Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Жилинская Марина Александровна

Комплексно-тематический план составлен на основе занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорощо уметь читать". Разработан для занятий с детьми подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_podg._gr.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический  план

непосредственно образовательной деятельности

по подготовке  детей к обучению грамоте

(подготовительная к школе группа)

                                                                                                                                                                                Жилинская Марина Александровна

                                                                                                                                             воспитатель первой кв. категории

г. Воркута

2012 г.

Сентябрь

Неделя

Непосредственно образовательная деятельность

Связь с другими видами деятельности

Цель

Используемый занимательный дидактический материал

1. «До свидания, лето!»

1. Закрепить понятия «звук», «слово», «буква», «предложение».

2.Развивать у детей фонематический слух, речь.

3. Закрепить с детьми понятие гласных и согласных звуков.

4. Закреплять навыки звукового анализа, выделения звуков в слове, деления слов на слоги.

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Заборчик»/    

2. Д/и «Звуковая мозаика лета». Цель: Определение первого и последнего звука в словах.

3. Д/и «Магазин». Цель: Формирование навыка слогового анализа.

4. Игровое упражнение «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в  стихах, развивать чувство ритма.

5. Д/и «Стоп, флажок, остановись!». Цель: Закрепить понятия «слово», «звук», «буква», «предложение». Развивать у детей слуховое внимание. Закрепить названия летних месяцев.

6. Д/и «Что такое звук, слово, предложение?». Цель: Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

7. Д/и «Пирамида». Цель: Подсчёт количества звуков в словах.

1. Д/и «Сколько слов». Цель: Упражнять в дифференциации на слух слов.

2. Д/и «Следи за словом». Цель: развивать у детей фонематический слух.

3. Д/и «Загадки – складки». Цель: Учить отгадывать загадки о лете, овощах и фруктах, добавляя последнее слово, подходящее в рифму.

4. Д/и «Это слово звонкое или тихое?». Цель: Упражнять детей в произнесении слов по-разному: громко, звонко, ласково, тихо.

5. Д/и «Посчитай слоги». Цель: Находить слова с одним, двумя и тремя слогами.

6. Разучивание считалки:

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи.

7. Разучивание скороговорок:

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Зелёная берёза стоит в лесу,

Зоя под берёзой поймала стрекозу.

8. Д/и «Цепочка слов». Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

9. Игра «Кто наблюдательнее». Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания, наблюдательности.

10. Логоритмические упражнения «А сейчас мы с вами, дети!», «Ванька – встань-ка».

11. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный Глаз». Цель: Учить детей свободно высказываться по содержанию рассказа, называть слова со звуком И.

12. Чтение сказки «Нелетающий зонт» Г. Юдина.

13. Штриховка «Заяц», «Лимон». Цель: Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.

14. Дыхательная гимнастика «Кто спрятался?», «Пузырьки».

15. Игровое упражнение «О ком? О чем?». Цель: Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

16. Д/и «Мы волшебники немного, был один, а станет много». Цель: Учить образовывать существительные (названия овощей и фруктов) множественного числа именительного и родительного падежей.

17. Пальчиковые игры «Моя семья», «Капитан».

18. Д/и «Скажи, какой подарок подаришь другу?». Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

19. Д/и «Кто это? Что это?» с использованием игрового пособия «Ёлочка». Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки (буквы).

20. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

21. Работа с природным материалом, собранным в тундре. Изготовление поделок на тему «Сказки из тундры». Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

2. «Фрукты и овощи»

1. Знакомство с гласным звуком И, буквой И.

2. Упражнять в определении места звука И в трёх позициях.

3. Учить различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки.

4. Учить чтению простых слов по карточкам (две на каждого ребёнка).

1. Артикуляционная гимнастика: «Трубочка», «Слон».

2.  Чтение стихотворения:

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

(В. Степанов)

3. Д/и «Кто внимательный?». Цель: Развивать фонематический слух детей, формировать умение слышать в словах звук И. Закрепить названия овощей и фруктов.

4. Игровое упражнение «Назови пару». Цель: Продолжать учить детей различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

5. Занимательное упражнение «Что нам Карлсон принёс». Цель: Учить выкладывать из букв разрезной азбуки слова: сыр, молоко, рис, сало, лук, мука и др.

6. Д/и «Живые звуки». Цель: Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа слова.

3. «Богатство тундры»

1. Закрепление гласного звука И, буквы И.

2. Дать детям представление, что звук И образует слог и может быть отдельным словом.

3. Продолжать обучение звуковому анализу слов.

4. Продолжать упражнять в умении составлять слова из букв разрезной азбуки.

1. Артикуляционная гимнастика: «Качели», «Часики».

2. Пословица: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги».

3. Игровое упражнение «Цепочка слов». Цель: Учить соединять слоги в слова, развивать сообразительность.

4. Загадывание загадок: черника, голубика, брусника.

5. Разучивание скороговорки: «Играл Егорка с Игорьком – скатился с горки кувырком».

6. Д/и «Не разорви бусы». Цель: Учить подбирать слова, развивать смекалку, мышление.

7. Выкладывание из пуговиц разного размера букву. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.

4. «Мои друзья»

1. Знакомство с согласным звуком З(З’), буквой З.

2. Учить определять место звука З в трёх позициях.

3. Продолжать обучение звуковому анализу слов.

4. Упражнять в составлении предложений с заданным словом.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Комар».

2. Чтение стихотворения:

По белому полю

В туман и в снега

Бредут потихоньку

Бараньи рога…

(Е. Тарлапан)

3. Загадывание загадок: замок, арбуз, зима, азбука.

4. Игровое упражнение «Ждём друзей в гости». Цель: Учить придумывать слова из букв разрезной азбуки, обозначающие угощения, лакомства.

5. Д/и «Скажи, какое». Цель: Учить называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

6. Фонетическая игра «Назови слово». Цель: Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.

7. П/и «Комары». Цель: Развивать фонематический слух детей, двигательную активность.

Октябрь

1. «Все работы – хороши!»

1. Учить сопоставлять звуки З и С.

2. Упражнять в чтении слоговой таблицы и слов.

3. Закреплять умение работать с индивидуальными разрезными азбуками.

4. Расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.

1. Артикуляционная гимнастика: «Загони мяч в ворота», «Лопатка».

2. Игровое упражнение «Звон – сон». Цель: Развивать фонематический слух, учить слышать и различать звуки З – С в словах, действовать по правилам.

3. Загадывание загадок: коса, коза, козёл, сани, золото.

4. Пословица: «Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью».

5.Д/и « Переезжаем на новую квартиру». Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.

6. Чтение рассказа К. Ушинского «Козёл».

7. Д/и «Кто увидит больше всех?». Цель: Развивать наблюдательность, связную речь.

8. Д/и «Кто кем хочет стать?». Цель: Учить употреблять трудные формы глаголов.

1. Д/и «Чего не стало?». Цель: Упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

2. Логоритмические упражнения «Во дворе растёт подсолнух», «дети едут на машине».

3. Чтение сказки Г. Юдина «Свинья в гостях».

4. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй». Цель: Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

5. Игра «Кто чем занимается?». Цель: Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания.

6. Игра «Разноцветные мячики. Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!». Цель: Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

7. Чтение сказки Г. Юдина «Мыша – водолаз». Цель: Учить внимательно слушать сказку, запоминать слова. В которых встречается звук В. Развивать слуховое внимание. Фонематический слух.

8. Дыхательная гимнастика «Ветер», «Часики».

9. Д/и «Бывает – не бывает». Цель: Развивать мышление, логику, учить понимать юмор.

10. Игры – соревнования: «Чей голос дольше звучит?», «Чей голос звонче?». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, расширение звуковысотного диапазона.

11. Чтение стихотворения:

Жук жужжит:

- Я шёл и шёл,

Жёлтый камешек нашёл.

- Это жёлудь! Ты не прав, -

Говорит жуку жираф.

- Что ж, повесь его на сук, -

Говорит жирафу жук.

12. Игровое упражнение «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

13. Выкладывание из зерна, бобовых, крупы букв. Цель: Развивать зрительную память, мелкую моторику рук, учить владеть своими руками, развивать воображение, мышление.

14. Д/ и « Подбери слово». Цель: Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.

15. Штриховка в тетрадях «Воробей», «Жук».

16. Пальчиковые игры «Домик», «Магазин одежды».

17. Игра « Полслова за вами». Цель: Закрепить умение читать слоги с договариванием до целого слова.

18. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Развивать фантазию, придумывать слова – небылицы.

19. Д/и «Закончи предложение». Цель: Подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

20. Чтение пословиц, поговорок об осени.

21. Д/и «Как мы одеваемся?». Цель: Учить детей правильному употреблению нарицательных имён существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

2. «Осень»

1. Знакомство с согласным звуком В (В’), буквой В.

2. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова.

3. Учить детей проводить анализ предложения.

4. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Вкусное  варенье»

2. Чтение стихотворения:

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

3. Разучивание скороговорки:

«Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки».

4. Загадывание загадок: вилы, волна, волк, волосы, ворона.

5. Д/и «Звук заблудился». Цель: Развивать речевое внимание, формировать умение слышать в словах звуки, правильно исправлять слова.

6.Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

7. Д/и «Один - много». Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. Закрепить понятия об осенних явлениях.

3. «Безопасная дорога»

1. Закрепление согласного звука В (В’), буквы В.

2. Упражнять детей в чтении слогов с договариванием до целого слова, трёхбуквенных слов.

3. Закрепить понятие, что предложение начинается с большой буквы и имя начинается тоже с большой буквы.

4. Продолжать учить детей различать ударные и безударные слоги.

1. Артикуляционная гимнастика: «Грибок», «Назойливая муха».

2. Поговорка: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».

3. Чтение стихотворения:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

4. Разучивание скороговорки: «Сидели, свистели семь свиристелей».

5. Загадывание загадок: лопата, вода, ведро, веник.

6. Д/и «Составим из букв предложение». Цель: Учить составлять слова из букв, из слов – предложения.

7. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на дороге.

8. Д/и «Скажи рифму». Цель: Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

4. «Одежда»

1. Знакомство с согласным звуком Ж, буквой Ж.

2. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова.

3. Упражнять в чтении слоговой таблицы, составлении слов из этих слогов.

4. Упражнять детей в умении подбирать слова с заданным звуком.

1. Чистоговорки:

Жа-за, жа-за, идёт жадная коза.

Зы-жи,зы-жи, дядя делает ножи.

Зу-жу, зу-жу, молоко даём ежу.

2. Чтение стихотворения:

Эта буква широка

И похожа на жука.

И приэтом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

(С. Маршак)

3. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба».

4. Д/и «Какие слова «спрятались» в буквах?». Цель: Упражнять в умении составлять слова из предложенных букв.

5. П/и «Жуки». Цель: Развивать у детей слуховое внимание, двигательную активность, умение согласовывать слова и действия.

6. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

7. Д/и «Ты дружочек не зевай, да словечко приласкай». Цель:  Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ноябрь

1. «Улицы нашего города»

1. Закрепление звука Ж, буквы Ж.

2. Сопоставление Звуков Ж – Ш.

3. Закрепление умения производить звуковой анализ слова СНЕЖИНКА.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять в умении соотносить звук и букву.

1. Артикуляционная гимнастика: «Назойливая муха», «Дудочка», «Окошки».

2. Скороговорки:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Мой бумажный журавлёнок,

В синем небе не шали,

Чтоб тебя, мой журавлёнок,

Не прогнали журавли.

3. Загадывание загадки про снежинку.

4. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

5. Игровое упражнение «Какая буква в начале слова?». Цель: Соотнесение звука и буквы, учить детей запоминать буквы.

6. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

1. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Развивать у детей фонематический слух. Формировать умение слышать в словах звуки Ж, Ш.

2. Игра «Живые звуки». Цель: Учить детей производить звуковой анализ слова.

3. Д/и «Подумай, не торопись». Цель: Активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка.

4. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты». Цель: Совершенствовать у детей слуховое внимание, умение запоминать слова со звуком Б.

5. Разучивание считалки:

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

6. Чтение стихотворения:

Был  у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

7. Логоритмические упражнения «Заинька», «Ёжик».

