Использование экспериментальной деятельности в НОД по развитию речи дошкольников.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Козлова Ирина Александровна

В данной статье подчеркивается необходимость побуждать детей дошкольного возраста к интересным открытиям и находкам при овладении устной и письменной речью. Читателю предлагаются образцы игр и упражнений, которые можно использовать во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей в детском саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование экспериментальной деятельности в НОД по развитию речи дошкольников.

Слово «эксперимент» с латинского языка переводится, как «проба, опыт», и одно из значений этого слова - опыт вообще, попытка осуществить что-либо.
Для повышения эффективности усвоения родного языка на занятиях в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно.
Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.
На занятиях по развитию речи дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Ниже приведены некоторые задания и упражнения, которые могут использовать педагоги  в своей работе в подготовительных к школе группах.

       Конструирование букв. На столах - палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.
      Реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.)
     Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма) /
Для читающих детей/. На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер).
    Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул).
    Подбор слов к заданной звуковой модели. /
Для детей, владеющих звуковым анализом/.  На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с моделью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?
   Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов - с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.
   Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.
   Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.
  Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т.д.
  Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок и т.д.
   Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Юли красивая кукла у».
  Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий.         Снег громко лает. Шарик».
  Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.
  Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
  Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог).
  Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).
Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение как для детей, так и для воспитателя, так как педагог может дать задание ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.
Такие задания удобны для педагога, они:

- снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;
- позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
- налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.
Вышеперечисленные виды работы могут использовать и родители дома, тем самым они повысят эффективность подготовки своих детей к школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»

Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...

Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов."Использование театральной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в занятиях по развитию речи дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях по развитию речи

Детская опытно экспериментальная деятельность как средство познавательно-речевого развития  в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР...

"Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разно...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе по развитию речи дошкольников с ОВЗ

Научить ребенка играть,брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретать жизненный опыт-всё это помогает осуществить тетатрализованная деятельность, которая способствует и развитию речи....

Опыт работы «Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»

Опыт работы по теме  «Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»...