы в портфель?

Дети:  да, они в школе нужны.

Задание 6.

Воспитатель:  А вот эти слова рассыпались на слоги. Соедините слоги так, чтобы получились слова.  (Дети составляют слова: ре-зин-ка, пе-нал, ли-ней-ка, руч-ка, крас - ки)

Кладем эти предметы в портфель?

Дети: Да, они нужны.

7. Физминутка:  

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились,

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно,

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой -  это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Задание 8.  Отгадывание ребусов

Воспитатель:  Нужно поставить буквы по порядку и прочитать слово, которое получилось.

(дети составляют слово – тетрадь)

А

Е

Т

Р

Ь

Т

Д

5

2

1

4

7

3

6

Воспитатель:  Чтоб было, где писать,

                        в школе нам нужна тетрадь.

Задание 9. Составление предложений по схемам.

Воспитатель: (На доске нарисована схема предложения из четырех слов). Ребята, придумайте предложение со словом тетрадь, так чтобы оно подходило к этой схеме.

-Сколько слов должно быть в предложении?

- Придумайте предложение из трех слов и запишите в тетради.

 Ну что кладем тетрадь в портфель?

Дети: в ней пишем, она нужна.

Задание 10. Работа с текстом. Выделение границ предложения в деформированном тексте, исправление ошибок.

Воспитатель:  Открыть свою тайну  любому готова,

                но ты от нее не услышишь ни слова.     (Книга)

-Что можно прочитать в книге?  

Дети;  сказки, стихи, рассказы)

Воспитатель:  Я нашла один рассказ, но не могу понять, о чем он. Послушайте.

Лена читает.  книгу Ваня. пишет слова дети. учатся.

- Что здесь неправильно?

Дети: Неправильно расставлены точки, потерялись большие буквы (дети исправляют ошибки)

Воспитатель:  Кладем в портфель книгу с рассказами?

11. Итог:

Воспитатель:  Да ребята, наш портфель стал тяжелее, вспомните, что мы туда положили. ( дети перечисляют).

-Вам понравилось в  городе звуков ?

-А чем мы занимались?

Дети:  Играли со звуками, словами, предложениями, готовились к школе.

Феи: Молодцы , вы справились со всеми заданиями, вы способные, умные  ребята, удачи вам в школе!

Воспитатель:  А сейчас мы попрощаемся с феями и нам пора  возвращаться в детский сад. Проходим на ковер и надуваем наш воздушный шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

«Звук И. Путешествие в страну звуков с Винни Пухом и Осликом Иа»

«Звук  И. Путешествие в страну звуковс Винни Пухом и Осликом Иа»...

Конспект 1 часть по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие в страну звуков. Звуки Ч и Ц"

Тема «Путешествие в страну звуков. Звук Ч и Ц» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстети...