Обучение элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Божева Татьяна Михайловна

В статье представлен опыт работы по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта. Система работы с детьми 4 года обучения была составлена в соответствии с рекомендациями Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта  Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_elementarnoy_gramote.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта

Учитель-логопед МДОУ Д/с № 43 г.Озерска Божева Т.М.

В связи с внедрением в ДОУ новой программы (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: «Просвещение», 2003.), на протяжении нескольких лет педагогический коллектив нашего детского сада занимался разработкой методического сопровождения к ней.  Как учитель-логопед, я взяла на себя инициативу разработать методическое обеспечение к разделу «Обучение элементарной грамоте». Эта работа в ДОУ VIII вида проводится с дошкольниками,  начиная с подготовительной к школе группе, когда у детей имеются интеллектуальные и речевые возможности  овладевать знаково-символическими средствами.

Отметим, что в предыдущей программе для детей с нарушением интеллекта О.П.Гаврилушкиной, Н.Д.Соколовой (1991г.) раздел «Обучение грамоте» совершенно не был освещен. В данной работе приходилось руководствоваться рекомендациями для дошкольников с нарушением речи. С выходом новой программы авторами были четко обозначены задачи обучения и воспитания по данному разделу, основное содержание работы по периодам обучения, показатели развития детей к концу учебного года.

 В настоящее время существует достаточно много методических разработок по данной теме для детей с речевой патологией. Но использовать этот материал целиком мы не можем, он нуждается в существенной переработке, адаптации. Поэтому возникла необходимость создания методического обеспечения к программе ДОУ VIII вида.  

Мной был составлен перспективный план работы, конспекты занятий на весь учебный год, картотека домашних заданий, рабочая тетрадь и наглядные материалы (дидактические игры, пособия) по обучению элементарной грамоте для детей с нарушением интеллекта 4 года обучения.

Задачи обучения элементарной грамоте:

  • Познакомить детей с понятием «предложение», «слово»,  «слог», «звук»
  • Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, готовой схеме
  • Учить анализировать предложение из 2-4 слов без предлога (определять количество, последовательность слов в предложении)
  • Учить делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове
  • Познакомить детей со звуками (и буквами) а, у, и, о; м, к, (п, т),с, р, ш
  • Учить выделять заданные звуки среди других; соотносить звуки с буквами; находить изучаемые буквы среди других, сходных по написанию
  • Учить выделять на слух слова с определенным звуком; находить на картинках предметы, названия которых начинаются на определенный звук
  • Учить детей определять первый гласный, первый и последний согласный звук в слове
  • Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце)
  • Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов.

Работа над предложением и элементарным слоговым анализом слова предлагается авторами нашей программы только в 1 периоде обучения. Но опыт работы показывает, что данный материал должен закрепляться с детьми в течение всего учебного года, чтобы усвоенные детьми навыки не были утеряны. Работа эта строится в соответствии с дидактическими принципами: от простого к сложному, последовательность и системность, повторяемость при изучении программного материала. Поэтому уже с 1 периода обучения и до конца учебного года мы организуем работу над предложением,  и параллельно этому во 2, 3 периоде обучения ведется работа по усвоению слогового состава слова.

Авторы программы предлагают следующую последовательность работы над звуком и буквой: во 2 периоде обучения – усвоение гласных а, у, и, о; в 3 периоде – согласных м, к, с, р, ш. Мы решили начать работу над звуком уже с 1 периода обучения, параллельно с работой над словом и предложением. На изучение каждого звука и соответствующей буквы отводится 2 занятия (по1 занятию в неделю). Так же мы имели смелость немного расширить изучаемый  материал: добавили 2 взрывных согласных п и т, т.к. на материале данных звуков хорошо отрабатывается выделение согласного в конце слова (по рекомендациям Г.А.Каше), а этот этап очень важен в работе с нашими воспитанниками.

В соответствии с вышесказанным, был составлен календарно-перспективный план работы по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта 4 года обучения.

Перспективный план работы по обучению грамоте /4 год обучения/

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Обследование

состояния знаний, умений и навыков детей на начало учебного года.