8. Игровое упражнение «Расскажем про Олю и зайчика». Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

9. Д/и «Один и много». Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа) существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах.

10. Дыхательная гимнастика «Фокус», «Греем руки».

11. Чтение Сказки Г. Юдина «Генерал Гена».

12. Штриховка «Гриб», «Белка».

13. Д/и «Кто заблудился?». Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

14. Разучивание считалки:

В грязи у Олега

Увязла телега,

Сидеть бы Олегу

До самого снега.

Ты выйдешь из круга

И выручишь друга:

Доставишь к ночлегу

Телегу Олега!

15. Игра «Разноцветный сундучок». Цель: Учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

16. Д/и «Склад - несклад». Цель:  Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

17.Пальчиковые игры «Поросята», «Котята».

18. Лото «Определи первый звук в слове». Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

19. Выкладывание из счётных палочек различных форм. Цель: Развивать у детей воображение, конструкторские навыки, мелкую моторику рук.

20. Упражнение «Объясни слово». Цель:

Развитие словарного запаса, мышления, устной речи.

21. Рисование пальчиком на подносе с крупой на тему «Моё любимое животное». Развивать воображение, тактильную чувствительность.

2. «Люди опасных профессий»

1. Знакомство с звонким согласным звуком Б (Б’), буквой Б.

2. Упражнять детей в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Чашечка», «Часики».

2. Чтение стихотворения:

Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

(В. Степанов)

3. Д/и «Где звук?». Цель: Упражнять в умении определять место звука в словах в двух позициях.

4. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

5. Д/и «Да - нет». Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

6. Загадывание загадок: баран, Буратино, барабан.

7. Игровое упражнение «Составим слово». Цель: Упражнять детей в составлении слов по «живой модели».

8. Игровое упражнение «Какая буква спряталась?». Цель: развивать у детей творческое воображение, фантазию.

3. «Животные»

1. Закрепление звука Б (Б’), буквы Б.

2. Сопоставление звуков Б и П.

3. Составление слов из букв на фланелеграфе.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. . Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Колечко», «Вкусное варенье», «Змейка».

2.  Скороговорка: «Купила бабуся бусы Марусе».

3. Пословица: «Близок локоток, да не укусишь».

4. Игра «Звонко - глухо». Цель: Закрепление артикуляции согласных  звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

5. Загадывание загадок: боровик, болото, бублик, буквы, рыбка.

6. Д/и «Цепочки слов». Цель: Учить детей составлять слова из слогов, учить читать слова, формировать навык осмысленного чтения.

7. Игровое упражнение «Буквы в клетке». Цель: Закрепление знаний детей о буквах; развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

8. Игра «Кто быстрей найдёт свою команду». Цель: Развивать быстроту реакции детей, умение сопоставлять и различать звуки П и Б.

4. «С днём рождения, Воркута!»

1. Знакомство со звуком Г (Г’), буквой Г.

2. Упражнять детей в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в двух позициях – в начале и в середине слова.

4. Упражнять в умении читать прямые и обратные слоги с умением договаривать эти слоги до целого слова.

5. Учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

1. Артикуляционная гимнастика: «Маятник», «Бублик».

 2. Чтение стихотворения:

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

3. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Упражнять детей подбирать рифмующиеся слова с заданным звуком.

4. Чтение потешки:

Горкой, горкой, горочкой

Шёл маленький Егорочка.

Протоптал Егорочка

Тропочку до горочки.

5. Игровое упражнение «Угадай слово по начальному слогу». Цель: Упражнять детей в чтении прямых и обратных слогов с договариванием до целого слова.

6. Загадывание загадок: гусь, утка, вагон., гора, губы, игла.

7. Лексическая игра «складные картинки». Цель: Учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Декабрь

1. «Зима»

1. Закрепление звука Г (Г’), буквы Г.

2. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

3. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

4. Сопоставление звуков Г и К.

5. Упражняться в понимании и употреблении слов с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

1. Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Качели», «Шарик».

 2. Д/и «Чьи эти вещи?». Цель: Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья.

3. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова.

4. Игра «Скажи по–другому». Цель: Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения. Закрепить признаки зимы.

5. Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?». Цель: Упражнять в умении различать цифры от букв, развивать внимание.

6. Игровое упражнение «Сравни пары». Цель: Упражнять в сопоставлении звуков Ги К.

7. Заучивание скороговорки:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!».

1. Д/и «Как сказать по-другому?». Цель: Упражнять в употреблении слов с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

2. Д/и «Исправь меня». Цель:  Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

3. Д/и «Какое это имя?». Цель: Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов.

4. Разучивание скороговорки:

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

5.Д/и  «Волшебник». Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

6. Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело».

7. Рисование пальцем на подносах, заполненных крупой, знакомые буквы, прямые, кривые, ломаные линии. Цель: Воспитывать усидчивость, терпение, развивать зрительную память, внимание, воображение.

8. Логоритмические упражнения «Дети утром рано встали», «Руки ставим мы вразлёт».

9. Использование игрового пособия «Поварёнок». Цель: Учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

10. Разучивание считалки:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем, ты води!

11. Дыхательная гимнастика «Дудочка», «Каша».

12. Штриховка «Корабль», «Дом».

13. Игра «Говори – не задерживай». Цель: Учить детей придумывать слова, начинающиеся с последнего слога только что произнесённого слова. Развивать речевое внимание, мышление.

14. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку с тем изображением транспорта, в названии которой есть заданный звук, определённое количество слогов.

15. Выкладывание из счётных палочек снежинок. Цель: Развивать у детей воображение, мышление, развивать конструкторские навыки.

16. Д/и «Что такое звук, слово, предложение?» Цель: Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

17.Пальчиковые игры «Новый год», «Путешествие».

18. Д/и «В гостях у лесника». Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

19.Чтение пословиц, поговорок о зиме.

20. Д/и «Приготовь обед». Цель: Учить детей подбирать слова, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух.

21. Разучивание стихов и песен к новогоднему празднику. Цель: Учить произносить слова выразительно, чётко проговаривать слова.

22. Чтение художественной литературы на тему «Пожарная безопасность».

