Конспект НОД по речевому развитию "Веселый алфавит".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гутарова Елена Александровна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Веселый алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 комбинированного вида»

г. Новозыбкова

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте в подготовительной группе

« Весёлый алфавит»

Подготовила:

воспитатель 1 категории

Гутарова Елена Александровна

2015 г.

Цель: умение строить звуковой анализ слов.

Задачи

Образовательные: закреплять представления о понятиях «слово», «предложение», упражнять в придумывании различных слов и предложений, учить выделять последовательность звуков в простых словах, составлять звуковой анализ слова.

Развивающая: развивать умение делать выводы, употребляя в речи сложные предложения.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность через игровую деятельность.

Материал: Схемы для анализа предложения, схемы для звукового анализа слова, фонограмма для музыкальной разминки, письмо в конверте, картинка лисы, буквы для составления слова «ДОМ».

Ход НОД:

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

 Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга.

Добрый день! - они нам скажут,

Добрый день! - ответим мы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Возьмёмся за руки, друзья,

Ведь без друзей нам жить нельзя. (Дети берутся за руки и садятся)

Воспитатель подходит к окну и говорит:

Вдруг сегодня на рассвете

Распахнул окошко ветер.

Кто-то бросил мне в окно

Вот такое письмецо.

Всё по правилам: наш адрес

Номер садика стоит.

Интересно, от кого же

В нём письмо для нас лежит?

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки!

Пишет вам Сашок.

Я не мал, но пока и не высок.

Я в мячик играю и песни пою

И всё время говорю, говорю, говорю.

Говорю, когда я ем,

Говорю, когда я сплю,

И когда играю, тоже я болтаю.

Говорю про всё, что знаю

И не знаю, - говорю,

Говорю, когда мечтаю,

Говорю, когда пою,

Говорю, когда болею,

Говорю, когда здоров.

Только мне никто не верит, -

Не бывает столько слов!

Помогите мне, ребята

Рассказать всё о словах,

Звуках, буквах, предложеньях,

Как  их  можно составлять,

Где их можно применять!

Воспитатель: Вот такое письмо мы получили! Ребята, поможем Саше?

Дети: Да!

Воспитатель: А как мы можем ему помочь?

Дети: Мы научим его играть в разные словесные игры.

Воспитатель: Давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и назовите слово, которое лишнее:

1. Кофта, платье, туфли

Дети: лишнее слово туфли, так как кофта и платье — предметы одежды, а туфли — предмет обуви.

2. Автобус, трамвай, самолёт

Дети: лишнее слово самолет, так как автобус и трамвай — это наземный транспорт, а самолёт — воздушный.

3. Синица, воробей, кошка

Дети: лишнее слово кошка, так как синица и воробей — птицы, а кошка — животное.

4. Муравей, бабочка, змея

Дети: лишнее слово змея, так как муравей и бабочка — насекомые, а змея — пресмыкающееся.

5. Корова, собака, волк

Дети: лишнее слово волк, так как корова и собака — домашние животные, а волк — дикое.

6. Стол, диван, чашка

Дети: лишнее слово чашка, так как стол и диван — предметы мебели, а чашка — предмет посуды.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы верно назвали все лишние слова. Сейчас вы называли слова, а что вы знаете о словах? Какие они бывают?

Дети: Слова бывают длинные и короткие;

Воспитатель: Назовите короткие слова.

Дети: Дом, кот, сом, дым, стол, пар.

Воспитатель: Молодцы! А теперь назовите длинные слова.

Дети: Холодильник, морозильник, картофель, пылесос, пароход.

Воспитатель: Хорошо! А теперь, послушайте стихотворение и скажите, какие в нём живут слова.

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь... (пол),

Скажу я слово потерял,

Ответишь ты... (нашёл),

Скажу теперь я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец),

Теперь начало я скажу,

Ответишь ты... (конец).

Воспитатель: Дети, так какие же слова живут в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении живут слова-враги.

Воспитатель: Назовите их, ребята.

Дети: пол-потолок, потерял-нашёл, трус-храбрец, начало-конец.

Воспитатель: Слова-враги ещё называют антонимы. Это слова противоположные по значению. Давайте повторим все вместе.