Обследование

состояния знаний, умений и навыков детей на начало учебного года.

Звук

- Звуки речевые и неречевые.

- Понятие звуки речи.

- Выделение заданного гласного звука из ряда других звуков.

Слово

- Понятие слово.

- Условное обозначение слова полоской.

-Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки (ознакомление)

- Дифференциация понятий звук – слово.

Октябрь

Звук и буква «а»

- Звучание, артикуляция, выделение голосом из слова.

- Понятие гласный звук.

Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета.

 - Выделение звука «а» из ряда других гласных.

 - Условно-графическое обозначение слов (повтор). - Знакомство с буквой «а»

Звук и буква «а»

- Выделение слов, начинающихся на звук «а» (под ударением) из ряда других слов, позиция звука (в начале слова) - схема.

- Буква «а», дифференциа-ция понятий звук – буква

 - Понятие предложение, составление предложений из 2 слов (сущ + глаг) по наглядной ситуации, определение количества слов с помощью абака.

Звук и буква «у»

- Звучание, артикуляция, выделение голосом из слова.

- Термин гласный звук, условное обозначение гласного звука.

- Выделение звука «у» из ряда других гласных.

- Знакомство с буквой «у».

- Термин предложение, составление предложений (из 2 слов) по сюжетной картинке, определение количества слов с помощью иллюстративно-графической схемы

Звук и буква «у»

- Выделение слов, начинающихся на звук «у» (под ударением) из ряда других слов, позиция звука (в начале слова) – схема.

- Буква «у», закрепление понятий звук – буква.

- Подбор слова к двустишию и определение в нем первого гласного звука под ударением.

- Составление предложений (из 2 слов) по пред-метной картинке, определение количества слов в предложение, обозначение их с помощью условно-графической схемы.

Ноябрь

Звуки «а», «у»

- Группировка картинок со звуками «а», «у».

-Определение первого гласного звука в словах, обозначение в схеме слова (позиция – в начале слова)

- Условное обозначение гласного звука (красным)

- Придумывание слов с заданным звуком.

-Буквы «а», «у»; закрепление понятий звук – буква.

-Звуковой анализ сочетаний ГГ (ау, уа).

-Составление предложений из 2 слов о предмете (игрушке), определение количества слов, обозначение их с помощью условно-графической схемы.

Звук и буква «и»

- Звучание, артикуляция, отнесение к гласным, выделение из слова.

- Выделение звука «и» (слова со звуком «и») из ряда других

- Выделение (называние) первого гласного звука в слове, определение позиции звука – схема.

- Звуковой анализ ряда ГГ(иа, аи, уа)

- Знакомство с буквой «и»

-Составление предложений из 2 слов без опоры на наглядность, анализ предложения (определение количества, последовательности слов в предложении, условно-графи-ческая схема).

Звук и буква «и»

- Отбор слов, начинающих на звук «и» по картинкам.

-Подбор слова к двустишию, определение в нем первого гласного слова под ударением.

- Придумывание слов с заданным звуком.

- Звуковой анализ ряда ГГ.

- Буква «и», закрепление понятий звук – буква.

- Составление предложений из 3 слов (сущ. И. п. + глаг. + сущ. В.п.) по наглядной ситуации, определение количества слов с помощью абака;

игра «Живые слова».

 

Звук и буква «о»

-Звучание, артикуляция, отнесение к гласным, выделение из слова.

- Выделение звука «о» (слова со звуком «о») из ряда других

- Выделение (называние) первого гласного звука в слове, определение позиции звука – схема.

- Звуковой анализ ряда  

ГГ (ои, ио)

- Знакомство с буквой «о».

- Составление предложений из 3 слов по сюжетной картинке, определение количества слов с помощью иллюстративно-графической схемы.

Декабрь

Звук и буква «о»

  • Отбор предметов по картинкам, начинающихся на звук «у».
  •  Подбор слова к двустишию и определение в нем первого гласного звука под ударением;
  • Придумывание слов с заданным звуком.
  • Звуковой анализ ряда ГГ;
  • Буква «о», закрепление понятий звук - буква.
  • Составление предложений из 3 слов по опорным картинкам, анализ, схема предложения.