23. Д/и «Какие бывают иголки». Цель: Дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

2. Пожарная безопасность»

1. Знакомство со звуком Д (Д’), буквой Д.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

5. Упражнять в составлении предложения с заданным словом с помощью схемы.

1. Артикуляционная гимнастика: «Ямка», «Резинка», «Барабанщик».

 2. Чтение стихотворения:

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

(В. Степанов)

3. Игра «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

4. Игровое упражнение «Кто в домике живет?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

5. И.м.п. «Дятел». Цель: Учить детей чётко произносить слова, согласовывая их с действиями.

6. Игровое упражнение «Переставь слова в предложении». Цель: Учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

3. «Транспорт»

1. Сопоставление звуков Д и Т.

2. Продолжать упражнять в умении производить характеристику звуков Д и Т.

3. Учить составлятьть метаграммы, а также путем изменения только одной буквы в слове уметь «превращать» одно слово в другое.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Спрячь конфетку».

 2. Скороговорка: «На дворе – трава, на траве – дрова».

3. Игры – метаграммы. Цель: Учить преобразовывать слова путём замены одной буквы на другую. Формировать понимание значимости буквы.

4. Загадывание загадок: луг, лук, дуб, дятел.

5. Д/и «Только транспорт». Цель: Расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром, развитие наблюдательности и сосредоточенности.

6. Д/и «Кто быстрее соберет картинки?». Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Д — Т.

7. Игра «Стучалочка»: «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу». Цель: Тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

8. Д/и «Что вы видите вокруг?». Цель: Уточнить представления детей о названии предметов.

4. «Новый год у ворот»

1. Знакомство со звуком Й, буквой Й.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Учить детей согласовывать числительные ДВА, ДВЕ с существительными.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Качели», «Лошадка».

2. Чтение стихотворения:

- Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Й запомнить нужно,

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На её плечах сидит!

3. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

4. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

5. Игровое упражнение «Кто поедет в гости?». Цель: Упражнять детей в умении выкладывать из букв разрезной азбуки имена тех. Кого они возьмут с собой в гости.

6. Чтение детям сказки Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

Январь

2. «Свет волшебный Рождества»

1. Сопоставление звуков И и Й.

2. Упражнять в звуко - буквенном анализе слов, составлении схемы слова.

3. Учить детей отгадывать загадки и выкладывать отгадку на фланелеграфе из букв большой азбуки.

4. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.

5. Обогащать лексику детей антонимами.

1. Артикуляционная гимнастика: «Рыбка», «Качели», «Часики».

2. Скороговорка: «Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой».

3. Игра «Мяч поймай — слово составляй». Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря.

4. Загадывание загадок: трамвай, попугай, чай, чайник, лейка.

5. Д/и «Высокий — низкий». Цель: Учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

6. Пословица: «Не рой другому яму, сам в неё упадёшь».

7. Игровое упражнение «Кто что делает». Цель: Упражнять детей в составлении из букв разрезной азбуки составлять слова – глаголы в повелительном наклонении: ПОЙ, ДАЙ, ЛАЙ, ДУЙ, РОЙ, ЖУЙ, и т.д.

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй». Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

2. Д/и «Картина — корзина». Цель: Упражнять в умении находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

3. Игры с ребусами: «Угольки», «Зверь».

4. Логоритмические упражнения «Сильный ветер сосны крутит», «Мы не будем торопиться».

5. Д/и «Зарядка». Цель: Учить детей понимать и использовать в речи глаголы будущего времени.

6. Д/и «Длиннее – короче». Цель: Формирование навыков звукового анализа и синтеза, дифференциация на слух длинных и коротких слов.

7. Дыхательная гимнастика «Снег и ветер», «Греем руки».

8. Игровое пособие «Ёлочка». Цель: Закреплять умение находить слова с заданным звуком».

9. Д/и «Почтальон принёс открытку». Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.).

10. Игра «Купи игрушку». Цель: Учить определять количество слогов в слове; учить находить предметы с определённым количеством слогом, с заданным звуком. Развивать внимание.

11. Д/и «Едем, летим, плывем». Цель: Учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

12. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение. Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю». Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

13. Игра «Новогодние флажки». Цель: Учить образовывать слова из изученных букв. Развивать внимание, логику, мышление.

14. Д/и «Зоопарк». Цель: Закрепить умение называть только тех животных, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух.

15. Игровое упражнение «Собери букву». Цель: Упражнять в собирании буквы из частей по типу мозаики.

16. Пальчиковые игры ««Кошка и мышка», «Зима».

17. Д/и «Человеческие дети знают всех зверят на свете». Цель: Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие внимания, памяти.

18. Игровое задание «Нарисуй посуду».

 Цель: Развивать умение отгадывать загадки. Учить обводить карандашом пуговицы по контуру, составляя из них форму посуды. Упражнять в раскрашивании.

3. «Посуда»

1. Знакомство с буквой Ь – показатель мягкости в конце слова.  Дать детям представление, что эта буква звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный звук.

2. Умение находить слова с мягким согласным звуком на конце.

3. Упражнять в составлении предложений с заданными словами.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Развивать речевое внимание и фонематический слух.

1. Артикуляционная гимнастика: «Ступеньки», «Улыбочка».

2. Чтение стихотворения:  

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

3. Д/и «Назови слова». Цель: Учить детей слышать и повторять слова из стихотворения, в которых согласный произносится мягко.

4. Д/и «Выложи предложение кирпичиками». Цель: Учить различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь. Закрепить названия чайной посуды.

5. Загадывание загадок: конь, мысль, огонь, дверь, гусь, лось.

6. Игровое упражнение «Кто что делает?». Цель: Формировать быстроту реакции на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо.

7. Чтение сказки Г. Юдина «Отец и мать».

4. «Законы, по которым мы живём»

1. Знакомство с мягким знаком в середине слова.

2. Упражнять в чтении по магнитной азбуке.

3. Упражнять в чтении слов с наращиванием.

4. Упражнять детей в составлении простых предложений.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.

6. Развивать у детей фонематическое восприятие.

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Иголочка», «Горка».

2. Скороговорка: «Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в бок, Саньку в лоб. Все в сугроб».

