Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Жилинская Марина Александровна

Комплексно - тематический план составлен на основе конспектов занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорошо уметь читать". Разработан для детей старшей гркппы с использование игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspekt._plan_starshaya_gruppa.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический  план

непосредственно образовательной деятельности

по подготовке  детей к обучению грамоте

(старшая группа)

                                                                                                                                                                                    Жилинская Марина Александровна

                                                                                                                                                воспитатель первой кв. категории

        

г. Воркута

2012 г.

Сентябрь

Неделя

Непосредственно образовательная деятельность

Связь с другими видами деятельности

Задачи

Использованный занимательный дидактический материал

1.  «До свидания, лето!»

1. Знакомство с гласным звуком А, буквой А.

2. Определение места звука в словах АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.

3. Учить делить слова на слоги.

1.Артикуляционная гимнастика: «Птенчик», «Грибок».

2. Стихотворение В. Берестова «Читалочка».

3.Стихотворение Е. Тарлапан:

Вот буква – вроде шалаша!

Не правда, ль, очень хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

4.Загадки (азбука, аист, астра, мак, луна).

5. Игра «Покажи букву». Цель: Учить определять слова с заданным звуком (А).

6. Пословицы: Ученье  свет, а не ученье тьма. Азбука – к мудрости ступенька.

7. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Развивать у детей мышление, фонематический слух.

1. Игры «Назовите слова, которые начинаются на звук [а] [у] [о]», «Назовите слова, где звук [а] [у] [о] находится в середине слова», «Назовите слова, в которых звук [а] [у] [о] находится в конце».

Цель: Учить называть и определять место звука в словах.

2. Игра «Попробуй, поспорь». Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слова, определять порядок и последовательность звуков в слове.

3. Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать:

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет!

Цель: Учить произносить считалку по слогам.

4. Игра – «Назови самое длинное слово».

Цель: Закрепить представление детей о том, что слова бывают разные: короткие и длинные, это зависит от количества слогов в слове.

5. Игра «Слоговое лото». Цель: Учить определять количество слогов в словах.

6. Игра «Найди каждому слову свой домик».

Цель: Учить определять количество звуков в слове.

7. Игра «Говори наоборот». Цель: Учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу.

8. Игра «Кто наблюдательнее». Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности.

9.Логоритмические упражнения «А над морем – мы с тобой!», Вверх рука и веиз рука».

10. Чтение сказки Г. Юдина «А почему я первая?». Цель: Учить детей запоминать слова со звуком «А», которые встречаются в тексте.

11. Пальчиковые игры «Урожай», «Осень».

12. Д/и «Где находится звук?». Цель: Упражнять детей находить заданный звук в слове и определять его местонахождение.

13. Выкладывание из зерна, бобовых, крупы букв. Цель: Развивать зрительную память, мелкую моторику рук, учить владеть своими руками, развивать воображение, мышление.

14. Игра «Я знаю пять имён…» Цель: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса.

15. Чтение сказки Г. Юдина «Про маленького паучка». Цель: Учить детей запоминать слова со звуком «У», которые встречаются в тексте.

16. Чтение сказки Г. Юдина «Ослиный огород» (звук «О»).

17. Работа с природным материалом, собранным в тундре. Изготовление поделок на тему «Фантазии тундры». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

2. «Фрукты и овощи»

1. Знакомство с гласным звуком У, буквой У.

2. Определение места звука в словах УТКА, АРБУЗ, КЕНГУРУ.

3. Продолжать учить детей определять количество слогов в словах.

4. Учить читать слоги АУ, УА по разрезной азбуке большого формата, составление этих слогов по индивидуальным разрезным азбукам.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Гармошка».

2. Игра «Назови слово». Цель: Учить находить в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть звук У.

3. Чтение стихотворения Е. Тарлапан:

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто!

4. Игра «Сколько слогов в слове?». Цель: Учить определять количество слогов в слове с помощью карточки – цифры, которая соответствует количеству слогов в названном слове. Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты».

5. Загадки (утка, арбуз).

3. «Богатство тундры»

1. Закрепление звуков А, У; соответственно – букв и слогов.

2. Дать понятие, что один гласный образует слог.

3. Учить соотносить произносимые и составленные слова из разрезной азбуки большого формата со слоговой схемой.

1. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Вкусное варенье».

2. Игра «Назови картинки, в названии который есть звуки А, У. Цель: Учить называть слова с определённым звуком.

3. Игра «Угадай звук». Цель: Учить определять, есть ли в названии слога заданный звук.

4. Загадки (улица, имя).

5. . Д/и «Имена». Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги, развивать мышление, речь.

4. «Мои друзья»

1.Знакомство с гласным звуком О, буквой О.

2. Учить определять на слух место звука в словах ОСЫ, СОМ, ЭСКИМО.

3. Закрепить с детьми умение составлять схему слова.

1. Артикуляционная гимнастика: «Барабанщик», «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

 2.Стихотворение Е. Тарлапан:

В этой букве нет угла,

От того она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы могла!

Посмотри кА колесо –

И увидишь букву О.

3.Игра «Кто внимательнее?» Цель: Развивать фонематический слух детей. Формировать умение слышать в словах звук О.

4. Загадки (оса, сом, эскимо, розы).

5. Д/и «Будь внимательным». Цель: Упражнять детей находить заданный звук в словах, развивать мыслительные операции речи, фонематический слух.

Октябрь

1. «Все работы – хороши!»

1.Знакомство с согласным звуком М (М), с буквой М.

2.Учить определять место звука в словах МАК, СУМКА, АЛЬБОМ.