Звуки «о», «у»

  • Группировка картинок со звуками «о», «у».
  • Определение первого гласного звука в словах, соотнесение гл. зв. (о, у) с буквами, нахождение соответствующей буквы при назывании педагогом слов с определенным звуком.
  • Выделение слов со звуком «о» в середине слова.
  • Зв. анализ ряда ГГГ (ауи)
  • Составление предложений из 3 слов о предмете (игрушке), определение кол-ва слов, обозначение их с помощью условно-графической схемы. 

Гласн. звуки (а, у, и, о)

  • Отличительные особенности гласных звуков, их условное обозначение.
  •  Определение первого гласного звука в словах, соотнесение гл. звуков с буквами, нахождение соответствующей буквы при назывании педагогом слов с определенным звуком.
  • Выделение слов со звуком «а» в середине слова.
  • Зв. анализ ряда ГГ, ГГГ.
  • Составление предложений из 3 слов без опоры на наглядность, анализ предложения, условно-графическая схема.

Обследование

состояния знаний, умений и навыков детей на середину учебного года

Январь

Каникулы

Звук и буква «м»

- Звучание, артикуляция, выделение из слова; сопоставление с артикуляцией гласных звуков.

  • Понятие согласный звук; опознават. признаки согл. звука; его условн. обозначение (фишкой синего цв.)
  • Выделение звука «м» из ряда др. согласных; слова со зв. «м» в начале из ряда др. слов, определение позиции звука в слове.
  • Зв. анализ ряда ГС(ам, ум)
  • Знакомство с буквой «м»
  • Понятие слог, деление двусложных слов (из открытых слогов) на слоги (части), обознач.  хлопком.

Звук и буква «м»

  • Отбор по картинкам предметов, названия которых начинаются на звук «м»; закрепление позиции (в начале слова) - схема
  • Придумывание слов с заданным звуком («м»);
  • Буква «м», закрепление понятий звук - буква.
  • Зв. анализ обратного слога ГС (ам, ом, ум)
  • Анализ предложений из 2-3 слов, условно-графи-ческая схема.
  • Деление трехсложных слов (из открыт. слогов) на слоги (части), пределение колич. слогов в слове.

Звук и буква «к»

  • Звучание, артикуляция, выделение из слова.
  • Термин согласный звук, его условное обозначение.
  • Выделение зв.«к» (слова со зв. «к») из ряда других.
  • Зв. анализ обратного слога ГС (ак, ок, у к)
  • Определение последнего согласного зв. в слове, обозначение в схеме

 (в конце слова) фишкой;

  • Знакомство с буквой «к»
  • Анализ предложений из 2-3 слов, условно-графи-ческая схема.
  • Деление 2-3-сложных слов на слоги, определение кол-ва слогов в слове

Февраль

Звук и буква «к»

  • Отбор по картинкам пред метов, названия которых начинаются на звук «к»
  • Придумывание слов с заданным звуком («к»).
  • Зв. анализ обратного слога ГС (ак, ок, ик).
  • Буква «к», нахождение среди других, сходных по начертанию букв.
  • Составление предложений из 4 слов по наглядной ситуации (сущ. И.п. + глаг. + сущ. В.п. + сущ. Д.п.), анализ предложения, условно-графическ. схема.
  • Деление 2-3 сложных слов на слоги, определение колич. слогов в слове.

Звук и буква «п»

- Звучание, артикуляция, отнесение к согласным,  выделение из слова.

  • Выделение зв. «п» (слога, слова со зв. «п») из ря-да других;
  • Зв. анализ и синтез обратного слога ГС.
  • Определение последнего согласного зв. в слове, обо значен. в схеме (фишкой);
  • Знакомство с буквой «п»
  • Составление предложений из 4 слов по сюжетной картинке (сущ. И.п. + глаг. + сущ. В.п. + сущ. Д.п), анализ предложения, условно-графическая схема.
  • Деление 2-3 сложн. слов на слоги, определение

количества слогов в слове.

