Главные вкладки

    "Дифференциация звуков Р - Л"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Савина Наталья Александровна

    Цель

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия  по подготовке детей  к  обучению  грамоте

     ( старшая  группа)

    Цель: Продолжать знакомить детей со звуками Р, Р, Л, Л, учить сопоставлять их, находить          

                сходство и различие, выделять эти звуки в словах.

                Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».

                Упражнять в чтении слогов с буквами Р и Л, назывании слов с данными слогами.

                Учить самостоятельно составлять предложения, определять количество слов в нём.

                Продолжать знакомить со схемой предложения.

                Учить выделять из фона знакомые буквы Р и Л, закрашивать их.

                Развивать внимание, фонематический слух.

    Материал: куклы Буратино и Мальвина, буквы Р и Л, «коврики» с цветными кружками (красные

                         и голубые), картинки на тему «Полезные продукты», карточки-схемы для

                         определения места звука в слове, цветные полоски для составления схемы

                         предложения, листы с заданием, карандаши синего цвета, ноутбук (слоги, картинки).

    Ход занятия:

    В: - Ребята, вы любите сказки? А кто ваш любимый сказочный герой?

         - Я сегодня к нам в гости пригласила Буратино, но его почему-то нет. Пойду поищу…

    Воспитатель выходит, затем возвращается – вносит куклу Буратино.

    Б: - Здравствуйте, ребята! Чем вы здесь занимаетесь? Я очень хочу научиться читать. Мы с

           Мальвиной тоже учим буквы и звуки. У меня даже есть любимый звук. Угадайте, какой.

    Буратино произносит чистоговорку:

    Ра-ра-ра- настала зимняя пора.

    Дети произносят чистоговорку громко и шёпотом, выделяют звук Р, Буратино показывает букву Р

    Б: - А у Мальвины другой любимый звук. Вот послушайте:

    Ло-ло-ло- есть у белочки дупло.

    Буратино показывает букву Л.

    Б: - Ребята, что вы видите перед собой – буквы или звуки? Помогите мне разобраться, чем

           отличаются буквы и звуки.

    Дети объясняют.

    Б: - А ещё Мальвина говорила, что все звуки делятся на какие-то группы, а я забыл, какие они

           бывают…   (гласные и согласные, твёрдые и мягкие)

    Б: - Ребята, скажите, а что общего у звуков Р и Л? ( они оба согласные, могут быть твёрдыми и 

           мягкими, произносятся при помощи язычка).

         - А чем они отличаются? ( язычок в разных позициях: при призношении звука Р он

          поднимается кверху и дрожит, а звука Л – крепко прижимается к верхним зубкам).

    Появляется кукла – Мальвина.

    М: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Буратино! Что ты здесь делаешь?

    Б: -  Я с ребятами учу звуки и буквы Р и Л.

    М: - А я знаю очень интересную игру с этими звуками. Ребята, вы хотите поиграть?

    Дети садятся за столы. Проводится игра «Укрась коврик».

    М: - Украшать коврик мы будем при помощи цветных кружочков, начиная с верхней строки слева

            направо. Я буду называть вам слова, а вы, если услышите в слове звук Р, положите на коврик

            красный кружок, а если звук Л – голубой кружок.  

    По окончании игры проверяется правильность выполнения задания.

    М: - Что-то Буратино заскучал. Буратино, о чём ты задумался?

    Б: -  Я забыл, что получается, когда два звука соединяются вместе…

    Включается ноутбук. Дети подходят к Буратино, читают слоги с буквами Р и Л, придумывают слова с ними, рассматривают картинки.

    Б: - Я совсем устал! Наверное пора отдохнуть…

    Физминутка.

    Буратино загадывает детям загадки, а дети отгадывают их и показывают отгадки при помощи жестов, мимики, движений, выполняют зарядку с Буратино:

         Буратино потянулся

                   Раз нагнулся, два нагнулся,

               Руки в стороны развёл –

                Ключик так и не нашёл…

                        Чтобы ключик нам достать,

                Надо на носочки встать.

    Б: - Что-то я проголодался! Сейчас бы чипсов поесть, Кока-колы попить…

    М: - Буратино, разве ты не знаешь, что всё это очень вредно для здоровья?

            Пойдём с нами, мы с ребятами расскажем тебе о продуктах, которые приносят пользу.

    Дети с Мальвиной подходят к выставке картинок «Полезные продукты». Мальвина предлагает детям выбрать продукты, в названии которых есть звуки Р,Р или Л,Л, при этом мальчики должны назвать продукты со звуком Р, а девочки – со звуком Л.

    Дети находят и называют слова, Мальвина уточняет, где находится выделенный звук в слове –

    в начале, в середине или в конце.

    Б: - Спасибо вам, ребята, я всё понял. Буду есть только полезные продукты.

           А Мальвина, хоть и бывает вредной, но всё равно она самая красивая и умная девочка на

           свете. Сейчас мне очень хочется сделать ей комплимент! Помогите мне придумать

           предложения со словом «Мальвина», так, чтобы ей понравилось.

    Дети называют предложения, определяют количество слов в них, Буратино на доске составляет схемы этих предложений, закрепляет понятия : заглавная буква в начале и точка в конце предложения.

    М: - Спасибо, Буратино, и вам, ребята! Я очень люблю комплименты!

            Ну, а тебе, Буратино, понравилось сегодня играть с ребятами? А с какими буквами ты

            сегодня познакомился?

    Б: -  Забыл…

    М: - Ребята, напомните Буратино эти буквы. А чтобы он их больше не забывал, я предлагаю вам

            найти и раскрасить эти буквы на волшебных листочках и подарить Буратино.

    Дети выполняют задание. Мальвина и Буратино благодарят ребят, прощаются и уходят.

    Возвращается воспитатель.

    В: - Ребята, я нигде не нашла Буратино. Он к вам сюда не заходил?

           Чем вы с ним занимались? Какие задания, игры вам понравились?

           Что было самым интересным? Самым трудным?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

    Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

    «Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

    Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

    конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

    Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

    Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

    Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ. Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]»

    Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать...

    Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

     Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...