Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Васильева Елена Николаевна

Уточнение и закрепление умения на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lena.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте:

"Волшебный мир звуков»
Задачи: 
1) общеобразовательные:
• Уточнять и закреплять умение на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
• Совершенствовать практические умения и навыки детей.
2) развивающие:
• Развивать грамматический строй речи;
• Становление фонематического и фонетического слуха и восприятия;
• Формирование самоконтроля за речью;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
3) воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы;
• Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Методы и приёмы: наглядный - моделирование, игровой, словесный – чистоговорки, практический – развитие мелкой моторики.
Оборудование: магнитная доска, наглядный материал,индивидуальные карточки – схемы звуков, слияний), цветные карандаши, лист белой бумаги, предметные картинки.

Словарная работа: символ, гласный, согласный звук,
Предварительная работа: разучивание игры, работа с индивидуальными карточками.

Ход ННОД:
Организационный момент.
Под музыку дети паровозиком заходят в группу и становятся в круг.
- Ребята, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Мы с вами многому стараемся научиться: правильно произносить звуки, различать их. Сегодня мы продолжаем путешествие в волшебный Звукоград – город звуков. Во время путешествия придётся выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно нужно взять с собой хорошее настроение.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: -Встали паровозиком и под музыку отправляемся в путь, проходим
к доске.
(Под музыку дети паровозиком заходят в группу и становятся перед доской)
- Вот остановка и первое задание. Посмотрите, к нам залетели в группу воздушные шары. Какого они цвета? Как вы думаете почему? Что в них спрятано? (символы звуков-буквы) А что же такое звуки? А как же мы их обозначаем? (символы звуков на доске-фишки(красные, синие, зелёные))
Покажите их на доске.
(Дети показывают символы звуков.)
-Какие звуки вы знаете?
Д: Гласные и согласные.
Назовите гласные звуки. А, У, И, О, Ы, Э.
Почему они так называются?
Д: Потому, что когда мы их произносим, воздух выходит свободно, не встречает преграду, их можно петь, тянуть, как нотки. Обозначаются красным цветом.
-Назовите согласные звуки.
Д: М, Мь, Н, Нь,Т,Ть,С, Сь…..
-Почему они так называются?
Д: Когда мы их произносим, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы. Обозначаются синим и зеленым цветом.
- Молодцы! Можем выполнять следующее занятие в Звукограде.

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?

Дети: Мама!

1.Сколько звуков в слове «мама»?(4)

1й звук?2й?3й?4й?

2.Сколько гласных звуков?

3.Назовите их. Воспитатель обозначает звуки на доске.

4.Сколько же слогов? Давайте посчитаем. Назовите слоги.

5.Слоги в слове «мама» одинаковые? Произнесите их.

6.А какой же  слог протяжнее: первый или второй?

(Сначала произнести протяжнее первый слог, потом второй, спросить, как правильно?)

Даём понятие об ударном слоге: «Если один слог произносится протяжнее другого и слово от этого не меняется, то это ударный слог. Это сильный слог».

Игра с движениями: «У Маланьи у старушки»

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего., не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так... (показывают движения)

Молодцы. Следующее задание.

Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит.
Круглолица и бледна,
Среди звёзд всегда одна.  (Луна)

Звковой анализ слова «Луна», раздаются заготовленные схемы.

После делаем у доски все вместе.

Игра «Какой звук заблудился?»

Забодал меня котёл (козёл)

На него я очень зол.

А.Шибаев

Ответы детей.

Итог:
Куда мы совершили путешествие? Что нового узнали? Что вам больше всего запомнилось? Какие задания понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема:  1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей группы с использованием ИКТ «Домовенок Мафаня в гостях у ребят»

Конспект Непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей  группы с использованием ИКТ «Домовенок Мафаня в гостях у ребят»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Морское путешествие"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе по обучению грамоте "Морское путешествие". Дошкольникам  предлагается отправиться в морское путешествие на корабле у котор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога и детей. Старшая группа. «Прогулка в осенний лес.»

Конспект занятия, в которое входит логоритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика и игры, цель которых сформировать у ребенка представление о начальном периоде осени....