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы дети! А какие слова вы ещё знаете?

Дети:  Мы знаем слова-родственники

Воспитатель: Хорошо! Я прочту стихотворение, а вы найдите в нём слова-родственники.

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…

Над зеленой крышей дома
Спит зеленый дуб.
Два зелененькие гнома
Сели между труб.

Воспитатель: Ребята, какие слова-родственники вы услышали в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении слова-родственники зеленеют, зеленые, зелененькие.

Воспитатель: Почему эти слова — родственники?

Дети: Потому что у них общая часть зелен.

Воспитатель: Верно, ребята. По-другому слова-родственники называют однокоренные. Давайте повторим все вместе.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Дети: слова-родственники называют однокоренные.

Воспитатель: Молодцы ребята! А еще бывают многозначные слова — омонимы. Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. То есть слово одно, а значений у него много.

Воспитатель: Например: иголка.

                        Есть иголки у ежа.

                        И, конечно, у ерша.

                        У сосны и елки тоже есть иголки.

                        Это швейная игла.

                        Всем одежду шьет она.

Воспитатель: Найдите слова-омонимы в следующем стихотворении:

Ручкой целый день писала

Рученька моя устала.

Дома отдохнуть решила,

В ранец ручку положила.

Ранец к верху подняла

Плохи у меня дела -

Отлетела сразу ручка

Почему? Не поняла!

Воспитатель: Назовите омонимы в этом стихотворении.

Дети: Омонимы здесь ручка, рученька.

Воспитатель: Объясните их значение

Дети: Ручка — школьная принадлежность;

Рученька — часть тела человека;

Ручка — часть рюкзака;

Воспитатель: Молодцы, мои ребятки! А теперь давайте придумаем предложения со словом ручка.

Дети: Мама купила ручку;

У сумки крепкая ручка;

Я взяла брата за ручку;

Папа приделал к двери ручку.

Воспитатель: Давайте разберём с вами предложение «Мама купила ручку».

Ярослав, какое предложение мы будем разбирать?

Дети: Мы будем разбирать предложение: «Мама купила ручку».

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении 3 слова.

Воспитатель: Назовите 1 слово.

Дети: Мама.

Воспитатель: Назовите 2 слово.

Дети: Купила.

Воспитатель: Назовите 3 слово.

Дети: Ручку.

Воспитатель: Давайте составим схему предложения. (Дети работают на местах, один ребёнок у доски).

Воспитатель: Проверяем.

Дети: (ребёнок у доски) В предложении «Мама купила ручку» три слова (показывает Мама    Купила    Ручку). Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.

Воспитатель: Поработали, друзья

                         Отдохнуть пришла пора!

Музыкальная разминка.

Воспитатель: Ребята, можно с вами поиграть и загадки загадать?

Дети: Да

Воспитатель:         Есть загадки в нашем крае

                              До того мудрёные,

                             Кто загадки отгадает,

                             Попадёт в учёные.

1. В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

 Мой кров, родимый, тёплый.  (Дом)

2.Только солнце спать ложится,

 Мне а месте не сидится.

 Я на небо выхожу,

 С высока на мир гляжу.   (Луна)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас вы мне называли слова-отгадки. А скажите, сколько слогов в слове  дом? Давайте прохлопаем.

Дети: В слове дом 1 слог, так как в этом слове 1 гласный звук и мы хлопнули в ладоши 1 раз.

Воспитатель: Сколько слогов в слове луна? Давайте прохлопаем.

Дети: В слове луна 2  слога, так как в этом слове 2 гласных звука и мы хлопнули в ладоши 2 раза.

Воспитатель: Ребята, а какие звуки мы с вами знаем?

1-й ребёнок: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

2-й ребёнок: Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.

Воспитатель: Каким цветом обозначают гласные звуки?

3-й ребёнок: Гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки?

4-й ребёнок: Мягкие согласные звуки обозначают зелёным цветом

Воспитатель: Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки?

5-й ребёнок: Твёрдые согласные звуки обозначают синим цветом.

Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки поются и тянутся, а согласные — нет.

Воспитатель: А чем звуки отличаются от букв?