3. Учить читать слоги с договариванием.

4. Закрепить умение работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Барабанщик».

2. Стихотворение Е. Тарлапан

Вот качели –

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем!

3. Игра «Мамина сумка». Цель: Учить детей называть слова обозначающие продукты, в названии которых есть звук М.

4. Загадка (метро).

5. Д/и «Какой звук чаще всего звучит?». Цель: Развивать у детей фонематический слух, внимание.

1.Игра «Подружи букву». Цель: Учить соединять звуки в слоги устно, буквы – с помощью разрезной азбуки.

2. Игра «Молоточки». Цель: Учить детей «отстукивать» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, определяя количество слогов в слове.

3. Игра «Полслова за вами». Цель: Закрепить умение читать слоги с договариванием до целого слова.

4. Логоритмические упражнения «»Ветер веет над полями», «Весёлые прыжки».

5. Скороговорка: «Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и смирны».

6. Выкладывать из зерна, бобовых, крупы буквы: А, У, О, М, С, Х. Цель: развивать мелкую моторику рук, учить владеть своими руками, развивать воображение, мышление.

7. Игра «Назовите имена детей». Цель: Учить детей называть только такие имена детей, в которых встречается звук А, развивать фонематический слух.

8. Игра «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма.

9. Игра «Эхо». Цель: Учить определять ударный слог в слове.

10. Игра «Отгадай слово». Цель: Закрепить умение определять предмет по действию.

11. Игра «Бывает – не бывает!» Цель: Развивать мышление, логику, учить понимать юмор.

12. Игра «Найди пару». Цель: Учить подбирать пары слов, похожих по звучанию.

13. Пальчиковые игры «Магазин одежды», «Грибы да ягоды».

14. Дыхательная гимнастика «Сбор урожая».

15. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

16. Рисование пальчиком на подносе с крупой на тему «Тучки». Развивать воображение, развивать тактильную чувствительность.

17. Чтение сказок Г. Юдина: «Свинья в гостях» (звук «С»), «Хомяк – хвастун» (звук «Х»), «Поэты» (звук «М»).

2. «Осень»

1. Закрепление звуков А, У, О, М.

2. Учить читать и составлять слоги по разрезной азбуке и слоговым таблицам.

3. Учить выбирать из текста слова с заданным звуком.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Бублик».

2. Игра «Кто что услышит?». Цель: Дать представление о звуках окружающего мира.

3. Загадки (облако, туман).

4. Чтение стихов, в который определённый звук слышится чаще, чем другие звуки (при чтении эти звуки интонационно выделяются).

3. «Безопасная дорога»

1. Знакомство с согласным звуком С (С), буквой С.

2.Упражнять в определении места звука в трёх позициях.

3. Практически познакомить с ударным гласным звуком.

4. Учить составлять предложение с заданным словом.

1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Спрячь конфетку».

2. Фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С». Цель: Развивать внимание, фонематический слух.

3. Игра «Назови слово». Цель: Называть зверей или птиц, в названиях которых есть звук С, развивать внимание, мышление.

4. Загадки (скворцы, свинья, сани, сова, собака, лиса).

4. «Одежда»

1. Знакомство с согласным звуком Х (Х), буквой Х.

2. Определение слоговой структуры слов МОХ, МУХА.

3. Составление предложений со словами сухо, сыро.

1. Артикуляционная гимнастика: «Расческа», «Иголочка».

2. Игра «Наоборот».  Цель: Обобщать лексику словами – антонимами.

3. Игра «Кто внимательнее?» Цель: Продолжать развивать фонетический слух детей; формировать умение слышать в словах звук Х.

4. Загадки (сахар, горох, хомяк, холодильник, ухо).

Ноябрь

1. «Улицы нашего города»

1. Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х.

2. Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком.

3. Упражнять в составлении прямых и обратных слогов, составлении трёхбуквенных слов.

1. Артикуляционная гимнастика: «Ступеньки», «Улыбочка».

2. Игра «Живые слоги». Цель: Развивать у детей навык чтения слогов, воспитывать сосредоточенность.

3. Игра «Звуки заблудились». Цель: Учить из трёх заданных букв составлять слова: УХО, МОХ, СОМ, САМ.

4. Игра «С кочки на кочку». Цель: Упражнять в составлении прямых и обратных  слогов из букв: А, У, О, М, С, Х.

5. Д/и «Магазин». Цель: Учить детей в подборе слов на заданный звук, развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакции.

6. Д/и «Слова – друзья». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук.

1.Игра «Магазин игрушек». Цель: Учить правильно показывать первый звук в слове; определять, меняется ли заданный звук в названии игрушек.

2. Скороговорки:

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кармашки.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют.

3. Игра «Приготовьте обед». Цель: Учить детей подбирать слова, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух.

4. Логопедические упражнения «Вышел зайчик», «Головою три кивка».

5. Игра «Длиннее – короче». Цель: Формирование навыков звукового анализа, дифференциация на слух длинных и коротких слов.

6. Рисование пальцем на подносах, заполненных крупой, пройденные буквы, прямые, кривые, ломаные линии. Цель: воспитывать усидчивость, терпение, развивать зрительное внимание.

7. Пальчиковые игры «Найди животных», «Внимательный мишка».

8. Игра «Будь внимательный». Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки, учить различать их на слух.

9. Игра «Назови последний звук». Цель: Учить определять последний звук в слове, развивать фонематический слух.

10. Игра «Живые звуки». Цель: Учить детей производить элементарный звуковой анализ слова.

11. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил». Цель: Определение слов со звуком «Ш».

