итоговое занятие в старшей группе по обучению грамоте"Грамотные ребята"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

охотникова наталия валентиновна

итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе (закрепление проиденного материала предложение, от слова к звуку, звуковой анализ слов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе.

Тема: «Грамотные ребята».

Цель: Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке, делить слова на слоги, вычленять определенный звук в слове, называть гласные и согласные звуки. Развивать логическое мышление, связную речь.

Программное содержание:

  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
  • упражнять в чтении слогов, слов, предложений;
  • развивать интерес к учебным занятиям;
  • воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал и оборудование: иллюстрации из сказки «Гуси – Лебеди», иллюстрации печки, пирожки с вопросами, подборка  картинок с разным количеством слогов,  схемы предложений,  фишки для звукового анализа слов.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки). Давайте ее вспомним. “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?                                               - Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

Воспитатель:  Дети, хотите помочь девочке? (Да)

Воспитатель берет из печки «пирожки»  и читает вопросы.

Вопросы:

  • Из чего состоит предложение? (из слов)
  • Из чего состоят слова? (Из звуков)
  • Чем отличаются короткие слова от длинных? (В коротких словах мало звуков).
  • Назовите короткие, длинные слова. (Дом, кот, дерево, забор).
  • Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
  • Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»? (они поются)
  • Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
  • Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка  дала девочке пирожок, и указала куда гуси – лебеди полетели. А что же было дальше?

Дети: «Бежит девочка, видит: стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца».

Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Я скажу, если ты  выполнишь задания». (воспитатель предлагает составить предложения по картине и  схему предложения состоящую из трех слов ).

Воспитатель: Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке выполнить задание яблоньки. Побежала девочка дальше, вышла на полянку и решила отдохнуть. И мы тоже отдохнем.

Физминутка:

Лебеди летят,

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

Воспитатель: А на полянке девочка нашла картинки, их нужно разделить на три группы. 1 – слова состоящие из одного слога, 2 – состоящие из 2 слогов, 3 – из трех слогов. А что же дальше было?

Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.

Воспитатель: А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слов КОТ, УТКА».

Дети проводят звуковой анализ слова вместе с педагогом, выставляя квадратики на магнитной доске в соответствии со звуками в слове. По ходу выполнения педагог уточняет, какие звуки встречаются: согласные или гласные, твердые или мягкие.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка сказала девочке, где браться искать.

Итак, теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки. Давайте поможем девочки их открыть.

Назовите слова  со звуком С, Ж, Ш.  Какие это звуки ? ( Согласные)

Воспитатель: Вот и помогли мы спасти девочке братца. Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?

Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте. Пора нам возвращаться обратно в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Тема: «Путешествие в сказочный лес»

           В процессе работы сделала вывод, что можно достичь более высоких результатов, если проводить обучающую деятельность с использование...

Конспект итогового занятия в старшей группе по обучению грамоте "Маша идёт в школу"

Цель данного занятия - обобщить и систематизировать знания детей. Задачи: способствовать закреплению умения проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию, выделять ударн...

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте

Выявить у детей навыки звукового анализа слова....

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте

Это занятие поможет закрепить и повторить пройденный материал по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект итоговой НОД в старшей группе по обучению грамоте с использованием ИКТ. «Лесная школа»

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согл...

Конспект итоговой НОД в старшей группе по обучению грамоте с использованием ИКТ. «Лесная школа»

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согл...