3. Игровое упражнение «Дополни предложение». Цель: Упражнять детей в составлении простых предложений, учить понимать причинные связи между явлениями.

4. Игровое упражнение «Измени слово». Цель: Учить детей читать слова с наращиванием, составленных из букв большой разрезной азбуки.

5. Загадывание загадок: коньки, огоньки.

6. Игра «Различай были и небылицы». Цель: Развивать внимание к тексту, умение осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснить, что это – быль или небылица.

7. Д/и «Чего не стало?». Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.

8. Д/и «Превращение слов». Цель: Упражнять в умении вставлять мягкий знак в слова, чтобы образовывались новые слова, активизировать словарь детей.

Февраль

1. «Закаляйся, будь здоров!»

1. Знакомство со звуком Е, буквой Е.

2. Учить производить характеристику звука.

3. Упражнять в умении определять место звука в словах в трёх позициях, определять слова с двумя звуками Е.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

1. Артикуляционная гимнастика: «Кролик», «Киска сердится».

2. Разучивание скороговорки: «Женя на скамейку села, справа – Сева, Слава – слева».

3. Занимательное упражнение «Загадки-складки». Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

4. Загадывание загадок: олень, белка, зебры, ель.

5. Игровое упражнение «Кто это? Что это?». Цель: Формировать быструю реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо.

6. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции. Пополнить словарь детей словами, обозначающими ЗОЖ.

7. Д/и «Слоговой домик». Цель: Запоминать слоги, учиться сортировать их по гласной или согласной букве, учиться быстро читать слоги.

8. Д/и «Цепочка слов». Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

1. Д/и «Какой звук спрятался в середину слов?». Цель: Учить выделять гласный звук из односложных слов, развивать у детей фонематический слух.

2. Чтение сказки Г. Юдина «Прачечная «Егор и сыновья».

3. Игра «Горячий — холодный.  Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Цель: Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

4. Игровое упражнение «Дикторы». Цель: Развитие интонационной выразительности речи.

5. Чтение сказки Г. Юдина «Яшка – Бяшка».

6. Штриховка «Яблоко», «Ёж».

7. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

8. Разучивание считалки:

Я – зверёк,

И ты – зверёк,

Я – мышонок,

Ты – хорёк,

Ты – хитёр,

А я умён.

Кто умён,

Тот вышел вон.

9. Игровое пособие «Дорожки звуков». Д/и «Вьюга», «Эхо», «Гудок». Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

10. Чтение фольклора:

Наша утка крякала,

А Серёжка – яколка:

«Я сумею,

Я смогу,

Я быстрее побегу!»

Отдохни немножко,

Якалка – Серёжка!

11. Логоритмические упражнения «Чтобы сильным стать и ловким», «На дворе у нас мороз».

12. Д/и «Дополните слово». Цель: Упражнять в умении преобразовывать слова, добавляя к заданному слову буквы.

13. Д/и «Угощенье для гостей». Цель: Учить детей называть с заданным звуком; развивать мышление, фонематический слух.

14. Д/и «Скажи, какое». Цель: Называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

15.  Дыхательная гимнастика «Дровосек», «Пилка дров».

16. Д/и «Что у нас получится?». Цель: Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

17. Выкладывание из пуговиц разного размера букв, слогов, слов. Цель: Развивать воображение, учить владеть своими руками, воспитывать усидчивость.

18. Игровое упражнение «Исправь меня». Цель: Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

19. Пальчиковые игры «Разминка», «Перчатка».

20. Игровое упражнение «Составь слово из слогов». Цель: Упражнять в умении составлять слова из слогов, подвешенных на крестовинах в группе. Развивать внимание.

21. Игровое пособие «Кольца Луллия». Цель: Упражнять детей в умении находить картинку, в названии которой есть заданный звук, определённое количество слогов.

22. Д/и  «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем». Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

23. Чтение сказок, пословиц и поговорок коми – народа.

2. «Коми – край мой северный!»

1. Закрепление гласного звука Е, буквы Е.

2. Упражнять в чтении слов по «живой модели».

3. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

4. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

5. Развивать у детей фонематический слух, речевое внимание.

1. Артикуляционная гимнастика: «Дятел», «Грибок», «Гармошка».

 2. Чтение стихотворения:

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

(Е. Тарлапан)

3. Загадывание загадок: Белка, дерево, репа, поле.

4. Игровое упражнение «Читай быстро, не ошибись». Цель: Упражнять детей в чтении слов по разрезной азбуке большого формата.

5. Игровое упражнение « Сложи слово». Цель: Упражнять в умении составлять слова из букв индивидуальной разрезной азбуки.

6. Д/и «Добавь словечко» Цель: Упражнять в расширении объёма предложения.

7. Игра «Найди нужное слово». Цель: Упражнять детей в умении называть только те слова, в которых есть звук Е.

3. «Российская Армия»

1. Знакомство с гласным звуком Я, буквой Я.

2. Учить производить звуковой анализ слов МАЛ, МЯЛ.

3. Упражнять в умении читать слоги по слоговой таблице  с договариванием до целого слова.

4. Упражнять в умении произносить слова с заданным звуком в трёх позициях.

5. Продолжать учить работать с индивидуальными разрезными азбуками.

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Барабанщик».

2. Чтение стихотворения:

Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички – буква Я!

3. Д/и «Найди место звука в слове». Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

4. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Лягушка и мышь». Цель: Учить выделять заданный звук в словах из прослушанного текста.

5. Игра со словом КОЛОБОК. Цель: Учить детей из находящихся в наличии букв данного слова составлять другие разные слова.

6. Загадывание загадок: имя, яма, язык, яхта.

7. Игровое упражнение «Меняем местами». Цель: Учить детей составлять из букв заданные имена.

8. Игра «Кто в домике живет?». Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

4. «Моя Родина – Россия»

1. Закрепление звука Я, буквы Я.

2. Учить детей произносить предложение и последовательно прибавляя к нему по слову, расширять его.

3. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

4. . Продолжать учить работать с индивидуальными разрезными азбуками.

5. Учить детей понимать переносное значение слов и выражений

1. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Рыбка», «Хоботок».

2. Разучивание скороговорки: «Ялик с якорем у Яшки, якорь есть и на тельняшке».