12. Игра «Добавь словечко». Цель: Учить детей расширять объём предложения.

13. Игра «Найди в словах одинаковый звук». Цель: Развивать слуховое внимание, словесно – логическое мышление.

14. Дыхательные упражнения «Пузырьки», «Деревья».

15. Создание мозаики «Барашек» с помощью картона, пластилина и гречневой крупы. Цель: Развивать воображение, художественный вкус, формировать интерес к составлению композиции; учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику рук.

16. Штрихование по готовым контурам: «Домашние животные»; рисование наклонных линий снизу вверх «Травка для хомячков».

2. «Люди опасных профессий»

1.Знакомство с согласным звуком Ш, буквой Ш.

2. Продолжать обучать звуковому анализу слов.

3. Учить выбирать из прослушанного текста слова со звуком Ш.

4. Продолжать учить работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Рупор», «Горка».

2. Чтение стихотворения, в котором звук Ш слышится чаще, чем другие звуки.

3. Загадки (шишка, шарф).

4. Загадки – шутки:

1) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

2) На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое).

5. Скороговорка:

Шура сено ворошила,

Вилы в сене позабыла.

6. Д/и «Составь букву из элементов». Цель: Развивать у детей зрительное и пространственное представление о буквах, память, внимание.

3. «Животные»

1. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ.

Составление их из букв наборного полотна большого формата.

2. Закрепление звука и буквы Ш.

3. Учить составлять предложение путём его расширения, добавляя к одному слову ещё одно и т. д.

1. Артикуляционная гимнастика: «Кролик», «Киска сердится».

2. Игра «Измени слово». Цель: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения: лиса – лисонька – лисичка и т. д.

3. Игра «Добавь слог». Цель: Формировать механизм деления слов на слоги.

4. Д/и «Занимательные квадраты». Цель: Упражнять детей в образовании новых слов, добавляя одну букву к слову, развивать мыслительные операции.

4. «С днём рождения, Воркута!»

1. Составлений звуков С и Ш.

2. Узнавание согласных звуков.

3. Учить соединять слоги в целое слово.

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Барабанщик».

2. Игра «Полубуковка». Цель: Распознавать и запоминать форму букв.

3. Игра «Кто, кто в теремочке живёт?» Цель: Учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов.

4. Загадки – шутки:

1) Когда чёрной кошке ленче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта).

2) На что похожа половина яблока? (на вторую половину).

5. Игра «Заменим букву». Цель: Показать значение звука  и то, как меняется смысл слова при замене одного звука другим.

6. Д/и «Раз ступенька, два ступенька». Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).

Декабрь

1. «Зима»

1. Знакомство с согласным звуком Л (Л), буквой Л.

2. Определение на слух места звука Л (Л) в трёх позициях.

3. Звуковой анализ слова ЛУША.

4. Продолжить работу с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Приклей конфетку», «Лопатка».

2. Скороговорка:

Пошёл Игнат

Лопаты покупать.

Купил Игнат

Пяток лопат.

3.Закадки: (стол, сом).

4. Игра: «Большие – маленькие». Цель: Развивать речевое внимание, образное мышление.  

5. Стихотворение:

Алфавит продолжает наш

Буква Л – лесной шалаш.

6. Д/и «Какой я звук?». Цель: Укреплять знания детей о звуках, упражнять в назывании звуков по заданной характеристике.

1.Чтение сказки Г. Юдина «Лисёнок и лягушонок». Цель: Учить детей слышать в тексте слова со звуком Л, развивать речевое внимание, фонематический слух.

2. Чтение сказки Г. Юдина «Буратиный нос». Цель: Учить запоминать слова со звуками Н (Н), развивать речевое внимание.

3. Игра «Купи игрушку». Цель: Учить определять количество слогов в слове; учить находить предметы с определённым количеством слогов. Развивать внимание.

4. Игра «Говори – не задерживай». Цель: Учить детей придумывать слова, начинающиеся с последнего слога только что произнесённого слова. Развивать речевое внимание, мышление.

5. Логоритмические упражнения «Дети едут на машине», Для начала мы с тобой», «Загудел паровоз».

6. Игра «Придумываем похожие слова». Цель: Учить детей придумывать слова – рифмы. Развивать воображение, логику.

7. Пословицы:

Ворчаньем наскучишь,

Примером научишь.

Цель: Дать детям понять смысл пословицы; учить находить слова со звуком Н.

8. Выкладывание из счётных палочек различные предметы, буквы, слова. Цель: Развивать у детей воображение, мышление; развивать конструкторские навыки.

9. Игра «Найди своё место». Цель: Учить произносить слова с интонационным выделением ударного звука, и слога в слове.

10. Игра «Новогодние флажки». Цель: Учить образовывать слова из изученных букв. Развивать внимание, логику, мышление.

11. Игра «Зоопарк». Цель: Закрепить умение называть только тех животных,  в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух.

12.Пальчиковые игры «Зима», «Новый год».

13. Игра «Узнай звук». Цель: Учить детей определять слова с заданными звуками, место звука в слове.

14.  Д/упражнение «Закаляка». Цель: Учиться рисовать линии, развивать внимание, развивать мелкую моторику.

15. Д/и «Где же звук?» с использованием игрового пособия «Ёлочка». Цель: Учить детей определять слова с заданными звуками, место звука в слове.

16. Штриховка «Шары», «Чайник».

17. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку, в названии которой есть заданный звук, определённое количество слогов.

2. Пожарная безопасность»

1.Закрепление гласных звуков: А, У, О;

Согласных: С, М, Ш, Х, Л.

