НОД по грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Савенко Татьяна Львовна

«Звуковой анализ слова «мышка». Ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные. Заданный ударный гласный звук».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звуковой анализ слова "мышка"33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуковой анализ слова «мышка». Ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные. Заданный ударный гласный звук».

Дети сидят на стульчиках полукругом.

- Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь.

Всем ворам - воришка ...

Дети: Мышка.

- Верно! Молодцы! Часто мышей полевок можно встретить перебегающими в полях и местах, где есть скопление зерновых культур. Но и в частных домах мыши заводятся сами собой. Для прокорма мыши добывают себе пищу, а едят они все, начиная от газет и заканчивая кожаной обувью, а что уж говорить, если в доме имеются частые остатки пищи в виде черствого хлеба и крошек. Почему-то все привыкли думать, что мыши любят сыр, но, честно говоря, он не вызывает у грызунов такого большого восторга. Лучший корм для пушистых зверьков — зерно, шоколад, масло и т. д. А миф о невероятной любви к сыру возник, видимо, потому, что раньше хозяйки оставляли его в открытых местах на кухне, в кладовке. Поэтому и лакомились им мыши — не оставаться же голодными.

- А сейчас мы с вами проведем звуковой анализ слова «мышка».

Дети проходят за столы и садятся.

- Давайте прочитаем слово «мышка» так, чтобы услышать все звуки (дети работают на местах).

- А теперь нужно прочитать слово «мышка» так, чтобы услышать первый звук;

- второй звук;

- третий звук;

- четвертый звук;

- пятый звук

- Какой еще звук всегда твердый? (звук ж)

- Что мы знаем о звуке ш? (он всегда твердый)

Разбор слова

- Сколько всего звуков в слове «мышка»?

-Сколько гласных звуков?

- Назовите первый гласный звук?

- Какой второй гласный звук?

- Сколько твердых согласных звуков?

- Какой первый твердый согласный звук?

- Назовите второй твердый согласный звук?

- Назовите третий твердый согласный звук?

- Есть ли в слове мягкие согласные?

- А теперь нужно разделить слово «мышка» на слоги (вызываю детей).

- Теперь вспомните какое слово вы разбирали в прошлый раз? Правильно, это слово «мишка». В чем сходство и различия?

Дети называют.

-Молодцы! Справились   и с этим заданием.

Физкультминутка «Мышка»

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

 

Дети возвращаются на свои места.

- В слове «мышка» надо поставить ударение.

- Над какими звуками ставим ударение? (над гласными)

- Какой у нас ударный слог? (мыш)

- А какой безударный слог? (ка)

Игра «Какой звук остался?»

под диктовку:

- убираем фишку, обозначающую звук м;

- убираем фишку, обозначающую звук а;

- убираем фишку, обозначающую звук к;

- убираем фишку, обозначающую звук ы;

- убираем ударение

- Какой звук остался? (звук ш)

Игра «Магазин игрушек»

- А теперь мы с вами поиграем, я предлагаю вам игру «Магазин игрушек». Нужно будет вам «покупать» в этом магазине игрушки, название которых начинается на заданные звуки.

Дети «покупают» игрушки.

-Молодцы!

 Игра «Угадай-ка»

На доске прикреплены предметные картинки (олень, лиса, волк, рысь). Вразброс висят карты-схемы слов – названий картинок. Дети должны провести линии-указатели от схем к картинкам.

- Ребята, скажите, кто из этих животных не хищник?

Ответы детей.

- А теперь давайте попробуем сами нарисовать мышек, не переживайте если не все будет получаться, нам всегда помогут трафареты.

- Какое слово мы сегодня разбирали?

- В какие игры играли?

- Что было для вас более интересным?

- Что показалось сложным? Ничего страшного, если у вас были сложности, мы обязательно все повторим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты

Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...