Дети: Буквы мы видим, можем нарисовать, прочитать, а звуки — слышим и произносим.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте составим схему слова дом.  (Один ребёнок выполняет на доске).

Воспитатель: Проверяем.

Дети:  В слове «дом» первый звук [д] — твёрдый согласный, поэтому обозначаем его  синим квадратиком. Второй звук [о] — гласный, обозначаем его красным квадратиком. Третий звук [м] — твёрдый согласный, обозначаем его синим квадратом.

Воспитатель: Молодцы! Сколько всего звуков в слове ДОМ?

Дети: В слове дом 3 звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ДОМ?

Дети: В слове ДОМ 1 гласный звук.

Воспитатель: Сколько согласных звуков?

Дети: В слове ДОМ 2 согласных звука.

Воспитатель: Давайте обозначим звуки буквами.

Дети: Звук [д] обозначим буквой дэ, звук [о] обозначим буквой о, звук [м] обозначим буквой эм. Читаем ДОМ.

Воспитатель: Теперь, ребята, послушайте ещё одну загадку:

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?...   (Лиса)

Воспитатель: (Выставляет картинку лисы.)  Давайте разберём слово лиса. Сколько слогов в слове лиса? Давайте прохлопаем ли-са.

Дети: В слове лиса 2 слога.

Воспитатель: Теперь давайте составим схему этого слова.

Воспитатель: (произнести слово лиса, выделяя [л']) Лиса. Какой первый звук вы слышите?

Дети: В слове лиса первый звук [л'].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [л']- согласный мягкий.

Воспитатель: Каким квадратом мы обозначим согласный мягкий звук?

Дети: Согласный мягкий звук обозначим зеленым квадратом.

Воспитатель: Какой слышим следующий звук? (произнести слово лиса, выделяя [и]) Лиса.

Дети: В слове лиса второй звук [и].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [и]-гласный.

Воспитатель: Каким квадратом мы обозначим гласный звук?

Дети: Гласный звук обозначим красным квадратом.

Воспитатель: Какой слышим следующий звук? (произнести слово лиса, выделяя [с]) Лиса.

Дети: В слове лиса третий звук [с].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [с]- согласный твердый.

Воспитатель: Каким квадратом обозначим согласный твердый звук?

Дети: Согласный твердый звук обозначим синим квадратом.

Воспитатель: Какой слышим последний звук? (произнести слово лиса, выделяя [а]) Лиса.

Дети: В слове лиса четвертый звук [а].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Звук [а]-гласный.

Воспитатель: Каким квадратом обозначим гласный звук?

Дети: Гласный звук обозначим красным квадратом.

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса четыре звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 2 гласных звука.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 2 согласных звука.

Воспитатель: Сколько мягких звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 1 мягкий звук.

Воспитатель: Сколько твердых звуков в слове лиса?

Дети: В слове лиса 1 твердый звук.

Воспитатель: А теперь сложите квадраты в конверты и приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

В школу осенью пойду, (дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Быстро правильно считать.

Я таким учёным буду! (грозят указательным пальчиком правой руки)

Но свой садик не забуду.

Воспитатель: Ребята, мальчик Саша вас благодарит:

     Вот спасибо вам, друзья!

     Научили вы меня.

     И за это вам награда -

     Интересная игра.

Воспитатель: Саша предлагает поиграть в игру «Эхо». В этой игре вам нужно будет повторить последний слог последнего слова в предложении трижды. Будьте внимательны!

Собирайтесь детвора,

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей,

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

А на самом деле как?

Как-как-как.

Это ухо или нос?

Нос-нос-нос.

Или, может, сена воз?

Воз-воз-воз.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, смогли ли мы помочь Саше?

Дети: Да.

Воспитатель: Наше занятие окончено. Давайте попрощаемся.

Дети: До свидания! (Дети выходят из группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по английскому языку «Алфавит (The ABC)»(подготовительная группа)

Конспект НОД по английскому языку (подготовительная группа) Тема: «Алфавит (The ABC)»...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект познавательной беседы «Как появился алфавит»

Цель данной беседы познакомить детей с историей создания алфавита....