"Гласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Гурова Анна Васильевна

Дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvukino4.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

конспект  занятия

«Гласные звуки»

творческое объединение

 « Школа будущего первоклассника»

п. д. о. Гурова А. В.

Ковернино

2015 г


      Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме.

Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу слов III класса; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог. Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [м] (и далее по очереди), [и], [у]…

II. Беседа по пройденному материалу.

– Чем звук отличается от буквы?

– Что можно составить из звуков?

– Что можно составить из слогов? слов? предложений?

III. Объяснение нового материала.

1. Сообщение темы занятия.

Педагог. Давайте с вами произнесём  звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

2. Уточнение артикуляции гласных звуков.

а) Педагог. Какие же еще звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, Э, И.

– Как называются эти звуки?

– Обратите внимание, что гласных звуков только 6!!! А вот букв, которые обозначают эти звуки – 10. Об этих волшебных буквах мы поговорим позже.

б) Определить, какой звук логопед произносит по беззвучной артикуляции.

А – О – У – Ы – Э – И.

– Как вы догадались?

Физкультминутка

Повторить звуковую дорожку (последовательность гласных звуков) с движением.

А – руки вверх. Э – руки чуть округлить. О – руки округлить. У – руки вперед. Ы – руки в стороны.

А – О – Ы.

Э – У – А – О.

Ы – Э – У – А – О.

3. Определение начального и конечного гласного звука.

Педагог. Назовите гласный:

а) с которого начинается слово…

        аист, ухо, ослик, астра, иней, эхо.

б) которым заканчивается слово…

        игла, шары, сова, кино, огни.

4. Выделение гласного звука из середины слова.

а) Педагог называет слово, ученики определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын, мак, ком, дуб, мэр.

б) Педагог  показывает картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр.

Педагог. Что вы называли? (Звук.)

– Что показывали? (Букву.)

5. Смыслоразличительная роль гласных.

Педагог. Перед вами слово, из которого убежала гласная. Помогите вернуть её на место. Какая  буква убежала?

– Какое слово получилось?

– Что оно обозначает?

        Б…К         А

        Б…К         О

        Б…К         Ы

     Б…К         У          

– Что вставляли? (Букву.)

Вывод: одна буква может изменить значение слова.

Физкультминутка

Дети делят на слоги  предложенные педагогом слова, отстукивая их слоговой ритм при помощи большого тяжёлого мяча (баскетбольного).

Педагог. Кубики, лапа, духи, нога, машина, улица, дыня, молоко, сапоги, дорога.

6. Разбор слова «бак».

Педагог. Сколько слогов в слове «бак»?

Доказываем всеми способами:

1) отхлопываем;

2) проверяем рукой под подбородком;

3) считаем гласные.

Это знает каждый из учеников – сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Сколько в этом слове звуков?

– Сколько гласных?

– Начертите схему слова, выделите гласный звук красным цветом.

IV. Итог.

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.) Назовите их.

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?

– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове?

     – Встаньте те, у кого имя начинается с гласного звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

Где звук живёт? (гласные звуки).

Презентация направлена на обучение и закрепление умения определять положение гласного звука в начале, середине и конце слова....

Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си...

Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...