2. Продолжать работать по разрезным азбукам различного формата.

3. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам.

4. Чтение повествовательных предложений из 2 – 3 слов. Составление схемы предложения.

1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Почистим зубки».

2. Загадки (масло, точка, муха, оса).

3. Игра «Узнай по голосу».  Цель: Развивать у детей фонематический слух.

4. Игра «Собери разные слова». Цель: Упражнять детей в составлении и чтении слов разной слоговой структуры; развивать сообразительность.

5. Д/и «Живые звуки». Цель: Упражнять детей в составлении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

3. «Транспорт»

1. Знакомство с гласным звуком Ы, буквой Ы.

2. Определение места звука в двух позициях – в середине слова и на конце.

3. Упражнять в составлении и чтении слогов.

4. Закреплять с детьми понятия: звук, слог, предложение.

1. Артикуляционная гимнастика: «Самолёт летит», «гармошка».

2. Чтение стихотворения:

А бедняжка буква Ы

Ходит с палочкой, увы!

3. Загадки (мыло, мох).

4. Игра «Капитаны». Цель: Упражнять детей в составлении и чтении слогов.

5. Игра «Измени слово». Цель: Учить детей изменять слово так, чтобы появился звук Ы, т. е. слово из единственного числа «превращать» в множественное число: кран – краны.

6. Чтение стихотворения:

Этот незнакомец

Спрятался в часы.

А другой такой же –

К дедушке в усы.

                      Е. Тарлапан.

7. Д/и «Вертолёт». Цель: Упражнять детей в составлении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции.

4. «Новый год у ворот»

1. Знакомство с согласным звуком Н (Н), буквой Н.

2. Определение места звука Н в трёх позициях.

3. Закрепить умение проводить звуковой анализ слов.

4. Упражнять в определении на слух количества слогов в словах.

1. Артикуляционная гимнастика: «Приклей конфетку», «Ковшик».

2. Игра «Найди звук Н в названиях картинок». Цель: Учить находить предметы, в названии которых есть звук Н, определять место звука в словах.

3. Чтение стихотворения:

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

                                Е. Тарлапан.

4. Лексическая  игра «Кому это нужно?» Цель: Учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии, и необходимые для этой профессии.

5. Загадки (ножницы, лён, фонтан, нос).

6. Д/и «Шаг вперёд». Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги и определении длинных и коротких слов.

Январь

2. «Свет волшебный Рождества»

1. Закрепление звука Н (Н), буквы Н.

2. Знакомство с восклицательным и вопросительным знаком в конце предложения.

3. Закрепить умение составлять схему предложения.

4. Продолжать упражнять в чтении слоговой таблицы, составлении слов.

1. Артикуляционная гимнастика: «Киска облизывается», «Катушка».

2. Игра «Живые звуки». Цель: Закрепить умение производить элементарный звуковой анализ слова насос.

3. Стихотворения о знаках.

1) Восклицательный знак:

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца!

2) Вопросительный знак:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

3)Точка:

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

4. Лексическая игра «Найди подходящее слово». Цель: Вводить в активный словарь детей слова, относящиеся с одной части  речи (существительные, прилагательные).

5. Загадка (знаки?!).

1. Игра «Какой звук спрятался в середину слов?». Цель: Учить выделять гласный звук из односложных слов, развивать у детей фонетический слух.

2. Чтение сказки Г. Юдина «Рыжий город». Цель: Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание, учить называть слова со звуком «Р», которые встретились в сказке.

3. Выкладывание из зёрен, семян и бобовых букву Р, слова, состоящие из пройденных букв. Цель: Развивать воображение; учить владеть своими руками; воспитывать усидчивость.

4. Логоритмические упражнения «Кинь, кинь, перекинь», «Кто живёт у нас в квартире?».

5. Игра «Угадай, какой?» Цель: Учить детей подбирать к картинкам слова, отвечающие на вопрос: какой? Расширять словарный запас детей.

6. Игра «Угощенье для гостей «. Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком; развивать мышление, фонематический слух. Закрепить название чайной посуды, столовой, кухонной.

7. Пальчиковая игра «В гости к кошке».

8. Игра «Капитаны». Цель: Упражнять детей в составлении слогов.

9. Игра «Составь предложение по схеме». Цель: Учить детей самостоятельно составлять предложения по схеме.

10.Дыхательная гимнастика «Ветер», «Каша».

11. Чтение сказки Г. Юдина «Буратиний нос». Цель: Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание, учить называть слова со звуком «Н», которые встретились в сказке.

12. Игра «Опиши предмет». Цель: Формировать умение угадывать предмет по его признакам.

13. Штриховка «Рыба».

3. «Посуда»

1. Знакомство с согласным звуком Р (Р), буквой Р.

2. Определение места в словах в трёх позициях.

3. Упражнять в чтении слогов с договариванием до целого слова по азбуке большого формата.

1. Артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Бублик».

2. Скороговорка:

Роет землю серый крот –

Разоряет огород.

3. Игра «Угощаем гостей». Цель: Учить детей называть слова, в названии которых есть звук Р.

4. Загадки (волк, топор, сыр, шар).

5. Подвижная игра «Вороны». Цель: Учить артикуляционно выделять звук Р в словах игры.

6. Чтение стихотворения:

Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено, -

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

4. «Законы, по которым мы живём»

1.Закрепление пройденных гласных и согласных звуков.

2. Продолжать работать по разрезным азбукам различного формата.

3. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам.

4. Чтение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений из 2 – 3 слов. Составление схемы предложения.

1. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Весёлая змейка».