Звук и буква «п»

  • Отбор предметов по картинкам , назван.  которых начинаются на звук «п».
  • Определен, последнего согласного звука в слове.
  • Определение позиции зв. «п» в слове (в нач., конце слова) с помощью схемы.
  • Зв. анализ и синтез обратного слога ГС.
  • Буква «п», нахождение среди других, сходных по начертанию букв.
  • Составление предложений из 4 слов по опорным картинкам, анализ предложения, условно-графи-ческая схема.
  • Деление слов на слоги, знакомство с односложными словами, определение колич. слогов в слове.

Звук и буква «т»

  • Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слова.
  • Выделение зв. «т», (слога, слова со зв. «т») из ряда других.
  • Зв. анализ и синтез обратного слога ГС.
  • Определение последнего согласного звука в слове, обознач. в схеме (фишкой).
  • Знакомство с буквой «т».
  • Составление предложений из 3-4 слов, их анализ, условно-графическая схема.
  • Деление 1-3 сложных слов на слоги, определение количества слогов в слове.

Март

Звук и буква «т»

  • Отбор предметов по картинкам, названия которых начинаются на звук «т».
  • Придумывание слов с  за-данным звуком («т»);
  • Определение позиции звука «т» в слове (начало, конец слова)
  • Зв. анализ и синтез обратного слога ГС.
  • Буква «т», нахождение среди других, сходных по начертанию букв.
  • Составление предложений по наглядной ситуации из 4 слов (сущ. И.п. + глаг. + сущ. В.п. + сущ. Т.п.), анализ предложения, условно-графическ. схема.
  • Деление 1-3-сложных слов на слоги, определение колич. слогов в слове.

Согл. звуки (м, к, п, т)

- Определение первого, последнего согласного звука в слове.

- Придумывание слов на заданный звук (с наглядной опорой).

- Звуковой анализ сочетаний ГГ, ГС (ау, иа, ам, оп) – повторение.

- Позиция звука («п») в слове (начало, конец) с по-мощью наглядной схемы

  • Составление предложений по сюжетной картинке из 4 слов (сущ. И.п. + глаг. + сущ. В.п. + сущ. Т.п.), анализ предложения, условно-графическая схема.
  • Деление 1-3-сложных слов на слоги; введение графической схемы слова.

Звук и буква «с»

-Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

  • Выделение зв. «с» (слога, слова со зв. «с») из ря-да других.
  • Определение первого согл. зв. в слове, обозначение в схеме (фишкой)
  • Знакомство с буквой «с»
  • Зв. анализ прямого слога СГ (са, со, су)
  • Составление предложений из 4 слов по опорным словам (картинкам), анализ предложения, условно-графическая схема.
  • Деление слов на слоги, определение колич. слогов в слове, графическая схема 1, 2, 3 хсложн. слов.

Звук и буква «с»

  • Отбор по картинкам предметов со звуком «с», определение позиции звука в слове (начало, конец) с помощью наглядной схемы;
  • Придумывание слов со звуком «с» в начале
  • Анализ прямого слога СГ (са, со, су)
  • Буква «с», нахождение среди других, сходных по начертанию букв.
  • Анализ предложения из 2-4 слов, условно-графи-ческая схема.
  • Деление слов на слоги, определение количества, последовательности (с помощью графической схемы) слогов в слове.

Апрель

Звук и буква «р»

- Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.

  • Выделение зв. «р» (слога, слова со зв. «р») из ряда других.
  • Определение позиции звука в слове (начало, конец) с помощью наглядной схемы;
  • Знакомство с буквой «р»
  • Зв. анализ прямых слогов СГ (ра, ру, ро)
  • Составление предложений из 2- 4 слов, анализ, условно-графичес. схема.  - Дополнение слов недостающ. слогом: маши(на), воро(на), мали (на)…; соба(ка), бан(ка), вет(ка)…

Звук и буква «р»

