Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе "Поможем Карлсону" с использованием интерактивной технологии «Корзина идей» и ИКТ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Елена Александровна Рыжикова

Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavat-rechevoe3.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Познавательно-речевое развитие дошкольников.
  2. Конспект занятия в подготовительной группе «Поможем Карлсону»

 с использованием интерактивной  технологии «Корзина идей» и ИКТ

Рыжикова Елена Александровна,

воспитатель высшей категории

ДС № 164 «Весточка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти, Самарская обл.

Задачи: 

Цель: Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».

  1. Программное  содержание:
  2. ОО «Познавательно-речевое  развитие»

1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.

3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.

4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.

5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.

7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.

  1. ОО «Социально-коммуникативное  развитие»
  2. 1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.

3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.

  1. ОО «Художественно-эстетическое  развитие»

1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.

2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений ( Карлсон) в процессе  восприятия художественной литературы.

Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»

Оборудование:  интерактивная  доска,  мультимедийный  проектор,  ноутбук. 

Демонстрационный  материал:

1. «Корзина идей» панно;

2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».

3. Конверт с заданиями:

        схемы предложений

        а) « __  __  |__  __»,  

        б) «__  __  __  __»,

        в) «__  __  __».

5. Карточки с буквами «Ц», «ц».

6. Касса букв с выученными буквами.

7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.

8. Экран для самоанализа.

9. Карточки с именами детей для самоанализа.

10. Игрушка  или картинка  с  изображением Карлсона.

Раздаточный материал:

1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».

2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.

3. Листы  для  чтения с  буквой «Ц — ц».

Ход:

        Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон    

с конвертом в руке.

        Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»  

        Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.

        Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»

I задание.

        

        Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?

Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?

Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.        

        Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»

        Дети: «Нет, не правильно.»

        Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»

        Дети: «В схемах допущены ошибки.»

  1. Не обозначена Большая буква в начале предложения.
  2. Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.
  3. Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.

        

        Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.

        Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»

        Дети предлагают исправленную схему:  « |__  __  __».

        Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»

         Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.

         Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из  конверта. 

II задание.

        1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».

        Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».

        Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.

        2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».

        Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»

Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.

        Дети: «Буквой «цэ».

        Воспитатель: «А какая это буква и почему?»

        Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»

        Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».

        Воспитатель: «Это какая буква?»

        Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».

        Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».

        Воспитатель: «А это какая буква?»

        Дети: «Это маленькая буква «цэ».

        Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»

        Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»

III задание.

        Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.

        Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.

        Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»

        Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»

Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является

первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.

        Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.

Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть.  Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»

ФИЗМИНУТКА  «Карлсон, смешной человечек»

 Смотри приложение презентацию.

Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.

        Воспитатель: « Продолжим выполнять  увлекательные задания!»

IV задание.

        Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.

        Воспитатель раздает всем по 1 листу.

        а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;

        б) Чтение столбиков с заданиями:

Воспитатель: Найдите:

В 1 ряду столбиков:

- в первом столбике первое слово;

- в первом столбике третье слово

- во втором столбике первое слово;

- во втором столбике второе слово;

- прочитать слова, которые начинаются с буквы «ц»;

- прочитать слова, которые заканчиваются на букву «ц».

Во 2 ряду столбиков:

- в первом столбике  прочитать слово с буквой «ц»;

- в третьем столбике прочитать слово, обозначающее животного, птицу.

        в) Работа над текстом «Год».

- Чтение по одному предложению по очереди.

- Задание: прочитать названия зимних месяцев;

                прочитать названия весенних месяцев;

                  прочитать названия осенних месяцев;

                  прочитать названия летних месяцев.

Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:

             Задание: Найти и прочитать названия месяцев с буквой «ц» (таких нет).

        г) Чтение и отгадывание загадок.

Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).

Задание: 1) прочитать загадку к этой отгадке (морковь); «Сидит красавица на улице, а  коса в темнице»

                2) прочитать загадку к другой отгадке (ножницы); «Два кольца, два конца, посередине гвоздик»

Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.

«Мама спит. Девочка  просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.

 «Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……

Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»

Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).

Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .

Подведение  итогов:

Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру  «По  звуковой  дорожке  слов».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в развитии дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие по городу профессий".

Игра - наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, их реальная жизнь  в обществе сверстников. Общение детей друг с другом...

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности  "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы с использованием технологий: ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Дикие животные зимой" для детей подготовительной группы

Программные задачи:— Формировать и обогащать представления детей о жизни диких (лесных) животных зимой.— Уточнять и систематизировать знания детей о жилищах, местах зимовки диких животных...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...