2. Загадки (масло, точка, муха, оса).

3. Игра «В каком королевстве живёт звук?». Цель: Упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков; развивать у детей фонематический слух.

4. Игра «Найди разные слова». Цель: Упражнять детей в составлении и чтении слов разной слоговой структуры; развивать сообразительность.

5. Д/и «Живые звуки». Цель: Упражнять детей в составлении букв в слоги и чтении их; развивать мыслительные операции. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Февраль

1. «Закаляйся, будь здоров!»

1. Закрепление звука Р (Р), буквы Р.

2. Дать детям представление, что имена пишутся с большой буквы.

3. Учить проводить анализ слов на определение количества слогов: ШАР – ШАРЫ.

4. Продолжать упражнять в составлении предложений из 2 – 3 слов.

1. Артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Качели».

2. Игра «Хлопни в ладоши». Цель: Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук Р.

3. Пословица:

Первый блин комом.

4. Грамматическая игра «Что мы видим на картине?» Цель: Развивать умение составлять предложения с опорой на картину; учить дополнять простые нераспространённые предложения.

5. Скороговорка:

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

6. Д/упражнение «Составь предложение по схеме». Цель: Упражнять детей составлять предложение по заданной схеме.

1. Игра «Составь слово» из отдельно названных звуков». Цель: Учить детей составлять слова из отдельно названных звуков.

2. Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук Р (Р)». Цель: Учить детей выделять заданный звук из слова. Развивать речевое внимание.

3. Логоритмические упражнения «Ра – два, дружно встали», «Разминка», «Мы активно отдыхаем».

4. Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Цель: Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание , умение называть слова с о звуком К (К).

5. Игра «Угадай отгадки на мои загадки». Цель: Развивать мышление, воображение, сообразительность.

6. Игра «Собери букет». Цель: Учить детей составлять слова из предложенных слогов.

7. Выкладывание из пуговиц разного размера прямые, кривые, ломаные линии, буквы. Цель: Развивать мелкую моторику рук; воображение, фантазию.

8. Пальчиковые игры «Мишка», «Магазин одежды».

9. Рисование по трафаретам и штриховка изображений. Цель: Способствовать развитию графической моторики. Воспитывать усидчивость, внимание.

10. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку, в названии которой есть заданный звук, определять местоположение звука в слове.

11. Игра «Скажи по-разному». Цель: Упражнять детей произносить предложения с разной интонацией.

12. Чтение скороговорок:

«Слишком много ножек у сороконожек».

«Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке». Цель: отрабатывать с детьми чёткое произношение звуков.

13. Игра «Три слова». Цель: Учить детей самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

14. Игра «Найди десять отличий». Цель: Развивать у детей зрительное восприятие.  

15. Дыхательная гимнастика «Дыхание», «Вырасти большой».

16. Игра «Раздели слово на части». Цель: Упражнять в делении слов на слоги.

17.Д/упражнение «Нарисуй отгадку». Цель: Упражнять детей отгадывать загадки, рисовать изображение отгаданных предметов на листе, подготавливать руку к письму.

18 Игра «Найди только гласные буквы». Цель: Закрепить с детьми умение различать гласные и согласные буквы; развивать зрительное восприятие.

 19.Д/и «Поезд». Цель: Упражнять детей находить заданный звук в словах, развивать фонематический слух.

2. «Коми – край мой северный!»

1. Учить сопоставлять звуки Р и Л.

2. Упражнять в чтении прямых и обратных слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова.

3. Учить проводить анализ слова СОСНА.

4. Упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде предметных картинок.

1. Артикуляционная гимнастика: «Индюк», «Спрячь конфетку».

2. Загадки (снег, рубанок, роса, сосна).

3. Фонетическая игра «Сколько звуков услышали?» Цель: Развивать фонематический слух детей; формировать умение различать звук и прямой слог.

4. Игра «Отгадай загадки, запиши отгадки». Цель: Учить из букв разрезной азбуки выкладывать слова – отгадки.

 5. Скороговорка:

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

6. Д/упражнение «Какое название города самое длинно? короткое?». Цель: Упражнять детей в  умении считать слоги, закрепить названия городов республики Коми.

3. «Российская Армия»

1. Закрепить пройденные звуки: А, У, О, Ы, М (М), С (С), Х (Х), Ш, Л (Л), Н (Н), Р (Р).

2. Закрепление знаний о мягких и твёрдых согласных.

3. Упражнять детей произносить предложения с соответствующей интонацией.

4. Продолжать упражнять детей в чтении слогов, а затем составлении слов.

1. Артикуляционная гимнастика: «Самолёт летит», «Стрелочка».

2.Игра «Твёрдый или мягкий». Цель: Закрепить знания о мягких и твёрдых согласных.

3. Игра «Угадай, какой знак нужен?». Цель: Учить детей определять, какой интонационный знак нужно поставить в конце предложения – точку, восклицательный знак, вопросительный знак.

4. Игра «Угадай, что спрятано?». Цель: Учить детей умению представлять предметы по их словесному описанию и давать описание разных предметов.

5. Игра «Какой звук?» Цель: Развивать умение различать гласные и согласные звуки; фиксировать звуки речи значками, фишками.

6. Игра «В каком королевстве живёт звук?». Цель: Упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков; развивать у детей фонематический слух.

4. «Моя Родина – Россия»

1. Знакомство с согласным звуком К (К), буквой К.

2. Определение места звука в словах в трёх позициях.

3. Учить проводить звуковой анализ слов: МАК, МОЛОКО.