  • Отбор по картинкам предметов со звуком «р», определение позиции зв. в слове (начало, конец)
  • Придумывание слов со  звуком «р»
  • Вставление пропущен. буквы в слова (используя картинки с изображением предмета и подписан. его названием) - в позиции в начале и конце слова.
  • Зв. анализ и синтез прямых слогов СГ (ра, ро, ру)
  • Составление предложений по готовым схемам (из 2- 4 слов без предлога).
  • Дополнение слов недост. слогом («ры»: кома(ры), топо(ры), помидо(ры)…) 

Звук и буква «ш»

  • Звучание, артикуляция, отнесение к согласным, выделение из слов.
  • Выделение зв. «ш» (слога, слова со зв. «ш») из ряда других.
  • Определение позиции звука в слове (начало, конец) – схема; знакомство с позицией в середине слова
  • Знакомство с буквой "ш"
  • Зв. анализ  прямого слога ГС, СГ;
  • Анализ предложения из 2- 4 слов без предлога, условно-графическ. схема.
  • Подбор слов по заданной схеме («Слоговой поезд»)

Звук и буква «ш»

  • Отбор по картинкам предметов со звуком «ш», определение позиции звука в слове - начало, конец, (середина) с помощью наглядной схемы
  • Придумывание слов со звуком «ш».
  • Вставление пропущенной буквы в слова (используя картинки с изображением предмета и подписанным его названием).
  • Зв. анализ и синтез прямых слогов СГ (ша, шо)
  • Составление предложений по готовым схемам (из 2-4 слов без предлога).

Май

Обобщающее занятие

  • Отбор по картинкам предметов на заданный звук, определение позиции зв. в слове  с помощью наглядной схемы.
  • Определение первого звука в названии предметной картинки и нахождение соответствующ. буквы
  • Зв. анализ и синтез прямых и обратных слогов ГС,СГ.
  • Нахождение ошибки в двустишии, определение правильного места слов.
  • Подбор слов по заданной схеме («Слоговой домик»)

Обобщающее занятие

  • Придумывание слов на заданный звук.
  • Определение позиции зв. в слове - нач, кон, (серед)
  • Вставление пропущенных букв в слова, используя картинки с изображением предмета и подписанным его названием.
  • Зв. анализ и синтез прямых и обратных слогов.
  • Нахождение ошибки в двустишии, определение правильного места слов.
  • Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Обследование

состояния знаний, умений и навыков детей на конец учебного года

Обследование

состояния знаний, умений и навыков детей на конец учебного года

В соответствие с перспективным планом работы были составлены примерные  конспекты занятий с триединством задач, оборудованием, детальным описанием всех этапов занятия, предполагаемыми ответами детей. Предлагаем некоторые из них.

Тема: Звук и буква И  (1занятие)

Задачи:

     Закреплять правильное произношение звука и. Учить выделять звук и из ряда других гласных; голосом выделять звук и  в словах. Закреплять понятие гласный звук, его условное  обозначение. Познакомить детей с буквой И, продолжать учить различать понятия звук – буква.  Продолжать учить звуковому анализу сочетаний ГГ. Закреплять понятие предложение, учить составлять предложения из 2 слов по заданию педагога без опоры на наглядность, определять количество, последовательность слов в предложении, выкладывать условно-графическую схему предложения.

     Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание, память, мышление, речь (употребление специальных терминов, грамматически правильное оформление речевого высказывания).

     Воспитывать познавательный интерес, активность на занятии.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схема слова (полоска с тремя делениями),                                                          

                           символ гласного звука (фишки красного цвета), демонстрационная буква И,   

                           счетные палочки, условно-графическая схема предложения, мяч.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

     Сядет тот, кто правильно назовет, какой звук слышится в начале слова: азбука – а, утка – у, урок – у, автобус – а, альбом – а, улица – у…

Основная часть

2. Сообщение темы занятия:

     - Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой.  Я вам буду называть слова, выделяя голосом первый звук. А вы внимательно слушайте и угадайте, какой звук находится в начале этих слов (демонстрируется схема слова с красной фишкой в начале): Ира, ива, имя, иголка, игры, индюк, ирис, индеец... Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук и)

     

3. Произнесение звука, его характеристика.

     - Когда мы произносим звук и, губы растянуты в улыбке, воздух выходит свободно, не встречая преграды. Дети произносят звук.  