3. Чтение стихотворения:

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила.

Но, советуем, друзья,

Помнить место буквы Я!

(Б. Заходер)

4. Загадывание загадок: свинья. Виноград.

5. Игра «Составим отгадку вместе». Цель: Упражнять детей в умении из букв составлять слово – отгадку, определять количество букв в слове, слогов, называть ударный слог.

6. Игровое упражнение «Дополни предложение». Цель: Упражнять в умении увеличивать услышанное предложение, последовательно прибавляя к нему по одному слову. Закрепить с детьми слова: Родина, Россия, флаг, герб, Москва, столица.

7. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хавронья».

Март

1. «Весна»

1. Знакомство с гласным звуком Ю, буквой Ю.

2. Упражнять в умении производить анализ звука Ю.

3. Упражнять в умении называть слова со звуком Ю  в трёх позициях.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

1. Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит», «Слоник пьёт».

2. Чтение стихотворения:

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась…буква Ю.

(А. Шибаев)

3. Д/ «Буквенный конструктор». Цель: Запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из отдельных деталей.

4. Загадывание загадок: выключатель, ключ, клюква, клюшка.

5. Д/и « Слоговый аукцион». Цель: Учить придумывать слова, начинающиеся со слога Ю, кончающиеся слогом Ю.

6. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»:  «Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку». Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря. закрепить признаки весны.

1. Игровое упражнение «Составь слово из слогов». Цель: Упражнять в умении составлять слова из слогов, подвешенных на крестовинах в группе. Развивать внимание.

2. Д/и «Скажи слово с нужным словом». Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

3. Игра «Угадай отгадки на мои загадки». Цель: Развивать мышление, воображение, сообразительность.

4. Рисование по трафаретам и штриховка изображений. Цель: Способствовать развитию графической моторики. Воспитывать усидчивость, внимание.

5. Логоритмические упражнения «Мишка вылез из берлоги», «Игра».

6. Игра с буквами «Найди десять отличий». Цель: Развивать у детей зрительное восприятие.

7. Чтение сказки Г. Юдина «Верблюжонок Бюль – Бюль».

8. Д/и «Найди точное слово». Цель: Учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

9. Д/и «Будь внимателен». Цель: Активизация словаря, дифференциация глухих и звонких согласных в словах.

10. Чтение сказки Г. Юдина «Ёжик и ёршик».

11. Игровое упражнение «Подбери слово к схеме». Цель:  Упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце).

12. Д/и «Назови три предмета». Цель: Упражнять детей в квалификации предметов.

13. Дыхательная гимнастика «Кораблики», «Свеча».

14. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко». «Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет». Цель: Развитие мышления, быстроты реакции.

15. Д/и «Кто интереснее придумает?» Цель: Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

16. Пальчиковые игры «Весна», «Часы».

17. Разучивание считалки:

Ёжик-ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать!

18. Игра «Найди только гласные буквы». Цель: Закрепить с детьми умение различать гласные и согласные буквы.

19. Чтение пословиц и поговорок о весне.

20. Д/и «Отвечай быстро». Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), быстро отвечать.

21.Разучивание стихов и песен к 8 марта. Цель: Учить произносить слова выразительно, чётко проговаривать слова.

22. Игра «Скажи по-разному». Цель: упражнять детей произносить предложения с разной интонацией.

23. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

24. Создание мозаики «Сова» с помощью картона, пластилина и тыквенных семечек. Цель: Развивать воображение, художественный вкус, формировать интерес к составлению композиции; учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику рук.

2. «Женский день»

1. Закрепление звука Ю, буквы Ю.

2. Упражнять в умении придумывать слова, добавляя слог к части слова.

3. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Учить называть обобщающие действия слова.

1. Артикуляционная гимнастика: «Приклей конфетку», «Лопатка».

2. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова». Цель: Закрепление умения добавлять слог до слова.

3. Игровое упражнение « О ком или о чём я рассказываю?». Цель: Развивать воссоздающее воображение, помочь усвоить умение характеризовать кого-либо или что-либо.

4. Д/и «Игра-путешествие». Цель: Учить запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.

5. Игровое упражнение «Составь имя мамы». Цель: Упражнять  в работе с индивидуальными разрезными азбуками.

6. Чтение скороговорки:

Юлька – Юленька – юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

3. «Книжкина неделя»

1. Знакомство с гласным звуком Ё, буквой Ё.

2. Учить производить характеристику звука.

3. Упражнять в умении определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Учить сопоставлять слова: ВОЛ – ВЁЛ, НОС – НЁС. ВОЗ, ВЁЗ.

5. Дать детям представление, что звук Ё смягчает согласный звук, стоящий перед ним.

6. Развивать речевое внимание и фонематический слух.

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Качели», «Часики».

2. Чтение стихотворения:

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

(В. Степанов)

3. Д/и «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

4. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Закрепить умение добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма.

5. Загадывание загадок: ёж, ёлка, ёрш.

6. Игровое упражнение «О ком я рассказываю?». Цель: Упражнять в умении по описательным действиям догадываться, о чём идёт речь.

7. Д/и «Кто заблудился?» Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

4. «Птицы»

1. Закрепление звука Ё, буквы Ё.

2. Дать детям представление о том, что слог с данным звуком всегда ударный.

3. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

4. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

5. Упражнять в умении расширять объём предложения.

1 Чистоговорки:

Та-та-та - у нас дома чистота.

Тё-тё-тё - отложи своё шитьё.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать - мы идём гулять.

Ат-ат-ат - берём с собою самокат.

2. Разучивание скороговорки: «Проворонила ворона воронёнка».

3. Занимательное упражнение «Расколдуй слова». Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

4. Игра «Составим слово». Цель: Упражнять детей в умении составлять из предложенных букв слово – отгадку.

5. Игровое упражнение «Дополни предложение». Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, запоминать, строить высказывания.

6. Загадывание загадок: василёк, самолёт, звёзды.

Апрель

1. «Рыбы»

1. Знакомство с глухим звуком Ц, буквой Ц.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

6. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме.

1. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Почистим зубки».