4. Продолжать учить работать с индивидуальными разрезными азбуками; составлять слова: МЫШКА, КАМЫШ.

1. Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок», «Гармошка».

2. Скороговорка:

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

3. Чтение стихотворения:

Ай да клоун!

Знаешь, кто он?

Это клоун –

Буква «К»!

4. Чтение стихотворения, в котором звук К пишется чаще, чем другие звуки.

5. Фонетическая игра «Перекличка». Цель: Учить детей говорить ясно, чётко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.

6. Загадки (мак, молоко).

Март

1. «Весна»

1. Закрепление звука К (К), буквы К.

2. Закрепление знаний об ударном слоге.

3. Упражнять в проведении звукового анализа слов.

4. Закрепить умение составлять предложение со словами МИЛА, МЫЛА.

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Футбол».

 2. Игра «Что изменилось в слове?» Цель: Упражнять детей в чтении слова; развивать навыки словообразования путём замены букв.

3. Чтение стихотворения:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мука, а мука –

Поварам наука.

4. Загадки (кошка, кукла, сосна, насос, коса).

5. Игра «Мамина сумка». Цель: Учить детей называть слова, обозначающие товары из магазина, в названии которых есть звук К. Развивать фонематический слух.

6. Скороговорка:

По утрам мой брат Кирилл

Трёх крольчат травой кормил.

7. Игра «Поющие мячики». Цель: Учить детей определять ударный слог в слове, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

1. Занимательное упражнение  «Оживи букву». Цель: Продолжать учить детей выкладывать из пуговиц силуэт букв, развивать у детей зрительно – моторную координацию.

2. Чтение сказки Г. Юдина «День поросёнка». Цель: Развивать у детей речевое внимание, умение называть слова со звуком П (П).

3. Штриховка «Петух», «Курица». Цель: Учить детей штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка,  соблюдать одинаковые расстояния между линиями; закрепить умение работать простым карандашом.

4. Игра «Мыльные пузыри». Цель: Закрепить умение читать односложные слова.

5.Игра «Какое слово спряталось в названии картинок?» Цель: Учить детей составлять слово по первым звукам картинок, развивать логику, мышление.

6. Игра «Цепочка слов». Цель: Закрепить умение детей выделять в слове последний звук и подбирать слова с этим звуком. Развивать фонематический слух, речевое внимание.

7. Логоритмические упражнения «Скачет шустрая синица», «На дворе у нас мороз», две птички».

8. Игра «Составь предложение». Цель: Закрепить умение детей составлять предложение по схеме и произносить его с нужной интонацией, соответствуя знаку в конце предложения.

9. Игра «Эхо». Цель: Закрепить умение определять ударный слог в слове.

10. Скороговорка:

Подходящие ворота,

Проходи, кому охота!

Наш Полкан

Попал в капкан.

11. Д/и «Где же звук?» с использованием игрового пособия «Ёлочка». Цель: Учить детей определять слова с заданными звуками, место звука в слове.

12. Игра «Короткие – длинные слова». Цель: Закреплять с детьми умение различать слова по количеству слогов. Развивать речевое внимание.

13. Игра «Три слова». Цель: Закрепить с детьми умение составлять предложение с тремя заданными словами. Развивать связную речь, воображение.

14. Дыхательная гимнастика «Гуси летят», «петух».

15. Игра «Буква заблудилась». Цель: Учить детей «исправлять» слова, где  перепутались буквы, поставив их на своё место, развивать зрительное и слуховое восприятие.

16. Пальчиковые игры «Точка внимания», Пять утят», «Перчатка».

17. Игра «Скороговорка». Цель: Закрепить умение определять начальный звук в слове. Развивать у детей речевое внимание.

2. «Женский день»

1. Закрепление звука К (К), буквы К.

2. Познакомить детей с предлогом «У».

3. Упражнять детей произносить предложение с разной интонацией.

4. Закрепить умение составлять слова по разрезной азбуке.

1. Артикуляционная гимнастика: «Пиала», «Язык – силач».

2. Скороговорка:

Коси, коса, пока роса.

Роса долой и мы домой.

3. Игровые упражнения «Произноси по схеме». Цель: Учить читать предложение «У Ромы рос мак» с интонацией, соответствующей знаку на конце.

4. Игра «Прочитай и опиши». Цель: Упражнять детей в чтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера.

5. Загадки (кошка, мышка, сахар, слон, лук, мох, рак).

6. Игровые упражнения «Кто внимательный?» Цель: Развивать речевое внимание; уметь слышать в тексте слова со звуком К.

3. «Книжкина неделя»

1. Знакомство с согласным звуком П (П), буквой П.

2. Определение места звука в словах.

3. Упражнять детей в чтении слогов по слоговой таблице, а затем в составлении слов из слогов.

4. Закрепить знание типов предложений; умение составлять предложение, схему предложения.

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Непослушный язычок».

2. Скороговорка:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

3. Загадки (шапка, петух, перо, паук).

4. Игра «Назови слова». Цель: Умение называть слова со звуком П, развивать фонематический слух.

5. Грамматическая игра «Дополни предложение». Цель: Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причины связи между явлениями.

6. Чтение стихотворения:

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди-ка, подтянись!

4. «Птицы»

1. Закрепление звука П (П), буквы П.

2. Упражнять в проведении звуковом и слоговом анализе слова ПАРУС.

3. Упражнять в чтении слоговой таблицы, составлении смешных слов из этих слогов.

4. Развивать связную речь детей.

1. Фонематическая зарядка:

1) Как пыхтит каша? (пх-пх-пх).

2) Как пищат птенцы? (пи-пи-пи).

