Конспект в подготовительной группе ДОУ для детей с ТНР "Путешествие по сказке Гуси -лебеди"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

 «Коммуникация» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

№ 7 «Улыбка»

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

С.А.Сенникова, учитель-дефектолог

г.Советский

Тема: «Путешествие но сказке «Гуси -лебеди»

Цель: Продолжать формировать у детей фонетико - фонематическое восприятие и грамматический строй речи.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникация (развитие всех компонентов устной речи: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической формы).

Социализация (развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).

Музыка (развитие умения сочетать слова, движения, в соответствии с музыкой).

Виды детской деятельности и формы работы:

проблемно-поисковая (решение проблемной ситуации);

игровая (дидактические игры, массаж биологически активных зон в парах под музыкальное сопровождение);

коммуникативная (беседа, подводящий диалог).

Формы организации детей: групповая

Коррекционно - образовательные задачи:

  • закрепить знания о гласных и согласных звуках;
  • закрепить умение находить место звука в словах;
  • развивать грамматический строй речи;
  • закрепить умения делить слова на слоги;
  • совершенствовать диалогическую, устную речь.

Коррекционно —развивающие задачи:

  • развивать фонематический слух детей.
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;

Коррекционно - воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать слабым;
  • воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.

Предварительная работа; выполнение звукового анализа слов, игры на развитие грамматического строя речи, составление предложений с предлогами.

Индивидуальная работа: следить за произношением звука Р в словах у Насти П, за произношением звуков Ш, Ж. Р в словах у Дениса Н, звука С - у Айнура Б, звука Ш - у Саши С.

Место проведения: музыкальный зал.

Количество детей: 14 детей.

Оборудование: проектор, дерево-яблоня, столы

Демонстрационный и раздаточный материал: яблоки, конверт с письмом, картинки, печка, поднос с пирогами, речка с рыбками, тарелочки, фишки синего, зелёного, красного цвета, предметные картинки.

Ход занятия.

Учитель-дефектолог: в народном костюме сказочницы.

Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся путешествовать по сказке. (Вокруг себя повернусь и в сказке окажусь) А по какой сказке, угадайте:

У Алёнушки — сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси - лебеди).

Проектор (картинка русской народной сказки «Гуси - лебеди»)

Учитель-дефектолог. Правильно гуси - лебеди.

Ребята, нам пришло письмо от Аленушки.

Здравствуйте, ребята! Злые гуси-лебеди унесли братца Ивашечку к Бабе Яге. Помогите мне. Выполните задания Бабы-Яги и она вернет мне братца.Стрелки покажу вам путь к избушке Бабы Яги

Учитель-дефектолог. Поможем Аленушке? Я поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, повторите волшебные слова, которые помогут нам попасть в сказку.

Та-та-да - ждут нас в сказке чудеса!

Ка-ка-га Да-да.-та- Да-та- Па-ба-па— Ба-па —

Ба-па-ба - начинайтесь чудеса

(Пойдемте по стрелке) Посмотрите, какая чудесная полянка. Как много разных цветков.

Задание 1.« ПОЛЯНКА»

Каким цветом обозначаем гласные звуки?(красным)

Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки?(синим)

Каким цветом обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

«Выложи из цветков сочетания, которые я произнесу АУ AM АУИ (анализ и синтез сочетаний)

Задание 2«ЯБЛОНЯ».

Как называется дерево, которое растет на полянке? (яблоня)

Что растет на яблоне?(яблоки, срывает яблоко и читает детям задание, дети работают с предметными картинками)

«Определить позицию звука в словах» (конверт с картинками)

Какой звук находится в начале слова? (картинки - арбуз, дом, собака, кот).

Какой звук находится в конце слова? (2 картинки - банан, машина).

Молодцы! Справились с заданием, все у нас с вами получается. Ну что, ребята, наше путешествие продолжается. Пойдем по стрелке.