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам.

И скажите: «И-и-и –

Ротик к ушкам растяни!»

     -Какой это звук? (Гласный). - Почему звук и называется гласным? (Его можно петь, тянуть).  Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки? (Красного)

 

4. Выделение звука «и» на слух из ряда гласных.

      - Сейчас мы поиграем в игру «Кто самый внимательный?». Я буду произносить разные  звуки, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук и:   а, у, и, у, а, и, а, и, у …

 5. Произнесение слов со звуком «и», выделение «и» из начала слова.

       Детям предлагается произнести слово ива (при необходимости объясняется его лексическое значение), их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук и (демонстрируется схема слова с красной фишкой в начале).

 Дети хором произносят слово ива,  интонационно выделяя звук и. 

     - Какой первый звук в этом слове?  Скажем это слово еще раз все вместе.

Аналогично звук и выделяется из других слов (индюк, иголка, ириска, ирис, избушка, индеец, изюм, игрушки, Ира, Илья...)  Детям предлагается назвать и показать позицию звука на схеме (в начале слова).

     Далее педагог выставляет на доске картинки со звуком и в середине и конце слова (лист, миска, мишка, кит, носки, коньки…), четко произносит их названия, утрированно проговаривая звук и, обращается внимание детей на то, что и в этих словах есть звук и, но он находится в другой позиции (не в начале, а в середине или конце слова).

6. Звуковой анализ ряда ГГ (иа, ау, уа).

    - Ребята, кто из вас знает, как кричит ослик? (Иа)         И-а, и-а…- ослик так кричит всегда.

    - Послушайте еще раз внимательно: иа.  Сколько всего звуков я назвала? (Два).  Какой первый звук? (и). Какой второй звук? (а).  Педагог выкладывает фишками схему слова иа на доске, дети – на своих столах.

     

7. Физминутка

     - Предлагаю вам спокойно погулять по группе, а я в это время буду произносить разные звуки. Как только вы услышите звук и, то должны будете остановиться (упражнение повторяется 4-5 раз).

- А теперь по очереди хлопните в ладоши столько раз, сколько раз я произнесу звук и: и, и-и, и-и-и, и-и, и, и-и-и.                  

- Теперь покричим, как упрямые ослики. Я брошу мяч и назову первый звук в этом слове (и), а  вы, возвращая мяч, назовете второй звук (а). Какое слово у нас получится? (и-а, и-а…)

8. Знакомство с буквой и.                                                           

     - Звук и на письме обозначается буквой. (Выставляется демонстрационная буква И  красного цвета). Закрепляется правило:          

 Мы звук произносим и слышим,

 А букву мы видим и пишем.

- На что похожа буква И?

На калитку посмотри:

                                                              Чем она не буква И?

         Между двух прямых досок

  Одна легла наискосок.      

                                          В. Степанов                                                                   

 - Из каких элементов состоит буква И? (Из трех палочек)

 - Нарисуйте в воздухе букву И; выложите ее из палочек:

                                                             Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

                                           Т.Куликовская

9. Работа над предложением.

   А теперь мы будем составлять предложения. Вспомним, что предложения состоят из слов, слова в предложении дружат между собой и помогают нам что-то узнать.

     Я придумала такое предложение: Собака лает.  Педагог предлагает детям определить количество и последовательность слов в предложении. - Сколько всего слов в предложении? (Два) 

- Какое первое слово? (Собака). - Какое второе слово? (Лает). На доске выкладывается условно-графическая схема предложения: длинной полоской мы обозначаем предложение, короткими полосками - слова. Дети выкладывают схему предложения на столах.

      А теперь каждый из вас придумает свое предложение из двух слов. (Корова мычит. Кошка спит. Девочка идет. Самолет летит). Дети «читают» по схеме и анализируют предложения.

10. Итог занятия

     - С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

     - Назовите (вспомните) слова со звуком и.