2. Скороговорка:

Улов у Поликарпа –

Три карася, три карпа.

3. Загадки (парус, сахар, суп).

4. Игра «Поищи слово». Цель: Дать детям представление о том, что в русском языке есть слова, которые прячутся в более длинных словах. Учить делить слова на слоги.

5. Игра на развитие связной устной речи  «Как мы кормили птиц на участке». Цель: Выявлять активный словарный запас детей, развивать связную речь.

Апрель

1. «Рыбы»

1. Знакомство с согласным звуком Т (Т), буквой Т.

2. Продолжать учить определять место звука в словах в трёх позициях.

3. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

4. Упражнять в составлении предложения с заданным словом с помощью схемы.

1. Артикуляционная гимнастика: «Пулемёт», «Катушка».

2. Скороговорка:

Вышел кот из ворот,

Кот рябой и хвост – трубой!

А ну, попробуй, повтори,

Да не раз, а целых три!

3. Чтение стихотворения:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

                              А. Шибаев.

4. Игра для развития связной речи «Когда это бывает?». Цель: Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах года.

5. Загадки (труба, утка, ток – кот, топор).

6. Д/и «Кто больше знает рыб?» Цель: Закрепить с детьми названия рыб, упражнять в умении определять первый звук в слове.

1. Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Цель: Развивать слуховое внимание, умение запоминать слова со звуком Т (Т), которые встречаются в сказке.

2. Игра «Стол находок». Цель: Учить детей «находить» букву, которая «потерялась» в названиях картинок. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

3. Дыхательная гимнастика Часики», «Ушки».

4. Игра «Сколько точек – столько звуков». Цель: Учить детей называть слова определённой звуковой структуры.

5. Занимательные Ребусы. Цель: Учить детей понимать процесс разгадывания зашифрованного слова в ребусе, развивать логику, внимание.

6. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный глаз». Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение слышать и запоминать как можно больше слов со звуком И.

7. Штриховка «Лимон», «Телефон». Цель: Закрепить умение детей штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка; воспитывать аккуратность, усидчивость.

8. Пальчиковые игры «Где вы, рыбки?», «Поросята».

9. Игра «Закончи предложение». Цель: Учить детей верно употреблять в речи наречия, глаголы, другие части речи. Развивать связную речь детей.

10. Игра «Твёрдый – мягкий». Цель: Закрепить умение различать в словах твёрдые и мягкие согласные. Развивать фонетический слух, слуховое внимание.

11. Чтение чистоговорок со звуком Т. Цель: Отрабатывать чёткое произношение звуков.

12. Рисование палочкой на подносах, заполненных крупой, пройденные буквы, геометрические формы, слова, цифры. Цель: Развивать воображение, способность координировать свои движения, воспитывать усидчивость и внимание.

13. Игра «День – ночь». Цель: Развивать речь детей, умение сосредоточиться на поиске необходимого понятия, умение подбирать слова – антонимы.

14. Загадки. Цель: Развивать у детей фантазию, мышление, умение быстро отвечать.

15. Логоритмические упражнения «Космонавт», «Кто на месяце живёт?».

16. Игровые упражнения «Составьте предложение с маленьким словом «и», схему к нему». Цель: Закрепить с детьми умение придумывать предложения и составлять к ним схему. Закрепить представление о том, сто звук «и» может быть отдельным словом.

17. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Закрепить умение составлять предложение с заданным словом.

18. Игра «Соедини шарики». Цель: Закрепить умение детей составлять слова из предложенных слогов.

2. «Космос»

1. Закрепление звука Т (Т), буквы Т.

2. Развивать речевое внимание.

3. Продолжать упражнять в составлении предложений по схеме, учитывая знак, который стоит в конце предложения.

4. Продолжать учить детей составлять слова из букв разрезной азбуки.

1. Артикуляционная гимнастика: «Автомат», «Качели».

2. Занимательное упражнение «Звук заблудился». Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

3. Скороговорка:

Три сороки – тараторки

Тараторили на горке.

4. Лексическая игра «Кто знает, пусть продолжает». Цель: Учить детей классифицировать понятия.

5. Игра «Докажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувства ритма.

6. Загадки (комар, кактус, роса).

3. «Пасхальная неделя»

1. Знакомство с гласным звуком И, буквой И.

2. Упражнять в определении места звука и в трёх позициях.

3. Учить различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

4. Учить чтению простых слов по карточкам (две на каждого ребёнка).

1. Артикуляционная гимнастика: «Желобок», «Лопатка».

2.Игра «Хлопните в ладоши». Цель: Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук И.

3. Игра «Назови пару». Цель: Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

4. Занимательное упражнение «Что несла Красная Шапочка своей бабушке на пасху?». Цель: Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова: сыр, молоко, рис, сало, лук, мука и др.

5. Игра «Живые звуки». Цель: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа слова.

6. Чтение стихотворения:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Три!

А какая буква?

- И!

                        Е. Тарлапан.

7. Загадки (пила, малина, кит).

4. «Народы мира»

1. Закрепление гласного звука И, буквы И.

2. Дать детям представление, что звук И образует слог и может быть отдельным словом.

3. Продолжать обучение звуковому анализу слов.

4. Продолжать упражнять в умении составлять слова из букв разрезной азбуки.

1. Артикуляционная гимнастика: «Оближем губки», «Маятник».

2. Игровые упражнения «Цепочка слогов».  Цель: Учить соединять слоги в слова, развивать сообразительность.

3. Пословицы:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4 Скороговорка:

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

5. Игра «Не разорви бусы». Цель: Учить подбирать слова, развивать смекалку, мышление.