2. Чтение стихотворения:

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

3. Пословица: «Цыплят по осени считают».

4. Загадывание загадок: зубы, цапля.

5. Игровое упражнение «Отвечай быстро». Цель: Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме; быстро и правильно подбирать нужные слова.

6. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквой Ц и только с этой». Цель: Развитие фонематических представлений, воображения.

7. Д/и «Буквоед». Цель: Запоминать графические образы букв, учиться узнавать одинаковые элементы букв, учиться узнавать разные элементы букв.

1. Д/и «Твёрдый или мягкий». Цель: Закрепить знания о мягких и твёрдых согласных.

2. Игра с мячом «Скажи ласково». «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».

Цель: Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

3. Логоритмические упражнения ««Космонавт», «Кто на месяце живёт?».

4. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

5. Пальчиковые игры «Найди животных», «Рыбки».

6. Д/и «Громко — шепотом». Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

7. Чтение сказки Г. Юдина «Цыплёнок Цып».

8. Штриховка геометрических фигур по шаблонной линейке. Цель: Развивать мелкие мышцы рук, воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца.

9. Д/и «Кто больше слов скажет». Цель: Называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

10. Разучивание считалки:

Чики-чики, чики-чок,

Ночью песни пел сверчок,

Мы его искать пошли,

Зажигали фонари;

Заглянули под кусток,

По пушистый лопушок.

Где там спрятался сверчок?

Поищи его, дружок.

11. Игровое пособие «Ёлочка». Цель: Закреплять умение находить слова с заданным звуком, с определённым количеством слогов.

12. Игра «Тихо — громко». « Мы катались по горам, пели тут и пели там». Цель: Закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

13. Д/и «Кто заблудился?». Цель: Образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Верное средство».

15.Разучивание скороговорок:

Волки рыщут, пищу ищут.

Маша, ты нас не ищи:

Щиплем щавель мы на щи.

Этой щёткой чищу зубы,

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

16. Игровое упражнение «Склад-несклад». Цель: Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

17. Штриховка «Петух», «Курица», «Черепаха». Цель: Учить штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка, соблюдать одинаковые расстояния между линиями; закрепить умение работать простым карандашом.

18. Игра «Какое слово спряталось в названии картинок?». Цель: Учить детей составлять слово по первым звукам картинок, развивать логику, мышление.

19.Дыхательная гимнастика «Насосик», «Шарик».

20. Игра «Один — много». «Мы — волшебники немного: Был один, а станет много». Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

21.Чтение сказок народов мира.

22. Занимательное упражнение «Оживи букву». Цель: Продолжать учить детей выкладывать силуэты букв из пуговиц, гороха, ракушек, лепить из пластилина силуэты букв. Развивать у детей зрительно – моторную координацию.

2. «Космос»

1. Знакомство с глухим согласным звуком Ч, буквой Ч.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

6. Развивать речевую активность, быстроту мышления.

1 Чистоговорки:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо – у меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – ну, тогда пойду к врачу..

2. Чтение стихотворения:

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)

3. Игровое упражнение «Подбери слово к схеме». Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков в слове (в начале, середине или конце).

4. Д/и «Скажи слово с нужным звуком». Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

5. Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?». Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

6. Загадывание загадок: часы, мяч, чайник, очки.

7. Игровое упражнение «Всё ли верно? Докажи».

Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, воспитывать умение отличать реальное от выдуманного.

3. «Пасхальная неделя»

1.Сопоставление звуков Ч и Ц.

2. Учить производить звуковой анализ слов ЗАЯЦ – ЗАЙЧИК.

3. Упражнять в умении определять количество звуков, букв. Слогов в слове, ударный слог.

4. Развивать связную речь, выявлять активный словарь детей.

5. Упражнять детей работать с индивидуальными разрезными азбуками.  

1. Чистоговорки:

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Цо-цо-цо – на руке кольцо.

Цы-цы-цы – поспели огурцы.

Ец-ец-ец- -очень вкусный огурец.

2. Игровое упражнение «Что бы ты съел?». Цель: Упражнять составлять слова – названия блюд из букв разрезной азбуки.

3. Д/и «Кто увидит больше всех?». Цель: Развивать связную речь, выявлять активный словарь детей.

4. Д/и «Подбери слово». Цель: Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова.

5. Д/и «Поезд». Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах. Находить в слове ударный слог.

4. «Народы мира»

1. Знакомство с согласным звуком Щ, буквой Щ.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

5. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

1. Артикуляционная гимнастика: «Приклей конфетку», «Ковшик».

2. Чтение стихотворения:

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

(Е. Тарлапан)

3. Разучивание скороговорки: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щётку в уголке».

4. Д/и «Кто внимательный?». Цель: Учить определять место звука Щ в словах: в начале слова, в середине или в конце.

5. Лексическая игра «Кто подберёт больше слов?». Цель: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

6. Загадывание загадок: щука, клещи.

7. Д/и «Превращение слов». Цель: Учить преобразовывать слова путём изменения одной буквы в них.

8. Д/и «Цепочка слов». Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Май

1. «Насекомые»

1. Знакомство с глухим согласным звуком Ф (Ф’), буквой Ф.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Развивать фонематическое представления. Мыслительную деятельность.

4. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

5. Продолжать учить детей читать слоги по слоговой таблице и составлять из этих слогов слова.

1. Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Дудочка», «Чашечка».

2. Чтение стихотворения:

Федя полез за конфетой в буфет –

Факт, что в буфете не будет конфет.

(В. Лунин)

3. Игровая ситуация «Кто больше запомнил слов со звуком Ф?». Цель: Упражнять детей находить слова с заданным звуком. Развивать слуховое внимание.

4. Д/и «Составь пары из картинок». Цель: Упражнять детей в дифференцировании твердых и мягких согласных в словах.

5. Д/и «Добавь слог». Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

6. Загадывание загадок: фиалки, фонари, фонтан.

7. Д/и «Прятки». Цель:  Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

1. Игра «Стол находок». Цель: Учить детей «находить» букву, которая «потерялась» в названиях картинок. Развивать зрительное и слуховое внимание.

2. Д/и «Сколько точек – столько звуков». Цель: Учить детей называть слова определённой звуковой структуры.

