Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Макушева Юлия Михайловна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: «Буква «я».

Цель (как предполагаемый результат): Дети знакомы с тем, что буква «я» обозначает два звука – «йа»; могут называть слова по определенной модели.

Образовательная среда: доска, мел, цветные карточки (звуки) синего, красного и зеленого цветов, буква «я», фишки синего и красного цветов.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная.

Характер взаимодействия (форма общения со взрослым: внеситуативно-личностная; форма общения со сверстником: внеситуативно-деловая).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: «Буква «я».

Цель (как предполагаемый результат): Дети знакомы с тем, что буква «я» обозначает два звука – «йа»; могут называть слова по определенной модели.

Образовательная среда: доска, мел, цветные карточки (звуки) синего, красного и зеленого цветов, буква «я», фишки синего и красного цветов.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная.

Характер взаимодействия (форма общения со взрослым: внеситуативно-личностная; форма общения со сверстником: внеситуативно-деловая).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Ход (руководство деятельностью):

  1. Потребностно-мотивационно-целевой этап.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас все встанем в круг и чтобы немного поднять настроение, подарим друг другу объятие.

Воспитатель сообщает детям, что мальчик по имени Яша не может понять, на какую букву начинается его имя и просит помочь разобраться в этом ребят.

  1. Практический этап (детская деятельность).

Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, к доске и присядьте.

Воспитатель предлагает провести анализ слова «лягушка». Дети, совместно с взрослым считают количество звуков и соответственно «домиков» для них. Вызванный ребенок рисует мелом на доске семь «домиков».

Воспитатель:  Ребята, какой первый звук? («ль»)

Воспитатель:  Давайте все вместе попробуем его произнести (дети произносят). Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный). Мягкий или твердый? (Мягкий). Значит, каким цветом мы его обозначим? (Вызванный ребенок раскрашивает зеленым мелом на доске первый «домик»).

По аналогии проводится разбор остальных звуков. Таким образом, на доске образуется следующая модель:

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове «лягушка»? (три). Сколько согласных? (четыре). Давайте все вместе попробуем найти ударение в этом слове.

Дети, вместе с воспитателем быстро произносят слово три раза, на последний раз протягивают ударный гласный звук.

Воспитатель предлагает одному из детей поставить знак ударения над соответствующим звуком.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в интересную игру.

Вызванный ребенок показывает какие-либо действия (ест, умывается, причесывается и т.д.), остальные дети составляют предложения из 2-4 слов о действия товарища. Затем называются первое, второе слово предложений.

Например:

«Ваня умывается» (1 слово – «Ваня», 2 слово – «умывается»)

«Катя ест кашу ложкой» (1 слово – «Катя», 2 слово – «ест», 3 слово – «кашу», 4 слово – «ложкой»).

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного передохнем.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
А на шесть – на место сесть. (Движения по тексту).

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в следующую игру.

Воспитатель вызывает 7 детей и раздает им цветные карточки с определенным звуком (зеленая карточка – звук «ль», красная – «а», синяя – «г», красная – «у», синяя – «ш», синяя – «к», красная – «а»).

Остальные дети придумывают задания для звуков, например:

«Мягкие согласные, поднимите руку»,

«Гласные, присядьте»

«Твердые согласные, помашите рукой» и т. д.

Воспитатель: Ребята, давайте, наконец-то, поможем нашему мальчику Яше разобраться, на какую букву начинается его имя.

Проводится звуковой анализ слова «Яша».

Воспитатель знакомит детей с тем, что буква «я» обозначает два звука – «йа». Говорит, что звук «й» всегда мягкий согласный. Затем проводится звуковой анализ по аналогии слова «лягушка». Получается следующая схема:

Воспитатель напоминает детям, что имена пишутся с заглавной буквы, показывает букву «я» заглавную и прописную.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на доску (последовательно выставлены фишки синего, красного, синего и красного цветов), подумайте и назовите слова, подходящие этой модели.

Дети называют слова: «рыба», «луна», «каша», «роза», «нога», «папа» и т.д.

Если ребята произносят неправильные ответы, то все разбирают допущенную ошибку, почему они не подходят под данную модель.

  1. Результативный этап.

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.

  • С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
  • Как вы думаете, мальчик Яша разобрался, на какую букву начинается его имя?
  • Что вам понравилось на занятии больше всего?
  • Что было трудно выполнять?

Воспитатель благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Поэтическая гостиная"

Данный конспект разработан с целью совершенствования художественно-речевых исполнительских навыков детей подготовтельной к школе группы при чтении стихотворений и воспитания культуры поэтического слов...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программное содержание:•  Уточнять и актив...

Конспект (организованной) образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Как ёжик шубу менял"

Цель: Обучение связанному последовательному пересказу текста.Задачи:▪ Вовлекать детей в содержательное общение, диалог;▪ Формировать навыки  передачи  содержания сказки в форме игры-инсценир...

Конспект (организованной) образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая»

Цель : Обучение связному последовательному пересказу текстаЗадачи:▪ Вовлекать детей в содержательное общение, диалог;▪ Формировать навыки  передачи  содержания сказки в форме игры-инсце...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме «Продукты питания» Программное содержание:•  Уточнять и актив...