"Сборник игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по обучению грамоте ( группа) на тему

Панкрашкина Татьяна Викторовна

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonem._sluha.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

.

Практические задания и игры на развитие фонематического слуха

«Услышишь — хлопни».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука (СНОСКА: Обозначение звуков см. в цветном приложении).

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП

АП — ПА

ПО — ...(ОП)

ОП—...(ПО)

ПУ — ... (УП)

ЫП — ... (ПЫ)

ПЭ— ...(ЭП)

УП—...(ПУ)

ПЫ — ... (ЫП)

ЭП — ... (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ

ПЯ — ПА

ПУ — ... (ПЮ)

ПИ — ... (ПЫ)

ПЭ—...(ПЕ)

ПЮ—...(ПУ)

ПО—...(ПЁ)

ПВ— ...(ПО)

ПЫ — ... (ПИ)

ПЕ — ... (ПЭ)

Некоторые виды практических заданий и игр, направленных на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики

«Сложи букву».

Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).

Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

«Узнай букву».

Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.

Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

«Прятки»

Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

«Путаница»

Узнавание букв, написанных с наложением.

http://www.pedlib.ru/books1/2/0291/image068.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"

Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...