Тема: Звук и буква И  (2 занятие)

Задачи:

     Закреплять правильное произношение звука и. Учить выделять слова со звуком и в начале из ряда других слов. Закреплять понятие гласный звук, его условное  обозначение. Продолжать знакомство детей с буквой И, учить различать понятия звук – буква. Продолжать учить звуковому анализу сочетаний ГГ. Учить подбирать слово к двустишию и определять в нем первый гласный звук под ударением. Закреплять понятие предложение, учить составлять предложения из 3 слов (сущ. И.п. +  глаг. + сущ. В.п.) по наглядной ситуации, определять количество, последовательность слов в предложении с помощью абака.

     Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание, память, мышление, речь (употребление специальных терминов, грамматически правильное оформление речевого высказывания).

     Воспитывать учебные навыки, познавательный интерес, активность на занятии.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схема слова (полоска с тремя делениями),                                                          

                           символ гласного звука (фишки красного цвета), демонстрационная и раздаточные буквы И, абак, мяч, игрушка – белка.  

Ход занятия.

 1.Организационный момент.

     Педагог предлагает  детям выбрать (каждый по одной) и назвать из предложенных картинок только те, которые начинаются на звук и, выделяя голосом первый звук (игрушки, утка, автобус, иголка, улитка, арбуз, изюм, индеец, индюк и т.д.)

Основная часть

2. Сообщение темы занятия:

     - Вспомните, с каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии (Звук и буква И)

3. Характеристика буквы И.

    - Вспомним, чем отличается звук от буквы?

        Мы звук произносим и слышим,

                                                         А букву мы видим и пишем.

   - Найдите в пеналах и покажите букву И.   Педагог т.ж. выставляет на доске демонстрационную букву И.                                       Молоток я раздобыл,

                                                                   Из дощечек букву сбил.

                                                                   Сколько здесь дощечек? – Три!

                                                                    –  А какая буква? – И.

                                                                                                                  Е. Тарлапан                                                                   

     - Из каких элементов состоит буква И? (Из трех палочек)

     - Напишем в воздухе букву И. (При выполнении этого задания педагог стоит спиной к детям)

     -У нас на доске Незнайка тоже учился писать букву И.  Посмотрите, как много букв он написал. Он очень старался, но все же допустил ошибки. Давайте оставим только те буквы И, которые написаны правильно, а остальные сотрем с доски.

4. Характеристика звука и.

     - Какой звук обозначает буква И? (Звук и)

     - Давайте попробуем его пропеть: и-и-и-и… Какой это звук? (Гласный)

     - Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки? (Фишкой красного цвета)

5. Выделение слов со звуком и (в начале слова) из ряда других.

     - Поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Я буду произносить слова, а вы, если услышите слово со звуком и вначале (детям демонстрируется схема слова с красной фишкой в первом квадрате, которая заменяется буквой И), то поднимете букву И:  уши, Ира, утюг, ирис, автомат, улитка, индеец, антенна, удочка, иголка, ива…

     - А теперь  поиграем в игру «Четвертый лишний». Я назову вам слова, они все должны

начинаться на звук и, но одно слово будет лишним. Попробуйте определить, какое слово не подходит к остальным: иголка, индюк, утка, игрушки (с утрированным произнесением первого звука)

6. Подбор слова к двустишию и определение в нем первого гласного звука.

Д/и «Договори словечко»:

У зеленой елки колючие…(иголки).                      

В подарок для Илюшки купили новые…(игрушки).      

Принесла я кошке конфет совсем немножко,

Но не любит киска сладкие…(ириски).

        Дети определяют первый гласный звук в слове, по схеме называют его позицию (в начале слова).

7. Физминутка

        А теперь давайте отдохнем. Изобразим, как важно ходит по двору индюк, как мама шьет иголкой, как качает ветками ива, как танцует Ира, как плачет маленький Илюша, как стреляет из лука индеец, как дети играют игрушками (утрированно произносится звук и в начале слов)

       Далее педагог предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать (вспомнить) слова со звуком и в начале слова (при затруднении используется контекстная подсказка).  

8. Звуковой анализ, чтение сочетаний ГГ (ау, уа, иа).