Задание 3 «РЕЧКА». «Прохлопай, сколько слогов в слове?»

Учитель-дефектолог.В речке плавают волшебные рыбки, чтобы продолжить путь нужно выполнить задание.

- Прохлопайте, сколько слогов в слове? (У детей картинки: де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги.

«Баба - Яга» Массаж биологически активных зон

(гимнастика в парах, под музыкальное сопровождение)

Учитель-дефектолог. Подойдите ко мне, вставайте в кружок парами, дети произносит слова, показывая движения).

Музыкальное вступление:                        ладошки соединены, движения под музыку.

1. В темной чаще есть избушка                           (из рук делают окно)

    В темной чаще есть изба

    Стоит задом наперед                                                2 раза (поворот вокруг себя, с

                                                                                    притопами, руки на поясе)

     У избушки есть окошко                                       (из рук делают окно)

     У избушки есть окно

      Мы стучим в ее окошко                                          2 раза (поочередно стучат

      Мы стучим в ее окно                                          кулачками по кистям руг напарника

2. В той избушке есть старушка                   (хлопки по щечкам)

     Бабушка Яга живет                                       (растираем ладошками щечки)

          Нос крючком                                       (массаж носа, указательными

                                                                        пальчиками)

       Глаза большие                                         (массаж бровей ,пальчиками)

Словно угольки большие                                  (кулачками потираем глазки)

Ух сердитая какая!                                      2 раза  (стучим кулачками по коленям)

Напугает всех ребят                                    2 раза  (стучим кулачками по коленям)

Задание 4 «Печка» «Один и много» ( картинки)

Учитель-дефектолог. А вот и печка, устали (садимся на стульчики).

Берет пирожок (импровизация с горячим пирожком и читает задание, работа с картинками)

Молодцы выполнили задание.

Задание 5. «Где лежит пирожок?» (составление предложений с предлогами: в, на, под,

за, с, из)

Пирожок лежит в печке.

Пирожок лежит на печке.

Пирожок лежит под печкой.

Пирожок лежит за печкой.

Пирожок упал с печки.

Пирожок достал из печки

Задание 6. «Штриховка избушки»

Учитель-дефектолог. Ой, ребята, смотрите что это? Находит возле печки перышко.

Ребята, гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Переворачивает перышко, да здесь же загадка, отгадаем?

На опушке,на дорожке,

Стоит дом на курьих ножках (изба Бабы Яги).

Стучат в избушку Бабы Яги..

Баба-Яга, Кто там..фу -фу-фу - русским духом пахнет.

Учнтель-дефектолог. Баба Яга мы выполнили все твои задания. Отдай сестрице братца Ивашечку.

Баба-Яга. Молодцы, справились с заданиями, отпущу Ивашечку, когда Аленушка придет, а вам сюрприз (под яблонькой раскраски и сладкие призы)

Дети: Вокруг себя повернусь в детском саду окажусь

Итог занятия. В какой сказке побывали? Чем запомнится вам наше путешествие в сказку? (ответы детей) Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? (ответы детей)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по РЭМП по сюжету русской народной сказки "Гуси лебеди"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по РЭМП по сюжету русской народной сказки "Гуси  лебеди".Задачи: Упражнять в решение задач и примеров на сложение и...

Конспект интерактивного открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе (в соответствии с ФГОС)«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Программное содержание:• Повторить содержание сказки.• Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .• Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закр...

Конспект занятия средней группе детского сада по познавательному развитию по сказке «Гуси-лебеди»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи: образовательных областей:Познавательное развитие:- Учить детей находить и назыв...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Гуси лебеди»

Программные задачи: учить детей понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте, развивать творческое ...

Итоговое занятие с ИКТ в подготовительной группе «Мы пойдем искать Иванушку» (по мотивам сказки «Гуси-лебеди»)

Итоговое занятие с ИКТ в подготовительной группе «Мы пойдем искать Иванушку» (по мотивам сказки «Гуси-лебеди»)...