6. Загадки (мухомор, норка, осина, суслик).

7. Д/упражнение «Где находится звук?». Цель: Учить детей находить заданный звук в слове и определять его местонахождение в слове.

Май

1. «Насекомые»

1. Знакомство с согласным звуком З (З), буквой З.

2. Учить определять место звука З в трёх позициях.

3. Продолжать обучение звуковому анализу слов.

4. Упражнять в составлении предложений с заданным словом.

1. Фонетическая зарядка: «Комар». Артикуляционная гимнастика «Шмель».

2. Чтение стихотворения:

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра З.

                          С. Маршак.

3. Игра «Ждём гостей». Цель: Учить придумывать слова из букв разрезной азбуки, обозначающие угощения, лакомства.

4. Фонетическая игра «Назови слово». Цель: Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.

5. Подвижные игры «Комары». Цель: Развивать фонематический слух детей, двигательную активность.

6. Загадки (пила, замок, зонт, арбуз, зима).

1. Чтение сказки Г. Юдина «Нелетающий зонт». Цель: Развивать у детей речевое внимание, умение слышать и запоминать слова со звуком З (З).

2. Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Семафор».

3. Пословицы:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

4.Скороговорки:

У Зины болит зуб,

Она не может есть суп.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Цель: Учить детей чётко произносить звуки; учить скороговорку громко и шёпотом.

5. Игра «Сложи слова из половинок». Цель: Упражнять в составлении слогов.

6. Чтение сказки Г. Юдина «Мыша – водолаз». Цель: Развивать у детей речевое внимание слышать и запоминать слова со звуком В (В).

7. Логоритмические упражнения «Мишка вылез из берлоги», «На лугу растут цветы», «Качели».

8. Игра «Составь предложение». Цель: Упражнять в подборе подходящих слов в предложении, учитывая предлоги и количество слов в предложении.

9. Чистоговорки со звуком «В». Цель: Упражнять детей в чётком произношении звуков.

10. Игра «Кто в домике живёт?» Цель: Упражнять детей в определении первых звуков в словах и прочитать по ним слово в целом.

11. Развлечение «Будем с буквами дружить, будем азбуку любить». Цель: Закрепить с детьми пройденный материал в виде игры (соревнование команд). Развивать речевое внимание, фонематический слух, развивать коммуникативные навыки общения.

12. Кроссворды. Цель: Учить детей отгадывать слова в кроссворде с помощью рисунков – подсказок. Развивать внимание, словесно-логическое мышление.

13. Пальчиковые игры «Букет цветов», «Радуга».

14. Игра «Бывает – не бывает». Цель: Развивать у детей внимание, мышление, юмор.

15. Штриховка «Воробей», Заяц».

16. Игра «Докажи словечко». Цель: Закрепить умение добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма.

2. «День Победы»

1. Учить сопоставлять звуки З и С.

2. Упражнять в чтении слоговой таблицы и слов.

3. Закреплять умение работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Шмель», «Почистим нижние зубки».

2. Игра «Звон – сон». Цель: Развивать фонематический слух, учить слышать и различать звуки З-С в словах, действовать по правилам.

3. Пословицы:

Что с воза пало, то пропало.

4. Чтение рассказа К, Ушинского «Козёл».

5. Игра «Кто увидит больше всех?»  Цель: Развивать наблюдательность, связную речь.

6. Загадки (коса, коза, козёл, калоши, сани, золото).

3. «Безопасность»

1. Знакомство с согласным звуком В (В), буквой В.

2. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова.

3. Учить детей проводить анализ предложения.

4. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

1. Артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Почистим зубки».

3. Чтение стихотворения:

К единице три приставим…

Что за букву мы составим?

2. Скороговорка:

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

4. Загадка – шутка:

Что будет делать ворона, прожив три года? (жить четвёртый год).

5. Игра «Звук заблудился». Цель: Развивать речевое внимание; формировать умение слышать в словах звуки, правильно исправлять слова

6. Загадки (вилы, волна, волк, волосы, ворона).

4. «Мои права»

1. Закрепление согласного звука В (В), буквы В.

2. Упражнять детей в чтении слогов с  договариванием до целого слова, трёхбуквенных слов.

3. Закрепить понятия, что предложение начинается с большой буквы и имя начинается тоже с большой буквы.

4. Продолжать учить детей различать ударные и безударные слоги.

1. Артикуляционная гимнастика: «Чашечка», «Спрячь конфетку».

2. Скороговорка:

Сидели, свистели семь свиристелей.

3.Игра «Составим из слов предложение». Цель: Учить детей составлять слова из букв, из слов – предложения.

4. Поговорка:

В огороде бузина, а в Киеве дядька. (Полная бессмыслица, чепуха в речи).

5. Игра «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма.

6. Игра «Скажи рифму». Цель: Учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать поэтический слух.

7. Загадки (лопата, вода, корова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Комплексно-тематический план составлен на основе занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорощо уметь читать". Разработан для занятий с детьми подготовительной к школе группе с использованием игровых т...

Проект "Подготовка к обучению грамоте для детей старшей группы"

В проекте собран материал о  работе в  старшей группе по подготовке к обучению грамоте в течении года....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшей группы

Закреплять знания о гласных и согласных звуках.Развитие умений определять количество слогов в слове....

Конспект по образовательной области «Речевое развитие ,обучение грамоте» для детей старшей группы "Звуки речи"

Используемые технологии: Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиТехнология деятельностного подходаТехнологии здоровьесбереженияТехнологии игровыеЦель: продолжать знакоми...

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду...