Главные вкладки

    познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии
    консультация по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

    Волошина Зинаида Петровна

    В речевом развитии очень важно научить ребёнка анализировать, находить правильное решение в многообразии вариантов и принимать его, делая вывод. Эти примеры игр с буквами, слогами и словами помогут ребёнку успешнее подготовиться к школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии

    (опыт работы)

    Волошина Зинаида Петровна – воспитатель ГБДОУ детский сад № 17

    Кировского района г. Санкт-Петербурга

    В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

    -развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификацию сравнение, обобщение)

    -развивать мышление, речь – суждение в процессе деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результатов, их интерпретации и применении в деятельности,

    -формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    -развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    -развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

    -научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;

    -развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;

    -повысить уровень коммуникабельности.

    Составь слова из слогов:

    РА  НА  РО  НО  ГА  ПА  ТА  КО  СА

    ( РАНА,  НОРА,  НОГА,  РОТА,  ТАРА,  РОГА,  ПАРА,

    РОСА,  КОСА,  КОРА )

    Добавь слог, чтобы получилось слово:

    ПРОВОД – КА (ПРОВОДНИК)

    САМО – КАТ (САМОЛЁТ, САМОСВАЛ)

    КОЛО – ДЕЦ (КОЛОКОЛ, КОЛОБОК)

    ТРАВ – КА (ТРАВМА)

    КАБА – ЧОК (КАБАНЫ)

    БОРО – ДА (БОРОДАЧ, БОРОВИК)

    Поменяй слоги местами, чтобы получилось слово:

    ТРАС, МА – МАТРАС

    ТРАДЬ, ТЕ – ТЕТРАДЬ

     ТРОН, ПА -  ПАТРОН

      АРТ, ТЕ – ТЕАТР

      ПЛИН, ТРАМ  -ТРАМПЛИН

      ТРОС, МА – МАТРОС

    Найди половинки слов:

    ТРА                БА

    ТРО                ВА

     ТРУ                ЙКА

    Поставь буквы в словах в другом порядке, чтобы получилось новое слово:

    ЛЕТО – ТЕЛО

    ЛИПА – ПИЛА

    КАРП – ПАРК

    МАЯК – ЯМКА

    АТЛАС-САЛАТ

    ШПАЛА – ЛАПША

    Поменяй буквы местами, чтобы получились слова:

    УКЛКА – КУКЛА - КУЛАК

    АУКАЛ – АКУЛА

    ИОГЛАК – ИГОЛКА

    АКАНТ -  КАНАТ – НАКАТ

    Составьте не менее 20 слов из слова:

    ЛОВКОСТЬ

    (ЛОВ, КОСТЬ, ВОЛК, ВОЛ, СЛОВО,КОТ, ВОЛОСТЬ, СТО,

    СОВОК, СОК, ВОСК, ЛОСК, ЛОСЬ, СТОЛ, СОЛЬ, ВОЛОС,

     СТВОЛ, КОСТЬ, ЛОТОС, КОЛ )

    Разгадываем ребусы:

    Ребус — это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками, например нотами. Ребусы — это замечательный тренажер логики, мышления, развития речи.

    На этом этапе достаточно объяснить основные правила:

     1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

    2. Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «нога» и «лапа».  Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб». Подбирать нужно подходящее по смыслу.

     3. Иногда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка — то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы.

    4. Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.

    5. Вспоминаем предлоги и учимся отгадывать ребусы.

                     ТРА-В-А                      В-А-ТА

    C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 001.jpg

                  В-А-НЯ                       В-О-РОНА

          ФО-НА-РЬ               ПОД-РУ-ЖКА

    C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 002.jpg

           СИГ-НА-Л                       ИГ-НА

          СТОг                                шУТКА

    C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 003.jpg

    ДОМ-ДЫМ                        СТОЛ-СТУЛ

    Изографы

    Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на сам предмет. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово и в правильном порядке показать все буквы и назвать все звуки.

    C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 007.jpg                     C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 008.jpg

                   ЧАСЫ                                                               МАЯК

                  СТРАУС

    C:\Documents and Settings\Зина\Мои документы\Мои рисунки\Ребусы 009.jpg

           ЛУНОХОД


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

    Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

    Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность в речевом развитии"

    Представлены примеры работы со звуками, слогами, словами, а также ребусами и изографами. Такая работа с детьми способствует успешной подготовке  к школе....

    Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

    Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

    Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

    Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

    Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"

    Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....