     - Послушайте внимательно и назовите, кто так кричит: иа? (ослик)  Сколько всего звуков я назвала? (Два). Какой первый звук? (и). Какой второй звук? (а). Педагог на доске выкладывает фишками схему слова иа, напоминая детям, что гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Под схемой выкладываем слово иа с помощью букв разрезной азбуки.

      Аналогично дети анализируют сочетания  ау, уа, выкладывая их схемы на столах.

  А теперь давайте прочитаем эти слова: иа, ау, уа (дети читают слова и объясняют их значение: Кто так кричит?)

9. Работа над предложением.

      Педагог вызывает к себе ребенка и тихо просит его выполнить какое-либо действие.

- Угадайте, что делает Вика? (Вика чистит зубы.) Мы с вами придумали предложение про Вику. Что делает Вика? (Чистит зубы). Давайте попробуем определить, сколько слов в нашем предложении? (Каждое произнесенное слово педагог демонстрирует детям с помощью абака со специальными прямоугольными прорезями). Сколько слов в предложении? (Три). Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили слова в этом предложении. Какое это слово? (Вика). Какое это слово? (Чистит). Какое это слово? (Зубы).

     А теперь давайте придумаем новое предложение. Педагог осуществляет манипуляции с игрушечной белкой, дети составляют предложение по демонстрируемым действиям. (Белка грызет орехи). Педагог еще раз проговаривает предложение, с помощью абака демонстрируя количество и последовательность слов в предложении. Сколько слов в предложении? (Три)

Поиграем в игру «Живые слова».  Вика будет словом белка, Дима – словом грызет, Максим – словом орехи (каждому из детей прикрепляется полоска - условное обозначение слова, для первого и третьего слова – со схематичным изображением белки и орехов). Вика, назови свое слово. (Белка). Это первое слово в нашем предложении. Вика, дай руку  Диме. Дима, назови свое слово. (Грызет). Это второе слово. Дима, дай руку Максиму. Максим, назови свое слово? (Орехи). Это третье слово в предложении. Давайте произнесем все предложение. Наши слова взялись за руки. Они дружат и помогают нам что-то узнать. Значит, мы сказали предложение.

     «Живые слова» - разойдитесь. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением. Слова разбежались, и нет предложения. Дети-слова, встаньте на свои места и дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. У нас снова получилось предложение.

9. Итог занятия

     - Чем мы сегодня занимались?  (Составляли предложения, играли в игру «Живые слова», повторяли звук и букву И…)

     - Вспомните и назовите слова со звуком и вначале.

      

Картотека домашних заданий по обучению элементарной грамоте представляет собой небольшие карточки-задания в помощь родителям для закрепления программного материала по данному разделу.  

Рабочая тетрадь по обучению элементарной грамоте для детей с нарушением интеллекта 4 года обучения и наглядные материалы (дидактические игры, пособия) представлены в статье «Пособия по обучению элементарной грамоте».

В заключение хочется отметить, что уже на протяжении нескольких лет мы апробируем данную систему работы и отмечаем положительные результаты в усвоении детьми программного материала по обучению грамоте.  Динамика в развитии детей  подтверждает, что разработанная нами программа обучения элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта является эффективной. Отслеживаемые на протяжении нескольких лет катамнестические данные на выпускников ДОУ показывают успешность детей при обучении в коррекционной школе.

Используемая литература:

  1.      Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2003.
  2.      Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.
  4.   Морозова И.А., Пушкарева И.А. Развитие речевого восприятия. /Подготовка к обучению грамоте./ – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
  6.   Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Издательство ВЛАДОС, 1999.
  7.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  8.     Куликовская Т.А. Мастерская букв. – М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

Дети с отклонениями в развитии  нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.     Успешность воспитания, обучения, социально...

Наглядные пособия по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта

В статье представлены наглядные пособия по обучению элементарной грамоте дошкольников с нарушением интеллекта: авторская "Рабочая тетрадь по обучению грамоте", наглядное пособие "На что похожа буква?"...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта

В работе расрывается методика формирования  элементарых математических представлений у детей с нарушением интеллекта...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта

В статье рассматривается коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта...

Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением интеллекта

     В настоящее время   большое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта. Дошкольный...