3. «Занимательные Ребусы». Цель: Учить детей понимать процесс разгадывания зашифрованного слова в ребусе, развивать логику, внимание.

4. Чтение сказки Г. Юдина «Фокусник Федя».

Цель: Совершенствовать у детей слуховое внимание, умение запоминать слова со звуком Ф.

5. Д/и «Какие бывают ручки». Цель: Дать детям представление о многозначном слове «ручка», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

6. Штриховка «Молоток», «Лейка», Телефон». Цель: Закрепить умение детей штриховать только в заданном направлении, не выходить за контуры рисунка. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

7. Игровое упражнение «Составьте предложение с маленьким словом «и», схему к нему». Цель: Закрепить с детьми умение придумывать предложения и составлять к ним схему. Закрепить представление о том, что звук «и» может быть отдельным словом.

8. Д/и «Твёрдый – мягкий». Цель: Закрепить умение различать в словах твёрдые и мягкие согласные. Развивать фонетический слух, внимание, воображение.

9. Логоритмические упражнения «Как приятно в речке плавать!», «Кап – кап».

10. Д/и «Узнай по интонации». Цель: Воспитание выразительности речи и мимики.

11. Дыхательная гимнастика ««Кто играет с нами в прятки?», «Разминка».

12. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги». Цель: Тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

13. Выкладывание из зерна, бобовых круп разных фигур. Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.

14. Рисование палочкой на подносах, заполненных крупой, силуэты букв, слова, геометрические фигуры, цифры. Цель: Развивать воображение, способность координировать свои

движения.

15. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

16.  Д/и «Кто придумает конец, тот и будет молодец!». Цель: Закрепление представления о связи слов в предложении.

17. Д/и «У меня друзей немало». Цель: Учить детей составлению простого распространенного предложения.

18. Развлечение «Будем с буквами дружить, будем азбуку любить». Цель: Закрепить с детьми пройденный материал в виде игры (соревнование команд). Развивать речевое внимание, фонематический слух, коммуникативные навыки общения.

19. Кроссворды. Цель: Учить детей отгадывать слова в кроссворде с помощью рисунков – подсказок. Развивать внимание, словесно – логическое мышление.

20. КВН «Самый грамотный». Цель: Прививать детям любовь к родному языку, воспитывать желание читать. Развивать фонематическое восприятие, сообразительность, быстроту мышления, находчивость.

21. Пальчиковые игры «Червячки», «Пчёлки».

22. Игровое пособие «Звуковая дорожка». Цель: Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание. Артикуляция звуков.

2. «День Победы»

1. Знакомство с гласным звуком Э, буквой Э.

2. Упражнять в умении производить характеристику звука.

3. Учить определять место звука в словах в трёх позициях.

4. Упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет.

5. Упражнять в умении составлять слова из букв большой разрезной азбуки.

1. Артикуляционная гимнастика: «Киска облизывается», «Катушка».

2. Д/и «Хлопни в ладоши». Цель: Учить находить в словах заданный звук. Развивать слуховое внимание

2. Д/и «Доскажи словечко». Цель: Учить добавлять недостающие слова в стихах, развивать чувство ритма.

3. Загадывание загадок: эхо, экскаватор, электричество.

4. Игровое упражнение «Прочитай и опиши». Цель: Упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет.

5. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Эскимосы».

6. Д/и «Скажи, какой?». Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

7. Д/и «Найди пару». Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

3. «Безопасность»

1. Знакомство с разделительным твёрдым знаком, буквой Ъ.

2. Учить производить анализ слов с твёрдым и мягким знаком.

3. Сравнение разделительных Ъ и Ь знаков.

4. Воспитывать фонематический слух, речевое внимание.

5. Продолжать упражнять в умении составлять слова из букв разрезной азбуки.

1. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Весёлая змейка».

2. Чтение стихотворений:

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

(В. Степанов)

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

(А. Шибаев)

3. Д/и «Волшебные превращения». Цель: Используя приём наращивания и вставки буквы Ъ в данное слово, показать значение Ъ. Обратить внимание детей на смысловое значение слова.

4. Лото «Разложи правильно». Цель: Упражнять детей в различении твердых и мягких согласных звуков в словах, определении местонахождения этих звуков в словах (в начале, середине или в конце слов).

5. заучивание пословицы: «Красна птица перьем, а человек ученьем».

6. Игровое упражнение «Путешественники». Цель: Упражнять детей в умении составлять из букв и слогов слова, обозначающие транспорт.

7. Игровое упражнение «Попробуй сам». Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывание.

4. «Мои права»

1. Знакомство с двойными согласными.

2. Закрепить умение производить анализ предложения.

3. Закрепить понятия: звук, слог, слово, предложение.

4. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных.

5. Развивать  у детей фонематический слух, пробуждать интерес к слову.

1. Артикуляционная гимнастика: «Непослушный язычок», «Гармошка».

2. Чтение стихотворения:

Зажужжи, коса,

Засверкай кругом!

Зашуми, трава

Подкошенная.

3. Д/и Дополни предложение». Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления. Упражнять в умении производить анализ полученного предложения.

4. Вопросы – шутки:

Как каплю превратить в цаплю?

Можно ли из ноля получить соль?

5. Пословица: «Грамоте учиться – всегда пригодиться».

6. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй». Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

7.Д/и «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй». Цель: Расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления.

8. Д/и «Составим предложение». Цель: Упражнять в умении составлять предложение, используя модели слов.

9. Д/и «Скажи точнее». Цель: Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

10. Д/и «Дождик, дождик». Цель: Развитие ритмичной и выразительной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Образовательная деятельность "Проделки дядюшки Ветра" по обучению грамоте для детей подготовительной группы

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять на слух количество слогов в словах, при этом четко выделяя слоги, называть первый слог, второй, третий и т.д., подбирать подходящие схемы ...

Комплексно-тематический план по обучению грамоте для детей старшей группы

Комплексно - тематический план составлен на основе конспектов занятий по пособию Д. Г. Шумаевой "Как хорошо уметь читать". Разработан для детей старшей гркппы с использование игровых технологий....

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы

Планирование на год. В планировании представлены  варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...